Особенности нравственного воспитания в семье

Разделы: Работа с родителями


Нравственное развитие – одна из центральных линий развития в дошкольном детстве. Это планомерно проводимая в жизнь система. Невозможно внушать нравственные правила, а самим вести себя иначе: нельзя стараться правильно воспитывать детей, а самим допускать нарушения. Немецкий писатель Юл.Штрайцер подчеркивал: “Порядок и дисциплина – это краеугольные камни всякого общественного организма и основа всякого воспитания”.

Итак, правильный режим – основа воспитания: ставший привычным правильный образ жизни воспитывает чувство ответственности и дисциплинированности. Поэтому ребенка начинают приучать к определенному порядку, к выполнению простейших правил общежития буквально с первых дней жизни. Своеобразие дисциплины в дошкольном возрасте заключается в том, что она устанавливается взрослыми с учетом потребностей ребенка, его возможностей и перспектив развития, стимулируется одобрением взрослых каждого факта, когда ребенок слушался, проявлениями ими радости.

Поощрения в семье могут быть различными. Обычно это одобрение словами, типа “хорошо”, “молодец”, “правильно”, или использование расширенной похвалы. Если ее давать много и часто, это надоест и перестанет быть стимулом: “Где слишком сладко, там приторно”. Поэтому послушания добиваются только те родители, которые не поддаются слабости, остаются твердыми и последовательными в своих требованиях. Достаточно раз или два уступить детскому “хочу – не хочу”, “буду – не буду” - и можно свести на нет установившиеся взаимоотношения и процесс формирования первого кодекса нравственного поведения.

Добиться послушания – длительный и очень ответственный процесс.

Обычными формами тренировки послушания в семье являются поручения. С раннего возраста надо приучать малыша перед сном собирать свои игрушки, убирать свои книги на полочку. Постепенно ребенку поручают убирать комнату, постель, одежду. Можно попросить его принести что – либо или же, наоборот, отнести на свое место, не забывать проверить, чтобы каждое поручение или просьба были выполнены. Забывчивость или невнимательность ребенка могут нарушить формирование послушания. Наконец, послушание, как одобренная семейным коллективом форма нравственного долга, имеет самое непосредственное отношение к восприятию ограничений. “Пусть Ваши отказы будут так же неукоснительны и неизменны, как законы природы”, - указывал И.В. Шелгунов.

Поэтому поводу психологи добавляют, что при любом запрете требуется разъяснить причину. Дети не должны механически выполнять то, что от них требуют. Такова закономерность формирования социального и нравственного поведения.

В то же время, в форме нравственного поведения детей первых лет жизни очень многое строится на привычках, достаточно стойкой потребности совершать определенные действия, акты поведения. Привычка поведения связана с навыком, в котором выражается возможность ребенка выполнять какие – либо действия автоматически. Когда же выполнение данного действия с помощью навыка производится не под влиянием внешних требований или обстоятельств, а в силу внутренней потребности, то можно говорить о привычке нравственного поведения.

Формирование положительных привычек поведения – одна из задач современной семьи. Эти привычки, затрагивающие основные, важные для нравственного развития детей области социальных отношений, помогают им правильно ориентироваться в окружающем мире и свидетельствуют о нравственной направленности их поведения. К ним относятся привычки соблюдения чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к старшим, готовности прийти на помощь, трудолюбия и др.

Многие такие привычки ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители. Ребенок рано начинает копировать родителей, перенимает их плохие и хорошие качества, и все это усваивается чрезвычайно прочно.

Поэтому правильно поступают те родители, которые подчеркивают хорошие качества у каждого из знакомых и друзей. Делать это нужно ненавязчиво. У детей должна сформироваться привычка видеть, прежде всего, хорошие качества в каждом человеке, добрые побудительные мотивы в каждом поступке. В детях нужно воспитывать доброжелательность и отзывчивость. Очень полезно, если хорошие взаимоотношения родителей со всеми окружающими людьми обусловлены действенной помощью, искренним участием, бескорыстной поддержкой в моменты затруднений, и дети об этом знают. Тем самым они учатся искренности чувств. Ведь самое дорогое – тепло человеческого участия, “роскошь человеческого общения”, как писал А. Сент-Экзюпери. Поэтому, “обучать нравственности – это, по сути, обучать умению жить”, - писал В. Тендряков.