Цель урока: ознакомление с образованием числа 7 в ходе наблюдений и практической работы, формирование умений писать цифру 7.
Задачи:
- познакомить с особенностями числа 7,его местом в числовом ряду формировать представление о неделе, днях недели;
- развивать внимание, логическое мышление, память, кругозор, математическую речь;
- воспитывать интерес к предмету, эстетический вкус.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «7 чудес света», стихи, образец цифры 7 на листе, индивидуальные карточки: состав числа 6, пословицы, карточки с цифрами (0-7).
ХОД УРОКА
1. Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности.
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас –
МАТЕМАТИКА сейчас.
– Сегодня на уроке мы будем работать над очень важной и интересной темой, поэтому на уроке надо слушать внимательно, работать старательно, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, в добрый путь!
2. Устный счет
1) – Счет от 1 до 10
– от 10 до 1 по-русски и по-казахски
– счет от 1 до 7, от 7 до 2
– через 1 четными, нечетными
2) Игра «Назови соседей» (показываю карточки с числами) 1 3 5 4 6
3) Игра «Угадай число» дети отвечают и прикрепляют карточку с числом на доску
– Разность 5 и 4?
– К 2 прибавить 1?
– От 5 отнять 3?
– Первое слагаемое –2, второе слагаемое –2, значение суммы?
– От неизвестного числа отняли 3, осталось –3,чему равно неизвестное число?
– Сумма 4 и 1? 1 3 2 4 6 5
Исправьте ошибки в числовом ряду, чтобы числа стояли по порядку.
1 2 3 4 5 6
– В каком порядке расположены числа, если считать слева направо? (возрастания)
– Назовите наименьшее число (1)
– Назовите наибольшее число (6)
– Какое число является предыдущим к числу 6? (5)
4) Игра «Заселяем домики»
– Сейчас мы проверим, как вы знаете состав чисел 6 и 5.
У детей на столах листочки, задание выполняется по вариантам
1 вариант – состав числа 5
2 вариант – состав числа 6
3. Изучение нового материала
1) – Послушайте стихотворение и скажите, чем интересна деревушка, о которой в нем говорится?
В деревушке 7 избушек,
7 крылечек, 7 старушек,
7 щенков, 7 дымков,
7 драчливых петухов,
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят,
Распустили 7 хвостов,
Каждый хвост по 7 цветов (всех предметов по семь)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с числом 7, научимся писать цифру 7.
2) Работа со счетным пеналом и наборным полотном
– Внимательно послушайте задание в стихах:
К мудрой совушке на урок
прилетели 6 сорок,
и еще одна сорока опоздала на урок.
– Сколько сорок прилетели сначала? (6)
– Положите перед собой 6 синих квадратов.
– Сколько сорок опоздало? (1)
– Положите рядом 1 красный квадрат.
– Сколько стало фигур? (7)
– Сколько сорок пришло на урок к мудрой сове? (7)
– Как получили число 7? (к 6 прибавили 1)
– Число 7 обозначается цифрой 7 (показываю цифру)
– Где стоит число 7 в натуральном ряду? (прикрепить к доске)
– На что похожа цифра 7? Ребята приготовили нам стихи об этой цифре.
Дети читают стихи:
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.
Сообщить хочу я всем:
Столбик в кепке – цифра 7.
Физкультминутка
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
И потянемся сейчас,
К верху ровно мы 7 раз.
Мы учиться все готовы,
И за парты сядем снова
4. Продолжение работы по теме
1) Историческая справка
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка, так как человек воспринимает окружающий мир через 7 отверстий в голове.
Покажите их: 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот.
– Что бывает в жизни по 7?
Ребята приготовили сообщения на эту тему:
Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: семь богов, семь чудес света в Древней Греции.
Великий пост у христиан длится семь недель. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. 7 звезд в созвездии Большой Медведицы, в музыке семь нот.
Демонстрация Презентации «7 чудес света»
Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы, в которых присутствует число 7.
– Какие вы знаете пословицы и поговорки, где присутствует число 7?
- "Семь бед – один ответ",
- "Семь раз отмерь – один раз отрежь",
- "На седьмом небе от счастья",
- "Семеро одного не ждут",
- "Лук от семи недуг"…и т.д.
– Как вы думаете, а как называется цветок, который лежит у вас на парте? (Цветик-семицветик)
– Валентин Катаев написал поучительную детскую сказку «Цветик-Семицветик»
– А какие еще вы знаете сказки, где присутствует число 7?
- "Волк и семеро козлят",
- "Белоснежка и семь гномов",
- "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
2) Подготовка руки к письму.
– Раскрасить серединку семицветика любым понравившимся цветом.
– А сейчас мы научимся писать цифру 7.
– Из каких элементов она состоит? Малая волнистая линия, прямая наклонная линия, малая линия).
3) Работа в Прописи с.40
Написание трех строчек (волнистая линия, наклонная прямая, цифра)
4) Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
Игра «Неделька, стройся!»
Вот неделя, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.Первый день по всем неделькам,
Носит имя ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА – сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
– Почему в календаре некоторые дни напечатаны черным цветом, а другие красным? (рабочие, выходные)
– Посчитайте количество рабочих дней в неделе.
– Посчитайте количество выходных дней в неделе.
– Сколько всего дней в неделе?
5) Работа по учебнику стр. 67.
Прочитай название дней недели.
Физминутка для глаз (на интерактивной доске)
5. Закрепление изученного
1) Работа в рабочей тетради
– написание цифры 7 (1 строчка)
2) Работа по учебнику с. 66 № 1 (1, 2 столбики )
Составление выражения по рисунку, фиксация в рабочей тетради.
Выполняется на доске с объяснением.
– Какое свойство сложения повторили? (переместительное свойство)
3) Игра «Глаз – фотограф». Цель игры, как можно лучше запомнить картинку
– Что вы видели? (геометрические фигуры)
– Какого цвета круг?
– Прямоугольник?
– Какая фигура красного цвета?
– Что расположено в левом нижнем углу?
– Сколько треугольников?
– Какого цвета ромб?
– О какой фигуре я вас не спросила?
– Сколько всего фигур?
6. Итог урока. Оценивание
– Какую цель ставили перед собой? (Изучить число и цифру 7)
– Что интересного узнали?
– Сегодня на уроке хорошо работали…
– На память об уроке вам остаются цветики-семицветики.
Я на седьмом небе от ваших знаний.
Прошу Вас совершить 7 добрых дел.