Тип урока: обобщение знаний (проводится после изучения раздела “Экономика”)
Вид урока: урок-проект.
Цель урока: Показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, отрицательно воздействуя на природные процессы, что привело к экологическим проблемам.
- Обучающая: сформировать представление о воздействии человека на природу через экономическую деятельность.
- Развивающая: формировать навыки работы с различными источниками знаний, умения работы в группах, умение учащихся публично высказывать свое мнение.
- Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности, а также ответственности каждого за причастность к проблемам страны.
Формы и методы обучения:
- метод: проблемное изложение
- формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, пособия “Экологические капельки”, Самара, 2012г.
Этапы урока
1 этап. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.этап. Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы будем опираться на знания, полученные на уроках биологии, обществознания, географии. Прежде чем мы озвучим тему я предлагаю посмотреть небольшой сюжет “Переработка мусора в Японии”.
Приложение №1После просмотра сюжета вопросы:
- Какая проблема в данном сюжете затрагивается?
- Какие экологические проблемы связаны с экономикой? Названные вами проблемы характерны для нашей страны?
Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? Исходя из темы и увиденного сюжета сделайте вывод.
Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы его понимаете? В чем смысл данной цитаты?
Давайте сформируем проблему, пути решения которой мы должны найти в течение урока.
Проблема: Как экономическая деятельность человека влияет на экологическую обстановку в стране и какие пути решения экологических проблем мы можем предложить?
3 этап. Применение и совершенствование знаний
Работа в группах. Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает задание из пособия “Экологические капельки” и дополнительный материал. После обсуждения группы представляют свои работы. Оформляется на листах формата А4. На доске крепятся магнитами.
- 1 группа - стр. 95 пособия. Тема производство изделий из вторичного сырья.
- 2 группа - стр.96-97 пособия. Тема вода и продукты питания
- 3 группа - стр.98 пособия. Тема мусор как экологическая проблема.
- 4 группа - стр.120 пособия. Экологические преступления (виды наказаний)
- 5 группа - Экологически дружественное потребление стр. 104
Решение каждой группы озвучиваются учащимися
После презентации работ физминутка: упражнения для глаз
Учитель: Мы пришли к выводу, что хозяйственная деятельность человека привела к ряду экологических проблем. Свои предложения выхода из экологического кризиса запишем в тетрадях. (Принятие законов, позволяющих защитить окружающую среду, Международное сотрудничество, ответственность каждого за причастность к экологии окружающего мира, модернизация производства, экологическое равновесие, экологическая культура)
Учитель: По сути речь идет о необходимости управления, но не природой, а взаимодействием общества и природы, взаимодействием человека с человеком.
Необходимо создать общество, характеризуемое совокупностью системы знаний и умений, рациональной природопользовательской деятельностью, а также уважительным, гуманистическим отношением ко всему земному, к человеку и к окружающей среде.
Просмотр музыкального слайда “Интервью с Богом” (если позволит время)
Приложение №2Какой вывод напрашивается после просмотра этого ролика? Что надо начинать с себя, быть более терпимым к себе, к близким, к природе.)
4 этап. Рефлексия:
1) Итак, давайте назовем основные экологические проблемы, которые непосредственно образовались благодаря экономической деятельности человека?
2) Основные пути решения этих проблем назовите. Какие из них самые эффективные на ваш взгляд?
4 этап. Оценивание. Ребята оценивают себя сами, также участники команды друг дуга, учитель. (каждой команде в начале урока раздаются оценочные листы).
Ф.И.учащихся, которые работали по вопросам |
Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя |