Цель:
- Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии, обобщение и систематизация знаний о неметаллах как химических элементах, и как простых веществах,
- обобщение знаний о соединениях, образованных неметаллами, их свойствах, развитие умений и навыков работать в группах.
Задачи:
Образовательные:
- Создание целостных представлений о металлах; закрепить знания учащихся о физических и химических свойствах неметаллов, их соединениях, об основных областях их применения;
- Продолжить формирование умений в составлении уравнений реакций.
- Закрепить навыки работы с раздаточным материалом, периодической системой химических элементов.
- Формирование навыков работы в группах.
Развивающие:
- Продолжить работу над развитием умений анализировать, выделять главное в изучаемом материале и делать выводы.
- Развитие химического мышления.
- Тренировка зрительной памяти (работа с п.с.х.э. Д.И.Менделеева, с раздаточным материалом).
- Развитие культуры и коррекция химической речи (на протяжении всего занятия); развитие навыков письменной и устной работы.
Воспитательные:
- Воспитание логического мышления, критичности мысли, умения сравнивать и делать правильные выводы.
- Воспитание интереса к предмету (формирование всего учебно-воспитательного процесса на занятии).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
План занятия
I. Оргмомент. (3 мин.)
Добрый день юные химики, уважаемые гости, жюри. Я приглашаю Вас на учебно-познавательное занятие “ В мире неметаллов”. Надеюсь, что все вы будете активными его участниками.
Наука есть химия - волшебный предмет,
На любой из вопросов даст нам ответ.
Расскажет, откуда взялось вещество,
Состоит из чего, и получится что.
Наука "Химия" всегда быть должна,
Она загадочна и очень важна!
Послышится вам звук "химических лир",
И откроется в химию удивительный мир!
II. Ход занятия
Вступительное слово учителя (4 мин.)
Сегодня мы будем говорить об удивительном мире неметаллов. Из 109 элементов только 22 являются неметаллами. Земная кора, включая атмосферу и гидросферу, на 76,7% состоит из атомов кислорода, кремния, водорода, хлора, фосфора, углерода и азота. В морской воде – колыбели жизни на Земле – господствуют три неметалла: кислород, водород и хлор. Их общее содержание в морской воде составляет 99%. На нашем занятии мы должны вспомнить и обобщить знания об этом удивительном и многоликом классе веществ. Вы будете участвовать в конкурсах, показывать свои знания, зарабатывать баллы, а в конце занятия мы узнаем какая из команд стала лучшей. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем. Ну а девиз нашего урока: “Чтобы быть настоящим химиком надо знать, уметь и думать!”
(Далее идёт представление жюри-это учащиеся 11 класса).
Представление команд:
Класс, заранее разбитый на группы, придумывает названия своим командам, выбирает командира (он должен управлять работой своей команды).
Педагог на заранее приготовленной доске пишет названия команд.
Конкурс № 1 “Разминка”. (5 мин.)
В качестве разминки давайте устроим “Парад неметаллов”. Я буду читать стихи, а вы узнайте о каком они неметалле. Каждая команда должна будет отгадать по две загадки. Если одна из команд не знает ответа на вопрос, право ответа переходит к другим командам. За правильно названный металл команда получает 2 балла.
1.
Тяжёлый, жидкий и пахучий,
Подвижный, сильно ядовит.
Удушлив и весьма летучий
Сквозь поры пробки он летит.
В солях почти всегда бесцветен,
Есть в Сахском озере в Крыму,
Лечебным действием заметен
И всем известен потому.
(Бром)
2.
Я - газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Рождаю воду, когда сгораю,
Аэростаты наполняю,
А с кислородом образую
Я смесь горящую, взрывную.
(Водород)
3.
Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе...
(Озон)
4.
Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня и под водой
Оксид мой станет кислотой.
(Фосфор)
5.
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
6.
У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.
(Мышьяк)
Каждая команда получает за правильный ответ по 2 балла (жюри проставляет в ведомость оценки за конкурс “Разминка”).
Конкурс №2 “Узнай неметалл”. (5 мин.)
Мы взбодрились, активизировали свою мыслительную деятельность, приступим к более серьёзным вопросам.
В проезде Ученическом
Есть дом Периодический-
Квартиры там и тут.
