Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания о правописании соединительных гласных “о”, “е” в сложных словах;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
- развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной, парной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее;
- формирование самооценки на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- устанавливать аналогии;
- решать языковые задачи моделированием;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
- формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий;
- формулирование общего вывода.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.
Оборудование:
- учебник “Русский язык”, часть 2, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, Москва, “Академкнига”, 2012
- тетрадь для самостоятельной работы №2 на печатной основе “Русский язык” 2 класс, Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Москва, “Академкнига”, 2014;
- рабочая тетрадь;
- карточки с текстами для работы в парах;
- листы для работы в группах;
- смайлики;
- листы с лесенкой успеха;
- ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока
I. Мотивация деятельности.
- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!
II. Проверка домашнего задания. Самооценка.
- Прочитайте в тетради, какие слова вы записали?
- листопад
- носорог
- кораблекрушение
- сухофрукты
- Какие слова написали с соединительной гласной о? Почему?
- Какие слова написали с соединительной гласной е? Почему?
Ш. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Прочитайте тему урока на доске. Что вы уже знаете по этой теме?
- сложные слова – это слова, состоящие из двух корней;
- корни соединяются гласными о и е;
- эти гласные называются соединительными, потому что соединяют два корня;
- после твёрдого согласного пишется соединительная гласная о;
- после мягкого согласного пишется соединительная гласная е;
- Какое стихотворение про соединительные гласные мы учили?
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут. (Слайд 2)
- Сегодня мы ещё поговорим о сложных слова в русском языке, их образовании, правописании, использовании в речи.
III. Чистописание.
о е ое ео
- Что вы можете сказать о гласных, которые мы будем писать на чистописании?
(Это соединительные гласные, которые соединяют части сложного слова)
IV. Словарная работа.
- Послушайте загадки и аккуратно и каллиграфически правильно запишите отгадки.
1.
Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу!
(Пылесос) (Слайд 3)
2.
Лети птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.
(Самолёт.) (Слайд 4)
3.
Паровоз без колёс –
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл!
(Пароход.) (Слайд 5)
4.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ...(вертолёт). (Слайд 6)
- Докажите, что эти слова сложные: выделите корни, подчеркните соединительную гласную. (Слайд 7)
- Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.
V. Самопроверка задания по слайду и самооценка. Чтение предложения.
VI. Работа по теме урока.
1. Работа в группах. Задание выполняют на листах.
Поработайте в группах. Образуйте и запишите в столбик сложные слова. Выделите корень и подчеркните соединительную гласную. (Слайд 8)
- несъедобный гриб с красной шляпкой (мухомор) мухомор
- шуруп, который сам нарезает резьбу (саморез)
- старинный русский чайник (самовар)
- русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской (хоровод)
2. Проверка. Какую соединительную гласную написали, почему? (Слайд 9 -10)
VII. Физкультминутка.
- Давайте сейчас немножко отдохнём.
Закрыли глазки. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по телу. Поднимите руки вверх, опустите. Белый свет течёт по вашей голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах.
На столе у вас лежат карточки. Прочитайте текст, найдите и подчеркните сложные слова.
(Слайд 11 - 13) Самый высокий водопад в Росcии - Тальниковский водопад. Он очень красивый. Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её. Только в чистых водоёмах растёт растение, которая называется - водокрас. Чтобы охранять подводный мир, водолазы изучают его. И нам необходимо любить и охранять природу.
2. Проверка.
- Прочитайте текст.
- Чему учит нас этот текст? (Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её, нам необходимо любить и охранять природу.)
- Назовите, какие слова вы подчеркнули? (Слайд 14)
- Ребята, что объединяет этих слова?
- Водопад ,водоём ,водокрас ,водолаз.
- От каких слов они образованы. Мы понимаем, что они обозначают?
Водопад - падающая вода.
(Слайд 15) Водоём - водяная ёмкость, бывают водоёмы природные и искусственные, которые построили люди.
Водолаз - человек, который работает под водой. (Слайд 16)
Водокрас - это растение, которое растёт в воде. (Слайд 17)
- Запишите схему к этим словам. Какая соединительная гласная пишется в этих словах? Почему? (Слайд 18)
(Буква о, потому что д - твердый согласный)
Какую роль сложные слова играют в русском языке? (Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний)
3. Прочитайте слова: меч...носец, пеш...ход, пищ...вод, птиц..ферма, овц...бык. На доске записать
- Как вы думаете? Какую соединительную гласную здесь нужно вставить?
- Верно – “Е”.
- Посмотрите на какую согласную заканчивается первая основа?
- Как называются согласные Ч,Ш,Щ? (шипящие)
Вывод: (Слайд 19 -20)
- Запомните новое стихотворение:
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется “Е”.
А после твёрдых пишется “О” –
Не перепутает буквы никто!
- Чтение стихотворения хором.
4. Работа по учебнику с. 141
Откройте обратный словарь на букву – Д. Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных. Выпишите по 4 слова и разберите их по составу:
- 1 вариант – с корнем – ход пешеход, дымоход, пароход, скороход
- 2 вариант – с корнем – вод оленевод, коневод, садовод, овцевод...
5. Проверка. Самооценка.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие слова называются сложными?
- Какую роль они играют в русском языке? (Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний)
- Что нового вы узнали на уроке о соединительной гласной “Е”?
Вывод детей:
- соединительная буква “е” пишется
1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);
2) после шипящих (пешеход, пищевод);
3) после “ц” (овцебык);
- соединительная буква “о” пишется:
после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).
1. Если вам понравился сегодня урок, то покажите улыбающийся смайлик. Если что-то не получилось на уроке и у вас плохое настроение, то покажите грустный смайлик. (Слайд 21)
2. Возьмите листок, на котором вы видите лесенку успеха. (Слайд 22)
Отметьте кружком, на какой ступеньке вы находитесь
- если вы усвоили весь материал о сложных словах, знаете все правила, можете выполнять задания самостоятельно, то это самая верхняя ступенька;
- если вы ещё что-то не доучили, вам нужна помощь учителя, то средняя;
- если не усвоили материал о сложных словах, не можете работать самостоятельно, то нижняя ступенька.
X. Домашнее задание. У. с.94, у.104*, у.105 (по выбору)
Интернет-ресурсы.