Природные ресурсы и хозяйство стран Африки

Разделы: География


Этап

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Актуализация знаний. Мотивационно-целевой.

Предлагает презентацию, подготовленную обучающимися, как опережающее задание, на тему «Африка – материк, гигант контрастов»

На основе прослушанного материала, учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока

Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности
Предметные результаты:
Формулирование темы и цели урока

Фронтальный опрос

Задания на проверку знания закономерностей. Задания на проверку понимания причинно-следственных связей.

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:
– определять степень успешности выполнения работы
– самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

Изучение нового материала (Усвоение новых знаний и способов деятельности)

Постановка  вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. К каким группам по социально-экономическому делению можно отнести странны Африки?

Комментарии учителя о том, что Африка имеет самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения.

 

Организует усвоение новых знаний через практическую работу:  «Отличительные черты колониальной структуры хозяйства»

 

Задание. По причине отсталости хозяйство стран определяется двумя группами отраслей. Какие меры нужно предпринять по преодолению отсталости в экономике?
Вопрос: виды природных ресурсов и какие отрасли хозяйства могут развиваться на их основе?
Проверка качества выполнения работы

 

Задание. По рисунку учебника № 7, 8, 9 сравните соотношение пашни и пастбищ на континенте; земельных ресурсов Африки с другими материками.

 

 

 

– высказывают свое мнение.
– высказывают свои предположения, но определяют, что у них не хватает знаний по данной теме, поэтому их необходимо добыть на уроке.
 Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. 
– предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты хозяйства стран
– работают с понятиями, заполняют блоки-модули

Класс делится на три группы, готовят мини-доклады, информация которых потом записывается в таблицу. Затем делается вывод. Идет обсуждение.

Работают в парах по отдельной отрасли экономики. Выступают. Слушатели заполняют таблицу. Общий вывод. (Источники знаний: учебник, атлас, справочный материал).

Заполнение блока-модуля по теме: «Минеральные ресурсы Африки»
Выступления обучающихся о главных горно-промышленных районах Африки.(опережающие задания)

Сравнивают делают выводы, заполняют блоки-модули. Выделяют страны-монокультуры в Африке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:
– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
 – осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов
– анализ объектов с целью выделения признаков,
– определение основной и второстепенной информации
– проводить синтез (восстановление целого из частей)
– анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
– публично защищать свою позицию
– учет разных мнений,
– планирование работы учебного сотрудничества,
Личностные УУД:
Формирование уважительного отношения к иному мнению
– осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
– учебно-познавательный интерес,
– самоопределение, самосознание.
Познавательные УУД:
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные УУД

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Познавательные УУД:

Сравнение стран по различным параметрам

Применение изученного.

 

Рефлексия (стадия осмысление) 

Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Африки?
Задание. Заполнить таблицу: старопромышленные районы, районы нового освоения, районы с наукоемкими отраслями

Ответьте на вопросы, закончите фразу:

На доске три картинки: чемодан, мясорубка, мусорное ведро. Обучающиеся отвечают на вопрос. Куда поместят полученные на уроке знания.

 

 

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Заполняют таблицу на доске.

 

Отвечают на вопросы

 

Выбирают картинки.

Познавательные УУД:
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
– выстраивание логической цепочки рассуждения;
– рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
– уметь устно, графически и письменно выражать свои мысли, идеи.
Личностные УУД:
 – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Цель  урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ; сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.

Задачи:

  • Обучающие: углубить знания странах Африки.
  • Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом.,
  • Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

ХОД УРОКА

1. Опрос

Задания на проверку знания закономерностей:

1. Перечислите и раскройте современные проблемы городов Африки.
2. Охарактеризуйте урбанизацию материка.
3. Дайте оценку заселенности субрегионов.

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей:

1. В чем проявляется влияние возрастной структуры на демографическую политику?
2. Почему демографическая политика в Африке не проводится или не дает результатов?
3. В чем вы видите причину формирование разной конфигурации границ стран в разных субрегионах?

2. Изучение нового материала.

Комментарии учителя о том, что Африка имеет самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения

Отличительные черты колониальной структуры хозяйства:

  1. Преобладание малотоварного, низкопродуктивного хозяйства.
  2. Слабое развитие обрабатывающей промышленности.
  3. Сильное отставание транспортной системы.
  4. Ограничение непроизводственной сферы.
  5. Однобокость развития экономики, монокультурность.

По причине отсталости хозяйство этих стран определяется двумя группами отраслей:

  1. Горнодобывающая промышленность.
  2. Тропическое и субтропическое земледелие.

Меры по преодолению отсталости в экономике:

  1. Национализация природных ресурсов.
  2. Аграрная реформа.
  3. Планирование экономики.
  4. Подготовка кадров.

Модуль по теме «Минеральные ресурсы Африки»
Виды природных ресурсов…
Какие отрасли могут разви ваться на основе этих ресурсов?

Черная металлургия

Районы добычи железной руды

Районы получения чугуна

Район получения стали

Либерия, ЮАР

Либерия, ЮАР, частично экспортируется

Частично на этих заводах

 
Цветная металлургия

Районы добычи меди

Районы получения черного металла

Получение рафинированной меди

Заир, Замбия

Получение черного металла на месте, т. к.содержание меди в руде незначительное.

В Европе, США, т. к. производство энергоемкое, близость потребителей и т. д.

   Топливные ресурсы


Районы добычи нефти

Использование нефти

Северная Африка, побережье Гвинейского залива

Топливо, нефтехимия в районе добычи, продажа за границу

Обеспеченность стран Африки минеральными ресурсами


Страны, богатые минеральными ресурсами

Страны богатые одним, двумя видами сырья

Страны бедные минеральными ресурсами

Марокко, Алжир, Кот-д-Дивуар, Габон, Заир, Намибия, ЮАР, Ботсвана, Мадагаскар

Ливия, Эфиопия, Тунис, Мали, Нигер, Мавритания, Гвинея, Либерия, Нигерия, Ангола, Мозамбик

Судан, Чад, ЦАР, Кения

Можно предложить и другие варианты таблиц.

Выступления учащихся по теме: «Главные горнодобывающие районы Африки» (всего их 7)

Работа с рисунками учебника.

  1. Сравнить соотношение пашни и пастбищ на континенте. Объяснить получившееся соотношение.
  2. Провести сравнение соотношения земельных ресурсов Африки с другими материками.
  3. Назвать страны с резким преобладанием пашни и пастбищ. Объяснить сложившееся соотношение.

Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Африки?

Минусы монокультуры:

  1. Монокультура поставила экономику многих стран в зависимость от конъектуры мировых цен.
  2. Возделывание на одних и тех же почвах монокультуры помногу лет истощают почвы.
  3. Страны экспортеры зависят от спроса в странах импортерах

Плюсы монокультуры:

  1. Приносит большие доходы.
  2. Связь с мировым рынком.
  3. Притягивает иностранный капитал.

3. Закрепление изученного материала

Заполнение таблицы

Районы Африки

Старопромышленные районы

Районы нового освоения

Районы с наукоемкими отраслями

Нет

Сахара, побережье Гвинейского залива

ЮАР

Ответьте на вопросы:

  1. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются …
  2. Верно ли следующее утверждение: «Главное полезное ископаемое Нигерии – железная руда?
  3. Почему для вывоза промышленной продукции из Медного пояса не используется река Конго?
  4. По каким видам минеральных ресурсов выделяется материк? Приведите примеры стран лидеров по запасам нефти и железной руды, медных руд, золота, алмазов, бокситов.

4. Домашнее задание

  1. Приготовить доклады о странах Африки
  2. Чтение текста учебника