Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: сформировать способность к умножению многозначного числа на
однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Задачи урока:
- актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, правило умножения суммы на число.
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
- развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа проектор, экран.
- Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.)
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;
- определить содержательные рамки урока: умножение многозначных чисел на однозначное число.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).
– Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
– Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
– Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).
Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайды 4-5).
– Вы готовы к работе? Тогда в путь.
– Пожелайте друг-другу удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин.)
Цели:
- повторить правило умножения суммы на число;
- тренировать вычислительные навыки.
Форма работы: фронтальная (Слайд 6)
а) Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.
– Сколько сотен? Всего десятков?
– Какие цифры использовали для составления этих чисел? (4, 0, 7)
б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. (74000, 40007)
– Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.
– На сколько одно число больше другого? (Ребята в столбик записывают в тетради: 74000 – 40007 = 33993)
– Правильно ли вычли? Как можно узнать? (Сложением)
– А что еще мы учились делать с многозначными числами? (сравнивали)
– Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны.
в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (Умножение) (Слайд 7).
– Давайте и здесь наведем порядок.
– Что общего во всех выражениях? (Все выражения на деление).
– Найдем значения этих выражений (по рядам).
5 * 4 240 * 100 800 * 900
12 * 7 30 * 5
– Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!
– А теперь попробуйте умножить устно
576 * 9 =
(Затруднение!!!)
3. Выявление места и причины затруднения (1 мин.)
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа умножения;
- согласовать тему и цель урока.
– Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно умножить, ведь мы повторили способы умножения.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели (1-2 мин.) (Слайд 8).
– Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ.) (Слайд 9).
– Сформулируйте тему урока. (Умножение на однозначное число.)
5. Проектирование и фиксация нового знания (8-10 мин.)
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа умножения;
- зафиксировать новый способ умножения в знаковой форме.
– Откройте учебник на с. 1. Что вы видите под з. 1. Прочитайте задание .Прямоугольник, который разбит на 3 части.
– Объясните запись рядом с прямоугольником. Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину. Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.
– Какой способ умножения нам дает данное выражение. Умножение суммы на число.
– Как его можно прочитать. Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.
– Вернемся к нашему примеру: 576 х 9
– Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?
– Число 576 раз разбивается на удобные слагаемые (500 + 70 + 6) . 9 и вычисляется по частям.
500 . 9 + 70 . 9 + 6 . 9 = (4500 + 630 + 54) = 5184
– Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное? Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.
– Удобна ли такая запись? Нет
– Посмотрим на следующую запись (2 столбик)
– Как получили слагаемые суммы? 6 единиц умножили на 9, получили 54. Потом 9 десяток умножили на 9, получили 630. Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500. Результаты сложили.
– А почему вычеркнули нули? Они не изменяют значение суммы.
– А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее? в 3-м.
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).
– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).
1. Сначала умножаем единицы | О |
2. Единицы пишем под единицами, десятки запоминаем. |
Т |
3. Умножаем десятки. |
К |
4. Прибавляем десятки, которые запомнили. |
Р |
5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем |
Ы |
6. Умножаем сотни |
Т |
7. Прибавляем сотни, которые запомнили |
И |
8. Записываем сотни и получаем “открытие” |
Е |
– Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения. Открытие.
– Что же вы открыли? Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.
– Будет ли он отличаться, если будем умножать на четырёхзначное число. Нет
– Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?
– Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.
– Сделаем вывод.
6. Первичное закрепление с проговариванием (4-5 мин.)
Цели:
- зафиксировать способ действия при умножении многозначного числа на однозначное;
- тренировать способность к выполнению умножения
Фронтальная работа (с проговариванием вслух)
а) – Теперь попробуйте вы письменно умножить многозначные числа на однозначные
Алгоритм умножения я буду подсказывать.
№ 3, стр. 1 а
7. Физминутка (2-3 мин.) (Слайд 12)
«Лови снежинку».
8. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Цели:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить способность к умножению многозначного числа на однозначное.
– Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
с. 1 №3 б
– Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
– У кого возникли затруднения при выполнении задания? Отметьте на листе контроля после проверки.
9. Включение в систему знаний и повторения (4-5 мин.)
Цели:
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- тренировать способность к безошибочному решению примеров на умножение;
- развивать творческие способности учащихся.
– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?
– Решим задачу на с. 2 № 4 (1 ученик у доски)
- Чтение задачи
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в ней? Что надо узнать?
- Как графически изобразить условие задачи?
- Как еще можно записать условие задачи? Какая запись удобнее?
- Во сколько раз больше надо заплатить за 3 компьютера?
- Как можно ответить на вопрос задачи?
– Как можно было по-другому записать решение задачи, если бы вы не знали прием умножения многозначного числа на однозначное?
2. Задача № 5 с. 2
Ведется коллективная работа над задачей, решение – самостоятельно.
– Прочитайте задачу.
- О чем говорится?
- Сколько детских билетов купили?
- Сколько рублей стоит 1 детский билет?
- Известно ли, сколько рублей заплатили за 4 детских билета?
- Как можно узнать? (835. 4)
- Сколько рублей стоит 1 взрослый билет?
- Сколько таких билетов купили?
- Как узнать, сколько рублей заплатили за 5 взрослых билетов?
- Что еще известно в задаче (было всего 10000 рублей)
- Что надо узнать? (дети читают вопрос задачи)
- 10000руб.
835 * 4 1216 * 5?
- Как графически изобразить условие задачи? Что будем находить: часть или целое?
- Из скольких частей состоит целое число? (3)
- Какую часть находим? (3)
- Как найти 3 часть части? (надо из целого числа вычесть сумму 2 других частей)
10. Рефлекия учебной деятельности (Слайд 13)
Цели:
- оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение многозначных чисел на однозначное число.
– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
– Вспомните, с каких слов мы начали урок?
– Чему научились?
– Довольны ли вы своей работой?
– Сможете дома составить 5 выражений на новое правило?
– На карточках контроля подсчитайте количество “+” и “–” за урок
Карточка-контроль
Устный счет |
Решение |
Ф.И. |
Задача на новое правило |
Задача изученного |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
(Слайд 14)
– Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – грустный.
11. Домашнее задание (Слайд 15)
– Вы поняли, что нужно потренировать дома?
С. 2 №6; №9
– Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16)