Логопедические игры в работе с детьми на закрепление элементарных математических представлений

Разделы: Логопедия


Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач воспитания в детском саду. Коррекционная работа в речевых группах должна строиться по принципу логопедизации. Тесное взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения и воспитания детей способствует более полной реализации речевой и других психических функций детей с нарушениями звукопроизношении.

Работа по развитию речи проводится одновременно с задачами по формированию элементарных математических представлений. Большое внимание уделяется закреплению лексико-грамматических категорий на занятиях по математическому развитию.

Планируя коррекционную работу в своей группе, логопед и воспитатели придерживаются следующих правил:

1. Программное содержание по математике перекликается с речевой темой.

2. Параллельно с развитием математических представлений большое внимание на этих занятиях уделяется речевому развитию лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).

3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребёнка.

Словарь, который усваивают дети на занятиях, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями и предлогами, частицами. Его специфическая особенность значительное преобладание таких частей речи, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при: пересчёте предметов (один конь, два коня ... ); при простейших счётных операциях.

Важно чёткое проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.

Коррекционную работу на математическом материале педагоги организуют в совместной деятельности с подгруппами детей, сформированных по уровню развития (даже в самой подгруппе осуществляется дифференцированный подход и учитывается развитие коммуникативных навыков детей), а также индивидуально с каждым ребенком. Математический материал, а именно по счету, дает возможность детям усвоить определенные грамматические формы. Дети с той или иной степенью общего речевого недоразвития испытывают особые трудности при употреблении существительных в сочетаниях со словами “много”, “мало”  и количественными числительными. Предлагаются логоигры на закрепление знаний по математике и лексико-грамматических категорий.

1. Игра “Стук-стук” - на понимание и называние числительных, развитие количественных представлений. Используются музыкальные инструменты (барабан, бубен). Педагог ритмично стучит по барабану (бьёт в бубен). Ребёнок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз должен подпрыгнут, похлопать в ладоши или постучать по барабану. Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз прыгнул, прохлопал, простучал.

2. Игра “Волшебный мешочек” - на закрепление в речи количественных числительных. Достают картинки, на которых нарисованы разные предметы и дети озвучивают, сколько нарисовано их. Например: три мяча, пять матрёшек, две куклы, одно ведро.

3. Игра “Рыбаловы” - на закрепление навыка счёта в пределах 5, правильно согласовывать числительное с существительными. Используется удочка с магнитом и коробка с рыбками.

Дети вылавливают рыбок и считают: “Я поймал одну рыбку” “ Я ещё поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки” и т.д.

4. Игры можно проводить в зависимости от лексических тем. Например, тема: “Человек” или “Транспорт”, “Овощи, фрукты”. Можно организовывать игры на закрепление разных задач.

“Сколько у одного человека и у трёх человек разных частей тела?”

(У одного человека одна голова, две ноги, две рук, одна спина, один живот и т.д.)

(У трёх человек 3 головы, три спины, три живота, шесть рук, шесть ног и т.д.)

“Сколько у машин колёс, шин, кабин, фар, рулей? “Сколько яблок, вишен, грибов?”

Работая по теме: “Дикие животные” можно предложить игру “Сосчитай серых волков, рыжих лис и т.д.” - закрепляется согласование числительного с прилагательным и существительным.

Например: один серый волк, два серых волка, три, четыре серых волка, пять серых волков.

5. Игра “Дорожка” - закрепление согласование числительного с существительным и умение составлять предложение. (Я вижу пять красных помидоров.)

6. Кроссворды “Поменяй буквы в словах так, как подсказывают цифры” - на закрепление звукового синтеза слов и последовательности чисел. Например:

2 4 1 3
у т к с

Получается слово “КУСТ”.

7. Игры на формирование пространственных понятий.

  • “Где живут буквы в домике?”
  • “Где живут картинки?”

Например: Буква “А” живёт в правом верхнем углу и т.д.

Можно предложить цветные домики с разным расположением букв или предметных картинок.

8. Игра “Путешествие мухи или бабочки” - предлагается квадрат, разлинованный на клетки. Дети выполняют устные инструкции, и муха передвигается по клеточкам в разных направлениях. Например: вверх на две клетки, вправо на три клетки, вниз на ...т. д. В этой игре решаются задачи зрительно-моторной координации. И в конце “бабочка” должна будет добраться до конечной цели.

9. Игры “Скажи наоборот” - на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом.

Высокий-низкий Большой-маленький Тонкий-толстый
Широкий-узкий Длинный-короткий Много-мало

10. Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели). Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели).

Закрепляя временные понятия можно закреплять порядковый счёт. Игра “Назови на каком месте стоит понедельник, четверг и т.д.”

“Назови все дни недели”, “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”.

12. Игровое задание “Расшифруй заколдованное слово” - на закрепление знаний о геометрических фигурах, развития внимания, звукового синтеза слов. Предлагается образец с геометрическими фигурами, в которых нарисованы буквы. Детям предлагается карточка с геометрическими фигурами, в которые они должны вписать нужные буквы и назвать слово или прочитать цепочку букв.