Организация образовательного процесса сегодня предполагает использование интерактивных форм взаимодействия с обучающимися как основы практически любой познавательной деятельности. Главное преимущество интерактива — в активном вовлечении каждого участника в процессы проектирования, исследования, моделирования. Здесь формируются умения критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа полученной информации и обстоятельств, способность взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, продуктивно общаться. Современная педагогика предлагает широкий спектр интерактивных форм, среди которых особенно ярко выделяются “мозговой штурм”, сократический диалог, ролевые и деловые игры, тренинги, дебаты и дискуссии и т. д., эффекты их применения очевидны, они легко встраиваются в формат технологий деятельностного типа. Особенно интересным, на наш взгляд, вариантом могло бы стать использование интерактива в комплексе с индивидуальным проектированием в технологии “образовательного путешествия”. Поле, где подобная комбинация способна дать максимальный эффект, — тьюторское сопровождение профессиональных проб в рамках образовательной области “Технология”: вопросы жизненного самоопределения, интеграции культурного опыта социума в процессе создания личного образовательного продукта могут быть решены более качественно в пространстве диалога, постоянной “обратной связи”, поддержки и со-присутствия.
Стратегия образовательного путешествия — это “стратегия открытий”; его структура позволяет обучающемуся прокладывать в окружающем мире собственные маршруты, находить ориентиры, заглядывать в будущее. Ключевые элементы “путешествия” являются также и этапами образовательного проектирования:
- “Вопрос”. Специально организованная образовательная ситуация рождает у участников личные вопросы к опыту социума и основным человеческим практикам. Любой вопрос рассматривается с трёх позиций: устройства мира, взаимоотношений и построения себя. Ключевые элементы: образовательная напряжённость, мотивация, проблемный вопрос.
- “Ответ”. Участник/группа участников самостоятельно определяет способ поиска ответа (“маршрут”) и собственно ответ на свой вопрос. Ключевые слова: информационный поток, образовательная мобильность, поиск.
- “Знание-Образ”. Участник/группа участников совершает “образовательное действие” - презентацию продукта, в котором отражён новый опыт, “приращение Я”. Ключевые слова: образовательный продукт, “Я-концепция”.
Образовательное путешествие проектируется каждый раз заново с учётом особенностей исследуемой области, выдвигаемых целей и задач, подготовленности и возраста обучающихся, что способствует развитию их творческой самостоятельности, навыков работы с различными источниками знаний, инициативности, гибкости мышления, способности к нестандартным решениям. И очень важна здесь позиция педагога: интерактивная “оболочка” образовательной деятельности, формат диалога способствует максимальному раскрытию потенциала участников “путешествия”. Мы предлагаем использовать для создания диалогового пространства коуч-технологию “открытых вопросов” (рефлексия проектной деятельности) и ресурсы действующих социальных сетей (создание виртуальных проектных и исследовательских групп, on-line-групп по моделированию, решению различных образовательных задач). Имеющийся опыт показывает, что активация message-действий обучающихся в id-пространстве как проекция познавательной деятельности on-line при условии грамотного сопровождения формирует ментальное образовательное поле, существующее параллельно с реальным и не ограниченное рамками времени и места. Одновременнное ведение “Дневника пробы сил” <см. Приложение 1> в сопровождении тьютора, задающего открытые вопросы, обращённые к личному опыту, переживаниям, ценностям и мечтам обучающегося, нацелено прежде всего на создание ситуации “обратной связи” off-line, на своего рода “возвращение” субъекту его познавательного опыта. Особенно интересным представляется вариант группового “образовательного путешествия” с одновременной активацией off- и on-line на основе содержания различных образовательных дисциплин и профессиональных областей.
Организационная структура образовательного on-line-пространства представлена в Таблице 1. Структура “образовательного путешествия” представлена в Таблице 2. Образцы страниц “Дневника пробы сил” представлены в Приложении 1.
Таблица 1
системообразующий элемент | on-line-ресурс | участники | базовая задача | формирующие факторы/действия | функция мероприятий |
Новостная лента сайта ОУ | Сайт ОУ | Все желающие | Организация “обратной связи” | расписание и отчёты (о ходе
“путешествия”) презентация партнёрских брендов презентация проектных продуктов фиксация результатов голосования (“социологические срезы”) |
Обеспечивают устойчивость проектной “сети” |
“Общая группа проекта” | “В контакте” | Все желающие | Привлечение целевой аудитории, создание сообщества, поддержка мотивации | расписание и отчёты (о ходе
“путешествия”, в т.ч. ссылки на co-perm.ru) информационная наполняемость (двусторонняя) а) по тематическому блоку б) общая *факты/справки *проблемные видеоролики *притча *рефлексивные ситуационные задачи *фильмы соответствующего содержания *ссылки на мероприятия *ссылки на страницы VK голосование а) по принципу эмоциональных предпочтений; б) на основе интеллектуального действия комментарии участников диалог (“вопрос-ответ” и т.п.) |
Формируют ментальное пространство развития, задают “границы” группы |
“Встреча” (группа деловой направленности) | “В контакте”. | Участники, занятые непосредственно в конкретном тематическом блоке/ проектной линии | Решение локальной (прикладной) задачи проекта | узконаправленная информация инструкции согласование действий участников одной проектной линии координация линий в тематическом блоке подготовка презентации итогов работы “Встречи” в пространстве “Общей группы” |
Формируют ментальное пространство развития, задают “границы” группы |
“Личная страница участника” | “В контакте”. | Отдельный участник проекта | Самоидентификация | выборы сообществ контакты — пробы позиционирование личная рефлексия |
Формируют ментальное пространство развития, задают “границы” личной идентичности |
Таблица 2
Этап | Назначение | Содержание этапа |
Подготовка к путешествию | Формирование мотивации | 1.Определение проблемного вопроса. 2.Подбор объектов для изучения. 3.Формирование информационного контекста. |
Составление образовательного маршрута | Обсуждение версий, , проектирование, конструктивный диалог. | 1.Определение очередности работы с
объектами, последовательности предлагаемых для
решения задач. 2. Формулировка вопросов и заданий, установление/согласование порядка действий участников при исследовании объектов (“маршрутный лист”). |
Работа на маршруте. | Самостоятельная работа обучающихся | Самостоятельная работа участников,
осуществляется в реальном/виртуальном
пространстве, как в группах, так и индивидуально Педагог-тьютор сопровождает учащихся на маршруте, помогает найти источники информации, организует исследовательскую (проектную) деятельность, оперируя открытыми вопросами и заданиями маршрутного листа. |
Заключительная часть работы. | Подведение итогов исследования. Проблемное обсуждение. Выработка общих позиций. |
Формы презентации образовательного продукта — по выбору участников (диспут, защита проектов, театрализация, выставки и т.п.) |
Список литературы.
- Ковалева Т., Рыбалкина Н.Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов. // Доклад, 2002.URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65
- Крупенина О. Образовательные путешествия: тьютор + ученик = результат. // газета Управление школой. Содержание №7/2006 URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200600712
- Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. Профессия “тьютор”, М.-Тверь: СФК-офис. – 2012.
- Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat автореферат, 2004 http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoe-puteshestvie-kakpedagogicheskii-etod#ixzz3LlWZS1Oq
- Солдатенко Ю.В. Использование технологии “образовательное путешествие” в дополнительном образовании детей. http://nauka-it.ru/attachments/article/2547/soldatenko_yav_vladivostok_konf14.pdf
- Новоселова Т. Коучинг: пространство и изобилие техник. http://erickson.ru
- Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.