Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Хочу рассказать об использовании стихотворных упражнений по орфографии, накопленных нами в практической работе с детьми. Что собой представляют подобные упражнения?
Условно их можно разделить на две группы. Первая группа — это так называемые запоминалки. Например:
Имена, фамилии, Начинает буква клички, города важные слова: все с заглавной буквы Иванова Анна, пишутся всегда. Шуя и Москва.
Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование — не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропедевтической работы и заучиваются детьми еще в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения по “Букварю” (в данном случае) имен людей, кличек животных, названий городов.
Вторая группа — рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Приведу одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей, названиях городов:
Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Ленинград, Москва, Ковров?
Методика проведения подобных упражнений (как первой, так и второй группы) несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная — многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения: в I, во II и даже в III классе, IV классе причем работу с рифмованными упражнениями целесообразно начинать как можно раньше. Рассмотрим возможности применения подобных упражнений и варианты заданий к ним на материале орфограммы жи и ши. Так, на уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями жи и ши дети вместе с учителем читают стишок-запоминалку:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи;
кружи, дружи, служи, спеши —
запомни слоги жи и ши.
Или:
Жи и ши, жи и ши
с буквой и всегда пиши:
мыши, ёжики, моржи,
лыжи, лужи, камыши.
В дальнейшем при работе с другими страницами “Букваря” или на уроках письма дети не раз читают текст запоминалок с плаката, оформленного учителем и периодически вывешиваемого им перед классом. Иногда эти незамысловатые рифмовки включаются как элементы речевой гимнастики в начале или в конце урока обучения грамоте:
Лыжи, мыши и ужи,
шины, ёжики, чижи,
жи да ши, жи да ши —
с буквой и всегда пиши.
На уроках письма в этот период дети пишут диктант, предварительно легко заучив две стихотворные строчки, либо списывают с печатного или письменного текста:
Мыши, ёжики, чижи —
только с и всегда пиши.
Более сложные рифмовки, предназначенные для работы во II и III классе, тоже могут найти место на уроках обучения грамоте. Их удобно читать со средствами обратной сигнализации. К примеру, на доске печатается текст с пропущенными сочетаниями жи и ши. Дети вместе с учителем хором декламируют рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
шиповник, шины, камыши,
машины и карандаши,
кружить, служить, дружить и жить,
спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
ты только с буквой и пиши!
При кажущейся простоте ясно выступает дидактическая ценность подобных упражнений. Чтение текста с пропущенным слогом (а при повторном выполнении данного упражнения дети читают его без помощи учителя) всегда очень полезно для формирования навыка чтения, поскольку тренирует ученика в антиципации — угадывании или предвосхищении читаемого слова. К тому же стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивает интерес к настоящей поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения к учению, Чередование работы по текстам “Букваря” с тренировочными рифмованными заданиями не противоречит принципам организации учебного процесса в этот период: авторы “Букваря” не случайно побуждают педагогов использовать на уроке разнообразный дидактический материал в занимательной форме. Систематическое же применение подобных упражнений с первых уроков чтения и письма дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день младшего школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преодоление которых является задачей последующего обучения.
Итак, накопив на уроках обучения грамоте достаточный опыт выполнения таких упражнений, как правило, в устной форме, дети к концу букварного периода запоминают многие из них. Значительно обогащаются их представления о лексическом разнообразии трудных в орфографическом плане слов. Так, способом запоминания рифмовок устанавливается запас порядка 15—20 слов на жи и ши. Однако знание правил и примеров на эти правила еще не есть гарантия грамотного письма. Эта истина хорошо известна каждому учителю. Поэтому методика работы с рифмованными упражнениями на уроках русского языка усложняется. “Старый” материал, прочитанный в период обучения грамоте, становится надежным помощником в трудном деле овладения прочными знаниями. Диапазон методических приемов работы с данными упражнениями довольно широк. Так, приведенную нами выше первую рифмовку (чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши и моржи...) можно предлагать детям в различных вариантах, например:
- полное или частичное списывание с карточки или с доски вставкой пропущенных сочетаний жи и ши;
- письмо по памяти с опорой на схемы, регулирующие постепенное нарастание трудности задания. По нашей рифмовке возможны такие варианты схем:
Или:
...жи, ...жи, ...жи, ...жи, ..., ..., ..., ..., жи..., ...ши и_...жи, ..., ... и ..., ...жи, ... жи, ...жи, ...ши — ..., ..., ..., ...— запомни слоги жи и ши. .... .... жи и ши
- зрительные, зрительно-слуховые или слуховые предупредительные диктанты обучающего характера;
- выборочное письмо на основе диктовки, списывания или письма по памяти;
- составление словосочетаний и предложений с одним из орфографических трудных лов рифмовки по выбору учащихся.
Как правило, эта работа совпадает с периодом формирования навыка по написанию данной орфограммы, поэтому предложенные выше упражнения разнообразят виды работы на уроке, чередуются с заданиями учебника, способствуют овладению прочными знаниями.
Во II, в III и IV классе работа с рифмовками, как правило, продолжается. Главная ее особенность заключается в том, что орфографически насыщенные рифмованные упражнения становятся как бы фоном для более сложной грамматической работы учащихся. Так, по той же рифмовке (чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы...) можно рекомендовать следующие задания:
- поставить имена существительные в единственном числе, определив род понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие;
- выписать в один столбик существительные, в другой — глаголы;
- поставить глаголы, данные в четверостишии, в неопределенную форму;
- придумать с этими же глаголами предложения, поставив их в 3-м лице единственного числа;
- подобрать пословицы с данными глаголами и т. д.
