Психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Школа добрых волшебников"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

Актуальность проекта. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема личностной готовности к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.  Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровня личностной готовности к школе.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь – март 2015-2016 учебного года.

Описание проекта

Цель проекта – разработать и апробировать план мероприятий для формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с целью профилактики школьной дезадаптации.

Задачи:

  • Выявить у детей старшего дошкольного возраста сформированность учебных навыков и умений, оценить их эмоциональное отношение к предстоящему процессу в школе.
  • Создать условия для формирования у дошкольников мотивационной готовности к школе.
  • Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую и познавательную деятельность.

 Участники проекта: обучающиеся подготовительной группы, педагоги, родители (законные представители).

Предполагаемый результат:

  • обучающиеся: открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе; имеет основные представления о школе и школьных принадлежностях; умеет устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • педагоги: повысилась педагогическая компетентность по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников.
  • родители:  высокий уровень сформированности компетенции: знания о мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе; умение применять полученные знания при подготовке ребенка к школе.

Продукт проектной деятельности: коллективный коллаж «На пороге к школе».

Презентация проекта: представление медиапрезентации, публикация в СМИ.

Разделы проекта:

  • Работа с детьми;
  • Работа с педагогами;
  • Работа с родителями.

 Партнеры проекта: МОУ Разуменская СОШ № 1, № 2.

Работа с детьми

Цель

Задачи

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственный

Создание условий для формирования мотивационной готовности к школе

  • Формирование эмоционально положительного отношения к школе;
  • Развитие познавательной активности, любознательности;
  • Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой.
  • Исследование мотивации учения (методика М.Р. Гинзбург)
  • Беседа «Мои увлечения»
  • Игровая ситуация «Школьные принадлежности»
  • Коррекционно-развивающие занятия по подготовке к школе (с детьми УНГ, НГ)
  • Выставка рисунков «Мои мечты по дороге в школу»
  • Беседа «Что я знаю о школе»
  • Игровая ситуация «Кого я могу назвать другом»
  • Беседа «Чем я буду заниматься в школе?»
  • Чтение произведений на тему «Школа»
  • Игровая ситуация «Зачем нужны друзья»
  • Дидактическая игра «Знакомимся с портфелем»
  •  Игровая ситуация «Для чего нужно учиться»
  • Игровая ситуация «Школьные правила»
  •  Игровая ситуация «Как вести себя на уроке и перемене»
  • Игровой сеанс с элементами сказкотерапии «Лесная школа»
  • Коллаж «Я и школа»

Октябрь

Октябрь

 

В течение года

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение всего периода
Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Март

Март

Март

Педагог-психолог

Педагог-психолог

 

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

педагог-психолог

Воспитатели, педагог-психолог

Работа с педагогами

Цель

Задачи

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственный

Повышение психологической компетентности педагогов

  • Создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросу формирования у детей положительной мотивационной готовности к школе

 

  • Круглый стол «Условия успешной адаптации будущих первоклассников»
  • Консультация «Создание психоэмоционального комфорта для полноценного физического и психического развития»
  • Рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей в условиях межличностного взаимодействия.
  • Тренинг «Игры на предупреждение нарушений в эмоциональном развитии детей»

Ноябрь

 

Декабрь


Январь

 

Февраль

Педагог-психолог

 

 

 

Работа с родителями

Цель

Задачи

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственный

Помочь родителям устранить недопонимания мотивационной сферы ребенка через совместную игровую и познавательную деятельность

  • Определение уровня компетентности о мотивационной готовности ребенка к школе;
  • Создание условий для повышения личностной компетенции родителей в вопросе формирования у детей положительной мотивационной готовности к школе;
  • Вовлечение родителей в реализацию проекта.
  • Анкетирование «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

 

  • Памятка «Как подготовить ребенка к школе»
  • Консультация «Психологическая готовность к обучению в школе» (выступление на родительском собрании)
  • Тематический родительский уголок «Детский сад – школа»
  • Практикум «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника»
  • Игровой тренинг «Стресс и его последствия на этапе перехода ребенка в школу»
  • Психолого-логопедический практикум для родителей «На пороге школы»

Октябрь

 


Октябрь

 

Ноябрь

 


В течение года

Январь

 

Февраль

 

Март

Педагог-психолог

 

Педагог-психолог


Педагог-психолог

 

Воспитатели


Педагог-психолог


Педагог-психолог

Педагог-психолог
учитель-логопед

Совместные мероприятия

  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»
  • Сюжетно-ролевая игра «Школа»
  • Экскурсия в школу.

Январь
Март
Март

Воспитатели
Старший
воспитатель