Цель:
- Формирование понимания учащимися об искусстве как сфере человеческой деятельности.
- Выяснить особенности искусства, виды искусства, тенденции духовной жизни современной России.
- Уметь определять, каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства.
- Объяснять, что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре.
- Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
- Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
- Способствовать развитию умений работать в группе.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. “Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе”, Боголюбов Л.Н. “Задания и тесты по обществознанию”, дидактические материалы.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: использование активных и интерактивных методов преподавания.
План
I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)
- Что такое искусство.
- Особенности искусства.
- Виды искусства.
- Тенденции духовной жизни современной России.
Рефлексия. Подведение итогов.
Написание синквейна: искусство, духовная жизнь
Оценивание работы учащихся. Лист оценивания.
+ оценивается ответ докладчика или высказывание ученика.
А+ оценивается вопрос аналитика.
+) оценивается ответ ученика, отвечающего на вопросы.
(+ оценивается вывод интегратора.
\+ оценивается ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
/+ оценивается ответ на вопрос, поставленный учителем во время итоговой дискуссии.
С+ оценивается синквейн.
II. Домашнее задание, подготовиться к тестовому опросу.
Ход урока
Класс поделен на 3 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, докладчика, аналитика, интегратора, лаборанта, Ведущий организует обсуждение вопросов в группе, вовлекает в него учащихся. Секретарь фиксирует все, что относится к решению проблемы. Хронометрист засекает время. Докладчик – ученик, который является источником информации для всей группы, может быть 2 докладчика. Аналитик – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все гипотезы и предположения, задают вопросы представителям других групп. Интегратор связывает, обобщает, делает выводы. Лаборант рисует, делает записи на доске.
Правила:
- Регламент
- Толерантность, уважение мнения другого.
- Умение слышать и слушать.
- Доброжелательность.
- Активность.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
I этап
Введение.
Вводная речь учителя, постановка им проблемы.
Решите проблему:
Как вы считаете, может ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? Какова ваша точка зрения?
II этап
Определение понятия.
Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически или нарисовать.
5 минут.
1. Искусство
2. Духовная жизнь
3. Эстетическая культура
Представление результатов работы группы.
Все участник группы должны участвовать в работе.
На выступление группы 3 минуты и на ответы 2 минуты.
III этап
Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.
Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.
I группа: Особенности искусства
1. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.
2. Что такое художественный образ? Как с его помощью художник передает свое видение мира?
II группа: Виды искусства
1. Какие вы знаете виды искусства? На основании чего их различают?
2. Каким образом классифицируют виды искусства? Что такое синтетические искусства?
Свой ответ поясните.
III группа: Тенденции духовной жизни современной России
С чем связаны проблемы духовной жизни в современной России?
2. Назовите основные характерные черты процессов, происходящих в отечественной культуре и искусстве.
Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.
IV этап
Итоговая дискуссия.
Знаменитый художник Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога “Подсолнухи” является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе “Кристи” в Лондоне в 1987 году за 22 млн. 50 тысяч фунтов стерлингов. Как вы думаете, о чем говорит этот пример?
V этап
Подведение итогов работы.
- Написание синквейна: искусство, духовная жизнь.
- Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.
- Напишите о своем отношении к проблеме урока: искусство и духовная жизнь
- Насколько актуален и интересен он для вас?