Таким образом, из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий таким, казалось бы, простым упражнением практически безграничны. Однако естественно и справедливо встают вопросы: как часто можно использовать одно и то же упражнение в практике работы? Стоит ли один и тот же материал давать детям на разных этапах обучения? Отвечая на первый вопрос, мы можем руководствоваться общим положением методики о том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в работу учащихся на уроке не менее восьми раз. Пользуясь этой рекомендацией, мы рассредоточили свой дидактический материал во времени, неоднократно возвращались к нему, изменяя задания по мере совершенствования навыка. Что касается ответа на второй вопрос, то, по нашим наблюдениям, неоднократное возвращение к уже знакомым упражнениям, особенно на разных этапах обучения, вызвало у детей положительную реакцию. Им всегда нравилась встреча с ними, а прочное усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях, как правило, непроизвольно переносилось ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.
С какими орфограммами мы работали подобным образом? Почти со всеми, включенными в программу начальной школы. Перспективная работа сама по себе всегда дает хорошие результаты, а продуманная с точки зрения формы и облеченная в стихотворные запоминалки и упражнения только усиливает обучающий эффект.
Показав возможный диапазон заданий, а также последовательность работы с одной из орфограмм (жи и ши), приведу дидактический материал для отработки некоторых других правил правописания:
Имена, фамилии людей, клички животных
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте —
Имя буквой выделяйте.Кошка — Маришка,
Котёнок — Тишка,
Щенок — Дружок,
Цыплёнок — Пушок,
Корова — Бурёнка,
Коза — Найдёнка,
Поросёнок — Хрюша
и бычок — Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка — Пушинка,
Собака — Смешинка,
Петух — Крикун,
Козёл —- Бодун,
Воробей — Тишка,
Поросёнок — Гришка.
Красотка-синичка,
как напишешь клички?
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
Ча и ща, ча и ща —
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча —
с буквой а и ща и ча.Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча —
все слова на ча и ща.Сочетанья ща и ча
в словах пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать —
нужно с буквой а писать.Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку получу.
Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.
Я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу —
я с у пишу и чу, и щу
Правописание чн и чк
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка.
Ёлочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
булочка и строчка,
свечка, печка, точка!Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.
Мягкий знак (ь) — показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо “шесть” получим шест,
вместо “есть” напишем ест,
станут пенками “пеньки”,
уголками — “угольки”, “банька” в банку превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.
День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нёс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Подчеркни, в каких словах
не напишешь мягкий знак.
Разделительный мягкий знак (ь)
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
перед я, ю, и, е, ё.Воробьи, жильё, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.
При, изучении разделительного мягкого знака (ь) в букварный период вторую строчку следует читать так: “Я в словах стою, друзья”.
Разделительный твердый знак (ъ)
Было “сели”,
стало “съели”,
догадаться вы сумели,
нечему случилось так?
Кто виновник?
— Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Безударные гласные
Безударный хитрый гласный:
слышим: мы его прекрасно”
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
гласный ставь под ударенье,
чтоб развеять все сомненья!Сосна, вода, дела, трава —
проверить надо все слова.
Безударный гласный —
стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.
Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны.
Гряда, цена, скала, весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земля, столяр, сова —
проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударенье,
потом пиши стихотворенье.
Страна, земля, стрела, сосна,
гряда, игла, звезда, весна,
роса, зерно, следы, листок,
кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!
Для письма по памяти
Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рской, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
“зуб” — на “зубы”, “лёд” — на “льды” —
будешь грамотным и ты.
— Где растёт морковь?
— На грядках.
— Буквы пишут где?
— В тетрадках.
— Чистим что мы?
— Чистим зубки.
— Одеваем в холод?
— Шубки.
— Любим все?
— Снежки, салазки.
— А читаем часто?
— Сказки.
Звук согласный проверяй,
рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? — Нет грядок.
А тетрадка? — Нет тетрадок.
Зубки! Изменили — зубы.
Шубки! Проверяем — шубы.
Ждем снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.
Обед, завод, медведь, кровать,
отряд, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.
Рыбка, грядка, кружка, гладко,
травка, сетка и тетрадка,
крышка, лапка, лодка, ласка,
книжка, ложка, утка, сказка.Ложка, лодка, рыбка, грядка
шутка, утка и тетрадка,
книжка, крышка и рубашка,
травка, сетка, промокашка.Дружки, снежки, рожки, прыжки,
сапожки, рожки, пирожки,
лужки, флажки и ложки,
кружки и поварёшки.
(Найди лишнее слово.)
Мышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и берёзка, и серёжки.
(Составь предложение со словами каждой строчки.)
Естественно, что не все из приведенных выше рифмовок обязательно читались детьми в период обучения грамоте. Основная часть упражнений проводилась на уроках русского языка или использовалась нами на уроках чтения в качестве тренировочных упражнений по совершенствованию навыков чтения. С этой целью давались следующие задания, прочитать так, как написано (орфографически); прочитать так, как говорим (орфоэпически); прочитать быстро (текст предъявляется для чтения на ограниченное время) и назвать слова, которые запомнили, подобрав к ним проверочные, и т.д. Диапазон подобных заданий широк и разнообразен.
В одном же мы убедились точно: использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.