А в них элементы разные-
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давным-давно живут.
Учащиеся в процессе беседы вспоминают о строении атомов неметаллов и о положении их в п.с.х.э. Д.И.Менделеева.
Вопросы к беседе:
- Какие характерные особенности в строении атомов неметаллов главных подгрупп вы можете отметить?
- Какие свойства, окислительные или восстановительные, более характерны для неметаллов?
- Какие неметаллы в реакциях проявляют только окислительные свойства?
- Почему водород занимает двойственное положение в п.с.х.э. Д.И.Менделеева?
- Где неметаллы расположены в п.с.х.э. Д.И.Менделеева; перечислите “адреса”, где мы можем их найти?
За каждый ответ, дополнение, уточнение учащиеся получают жетоны - 1 балл.
А теперь, ребята выполните задание - “Узнай неметалл”. В ваших папках на столе лежит задание, которое они должны выполнить и передать членам жюри. Баллы за ответы на вопросы приплюсовываются здесь же.
Конкурс №3 “Химический бутерброд”(5 мин.)
Мы ребята, изучаем науку, которая называется “химия”. Поэтому уместно нам вспомнить химические свойства неметаллов и их соединений. Перед вами следующее задание “Химический бутерброд”. Вам необходимо записать наибольшее количество реакций между попарно взятыми веществами за пять минут. За каждое правильно написанное уравнение – 1 балл.
После выполнения задания жюри подводит итоги конкурса.
Мы устали, самое время размяться. Поэтому сейчас - физкультминутка! (2 мин.)
Конкур №4: Мини – викторина “Химический хоккей”. (5 мин.)
Вопросы для “Химического хоккея”.
1. Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, а другой - поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня? (Это водород и кислород, которые вместе образуют воду)
2.Какое простое вещество-неметалл издавна включали в состав мазей для лечения кожных заболеваний? (Это сера)
3.В атмосфере какого газа-неметалла хранят старинные рукописи? (Этот газ азот)
4.Каким элементом богата морская капуста? (Этот элемент - йод)
5. Из этого вещества при высоких температуре и давлении получают искусственные алмазы? (Это вещество - графит)
6. Какое простое вещество обладает способностью светиться в темноте? (Это белый фосфор)
7. .Какой химический элемент называют "элементом жизни и мысли"? (Это фосфор)
8.Эту аллотропную модификацию серы можно получить в виде нитей. (Это пластическая сера)
9.Без этого элемента немыслима жизнь на Земле, ему обязана своим существованием органическая химия, в природе он существует в трёх лицах. О каком элементе идёт речь? (Это углерод)
После этого жюри подводят итоги мини-викторины.
Конкурс №5 “ Виртуальный эксперимент”(8мин.)
Команды смотрят видеосюжет:
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с фосфором
После просмотра видеосюжетов учащиеся о записывают уравнения и расставляют коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса.
Ответ: Уравнения с коэффициентами выглядят так:
P + 5HNO3(к) = H3PO4 + 5NO2 + H2O
Жюри подводят итоги конкурса – за каждое правильно записанное уравнение – 3 балла: 1 - составленный электронный баланс; 2 - определенные процессы и частицы; 3 - расставленные коэффициенты в уравнении реакции.
Конкурс №6 “Творческий” (7 мин.)
Я прочитаю вам стихотворение, которое отражает генетический ряд неметаллов. Вам необходимо это стихотворение перевести на язык химии и записать уравнения соответствующих реакции.
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид -
Цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Составьте генетический ряд фосфора и запишите необходимые уравнения химических реакций.
Ответ: Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:
P => P2O5 => H3PO4 => Na3PO4 => Ag3PO4
Ответ: Генетический ряд углерода выглядит следующим образом
:III. Заключение (3 мин.)
Химия – наука царица,
Величава и умна,
На урок серьезный в школе
Собрала всех нас она.
В мире много есть веществ,
Их порою всех не счесть
Ах, какие разные,
Все по сути важные.
Неметаллы и металлы,
Химики отважные!
Жюри подводит итог занятию, определяет команду-лидера. Учитель награждает учащихся призами. Отмечаются те вопросы, которые учащиеся усвоили недостаточно чётко, на что необходимо обратить внимание при изучении неметаллов по подгруппам.