Урок русского языка "Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания о правописании соединительных гласных “о”, “е” в сложных словах;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки самостоятельной, парной и групповой работы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  • выведение алгоритма действий;
  • формулирование общего вывода.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык”, часть 2, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, Москва, “Академкнига”, 2012
  • тетрадь для самостоятельной работы №2 на печатной основе “Русский язык” 2 класс, Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Москва, “Академкнига”, 2014;
  • рабочая тетрадь;
  • карточки с текстами для работы в парах;
  • листы для работы в группах;
  • смайлики;
  • листы с лесенкой успеха;
  • ИКТ (презентация к уроку)

Ход урока

I. Мотивация деятельности.

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Презентация.

Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!

II. Проверка домашнего задания. Самооценка.

- Прочитайте в тетради, какие слова вы записали?

  • листопад
  • носорог
  • кораблекрушение
  • сухофрукты

- Какие слова написали с соединительной гласной о? Почему?

- Какие слова написали с соединительной гласной е? Почему?

Ш. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Прочитайте тему урока на доске. Что вы уже знаете по этой теме?

- сложные слова – это слова, состоящие из двух корней;

- корни соединяются гласными о и е;

- эти гласные называются соединительными, потому что соединяют два корня;

- после твёрдого согласного пишется соединительная гласная о;

- после мягкого согласного пишется соединительная гласная е;

- Какое стихотворение про соединительные гласные мы учили?

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут. (Слайд 2)

- Сегодня мы ещё поговорим о сложных слова в русском языке, их образовании, правописании, использовании в речи.

III. Чистописание.

о е ое ео

- Что вы можете сказать о гласных, которые мы будем писать на чистописании?

(Это соединительные гласные, которые соединяют части сложного слова)

IV. Словарная работа.

- Послушайте загадки и аккуратно и каллиграфически правильно запишите отгадки.

1.

Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу!
(Пылесос) (Слайд 3)

2.

Лети птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.
(Самолёт.) (Слайд 4)

3.

Паровоз без колёс –
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл!
(Пароход.) (Слайд 5)

4.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ...(вертолёт). (Слайд 6)

- Докажите, что эти слова сложные: выделите корни, подчеркните соединительную гласную. (Слайд 7)

- Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.

V. Самопроверка задания по слайду и самооценка. Чтение предложения.

VI. Работа по теме урока.

1. Работа в группах. Задание выполняют на листах.

Поработайте в группах. Образуйте и запишите в столбик сложные слова. Выделите корень и подчеркните соединительную гласную. (Слайд 8)

- несъедобный гриб с красной шляпкой (мухомор) мухомор

- шуруп, который сам нарезает резьбу (саморез)

- старинный русский чайник (самовар)

- русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской (хоровод)

2. Проверка. Какую соединительную гласную написали, почему? (Слайд 9 -10)

VII. Физкультминутка.

- Давайте сейчас немножко отдохнём.

Закрыли глазки. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по телу. Поднимите руки вверх, опустите. Белый свет течёт по вашей голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.

VIII. Закрепление изученного материала.

1. Работа в парах.

На столе у вас лежат карточки. Прочитайте текст, найдите и подчеркните сложные слова.

(Слайд 11 - 13) Самый высокий водопад в Росcии - Тальниковский водопад. Он очень красивый. Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её. Только в чистых водоёмах растёт растение, которая называется - водокрас. Чтобы охранять подводный мир, водолазы изучают его. И нам необходимо любить и охранять природу.

2. Проверка.

- Прочитайте текст.

- Чему учит нас этот текст? (Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её, нам необходимо любить и охранять природу.)

- Назовите, какие слова вы подчеркнули? (Слайд 14)

- Ребята, что объединяет этих слова?

- Водопад ,водоём ,водокрас ,водолаз.

- От каких слов они образованы. Мы понимаем, что они обозначают?

Водопад - падающая вода.

(Слайд 15) Водоём - водяная ёмкость, бывают водоёмы природные и искусственные, которые построили люди.

Водолаз - человек, который работает под водой. (Слайд 16)

Водокрас - это растение, которое растёт в воде. (Слайд 17)

- Запишите схему к этим словам. Какая соединительная гласная пишется в этих словах? Почему? (Слайд 18)

(Буква о, потому что д - твердый согласный)

Какую роль сложные слова играют в русском языке? (Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний)

3. Прочитайте слова: меч...носец, пеш...ход, пищ...вод, птиц..ферма, овц...бык. На доске записать

- Как вы думаете? Какую соединительную гласную здесь нужно вставить?

- Верно – “Е”.

- Посмотрите на какую согласную заканчивается первая основа?

- Как называются согласные Ч,Ш,Щ? (шипящие)

Вывод: (Слайд 19 -20)

- Запомните новое стихотворение:

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется “Е”.
А после твёрдых пишется “О”
Не перепутает буквы никто!

- Чтение стихотворения хором.

4. Работа по учебнику с. 141

Откройте обратный словарь на букву – Д. Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных. Выпишите по 4 слова и разберите их по составу:

  • 1 вариант – с корнем – ход пешеход, дымоход, пароход, скороход
  • 2 вариант – с корнем – вод оленевод, коневод, садовод, овцевод...

5. Проверка. Самооценка.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие слова называются сложными?

- Какую роль они играют в русском языке? (Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний)

- Что нового вы узнали на уроке о соединительной гласной “Е”?

Вывод детей:

- соединительная буква “е” пишется

1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после шипящих (пешеход, пищевод);

3) после “ц” (овцебык);

- соединительная буква “о” пишется:

после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).

1. Если вам понравился сегодня урок, то покажите улыбающийся смайлик. Если что-то не получилось на уроке и у вас плохое настроение, то покажите грустный смайлик. (Слайд 21)

2. Возьмите листок, на котором вы видите лесенку успеха. (Слайд 22)

Отметьте кружком, на какой ступеньке вы находитесь

- если вы усвоили весь материал о сложных словах, знаете все правила, можете выполнять задания самостоятельно, то это самая верхняя ступенька;

- если вы ещё что-то не доучили, вам нужна помощь учителя, то средняя;

- если не усвоили материал о сложных словах, не можете работать самостоятельно, то нижняя ступенька.

X. Домашнее задание. У. с.94, у.104*, у.105 (по выбору)

Интернет-ресурсы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://gruzdoff.ru/wiki/
  3. https://ru.wikipedia.org/