Этап |
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
Актуализация знаний. Мотивационно-целевой. |
Предлагает презентацию, подготовленную обучающимися, как опережающее задание, на тему «Африка – материк, гигант контрастов» |
На основе прослушанного материала, учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока |
Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности |
Фронтальный опрос |
Задания на проверку знания закономерностей. Задания на проверку понимания причинно-следственных связей. |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные УУД: |
Изучение нового материала (Усвоение новых знаний и способов деятельности) |
Постановка вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. К каким группам по социально-экономическому делению можно отнести странны Африки? Комментарии учителя о том, что Африка имеет самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения.
Организует усвоение новых знаний через практическую работу: «Отличительные черты колониальной структуры хозяйства»
Задание. По причине отсталости хозяйство стран определяется двумя группами отраслей. Какие меры нужно предпринять по преодолению отсталости в экономике?
Задание. По рисунку учебника № 7, 8, 9 сравните соотношение пашни и пастбищ на континенте; земельных ресурсов Африки с другими материками.
|
– высказывают свое мнение. Класс делится на три группы, готовят мини-доклады, информация которых потом записывается в таблицу. Затем делается вывод. Идет обсуждение. Работают в парах по отдельной отрасли экономики. Выступают. Слушатели заполняют таблицу. Общий вывод. (Источники знаний: учебник, атлас, справочный материал). Заполнение блока-модуля по теме: «Минеральные ресурсы Африки» Сравнивают делают выводы, заполняют блоки-модули. Выделяют страны-монокультуры в Африке.
|
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности Познавательные УУД: Сравнение стран по различным параметрам |
Применение изученного.
Рефлексия (стадия осмысление) |
Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Африки? Ответьте на вопросы, закончите фразу: На доске три картинки: чемодан, мясорубка, мусорное ведро. Обучающиеся отвечают на вопрос. Куда поместят полученные на уроке знания.
|
Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Заполняют таблицу на доске.
Отвечают на вопросы
Выбирают картинки. |
Познавательные УУД: |
Цель урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ; сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.
Задачи:
- Обучающие: углубить знания странах Африки.
- Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом.,
- Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
ХОД УРОКА
1. Опрос
Задания на проверку знания закономерностей:
1. Перечислите и раскройте современные проблемы городов Африки.
2. Охарактеризуйте урбанизацию материка.
3. Дайте оценку заселенности субрегионов.
Задания на проверку понимания причинно-следственных связей:
1. В чем проявляется влияние возрастной структуры на демографическую политику?
2. Почему демографическая политика в Африке не проводится или не дает результатов?
3. В чем вы видите причину формирование разной конфигурации границ стран в разных субрегионах?
2. Изучение нового материала.
Комментарии учителя о том, что Африка имеет самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения
Отличительные черты колониальной структуры хозяйства:
- Преобладание малотоварного, низкопродуктивного хозяйства.
- Слабое развитие обрабатывающей промышленности.
- Сильное отставание транспортной системы.
- Ограничение непроизводственной сферы.
- Однобокость развития экономики, монокультурность.
По причине отсталости хозяйство этих стран определяется двумя группами отраслей:
- Горнодобывающая промышленность.
- Тропическое и субтропическое земледелие.
Меры по преодолению отсталости в экономике:
- Национализация природных ресурсов.
- Аграрная реформа.
- Планирование экономики.
- Подготовка кадров.
Модуль по теме «Минеральные ресурсы Африки»
Виды природных ресурсов…
Какие отрасли могут разви ваться на основе этих ресурсов?
Черная металлургия
Районы добычи железной руды | Районы получения чугуна |
Район получения стали |
Либерия, ЮАР |
Либерия, ЮАР, частично экспортируется |
Частично на этих заводах |
Цветная металлургия
Районы добычи меди | Районы получения черного металла |
Получение рафинированной меди |
Заир, Замбия |
Получение черного металла на месте, т. к.содержание меди в руде незначительное. |
В Европе, США, т. к. производство энергоемкое, близость потребителей и т. д. |
Топливные ресурсы
Районы добычи нефти |
Использование нефти |
Северная Африка, побережье Гвинейского залива |
Топливо, нефтехимия в районе добычи, продажа за границу |
Обеспеченность стран Африки минеральными ресурсами
Страны, богатые минеральными ресурсами |
Страны богатые одним, двумя видами сырья |
Страны бедные минеральными ресурсами |
Марокко, Алжир, Кот-д-Дивуар, Габон, Заир, Намибия, ЮАР, Ботсвана, Мадагаскар |
Ливия, Эфиопия, Тунис, Мали, Нигер, Мавритания, Гвинея, Либерия, Нигерия, Ангола, Мозамбик |
Судан, Чад, ЦАР, Кения |
Можно предложить и другие варианты таблиц.
Выступления учащихся по теме: «Главные горнодобывающие районы Африки» (всего их 7)
Работа с рисунками учебника.
- Сравнить соотношение пашни и пастбищ на континенте. Объяснить получившееся соотношение.
- Провести сравнение соотношения земельных ресурсов Африки с другими материками.
- Назвать страны с резким преобладанием пашни и пастбищ. Объяснить сложившееся соотношение.
Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Африки?
Минусы монокультуры:
- Монокультура поставила экономику многих стран в зависимость от конъектуры мировых цен.
- Возделывание на одних и тех же почвах монокультуры помногу лет истощают почвы.
- Страны экспортеры зависят от спроса в странах импортерах
Плюсы монокультуры:
- Приносит большие доходы.
- Связь с мировым рынком.
- Притягивает иностранный капитал.
3. Закрепление изученного материала
Заполнение таблицы
Районы Африки
Старопромышленные районы | Районы нового освоения |
Районы с наукоемкими отраслями |
Нет |
Сахара, побережье Гвинейского залива |
ЮАР |
Ответьте на вопросы:
- Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются …
- Верно ли следующее утверждение: «Главное полезное ископаемое Нигерии – железная руда?
- Почему для вывоза промышленной продукции из Медного пояса не используется река Конго?
- По каким видам минеральных ресурсов выделяется материк? Приведите примеры стран лидеров по запасам нефти и железной руды, медных руд, золота, алмазов, бокситов.
4. Домашнее задание
- Приготовить доклады о странах Африки
- Чтение текста учебника