Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности для 1-го класса по предмету “Математика”, составлено на основе учебника “Математика”, авторов Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (Образовательная система “Школа 2100).
| Раздел программы. Тема урока | Виды учебной деятельности |
| Признаки предметов | |
| 1. Свойство предметов: цвет. | Сопоставлять предметы окружающего мира, делать выводы на основе наблюдения. |
| 2. Свойство предметов: форма. | Группировать предметы по цвету, форме; на основе наблюдения делать выводы. |
| 3. Свойство предметов: размер. | Выделять свойства предметов (цвет, форма, размер). Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве. |
| 4. Сравнение предметов. | Наблюдать и учиться классифицировать предметы по цвету, форме, размеру. Сравнивать предметы по размеру. |
| 5. Выделение предметов из группы по заданным свойствам. | Выделять часть из множества предметов. Проводить сравнение и классификацию предметов. |
| 6. Разбиение предметов на группы. | Выделять общие и различные признаки предметов. |
| 7. Разбиение предметов на группы и выделение предметов из группы. | Проводить сравнение и классификацию
предметов. Выделять часть из множества предметов по характеристическому признаку. |
| Отношения | |
| 8. Порядок. | Описывать расположение объектов с использованием слов: слева, справа, выше, ниже. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве. |
| 9. Понятия: “равно”, “не равно”, “столько же”. | Сравнивать количество предметов в группах путём установления взаимно однозначного соответствия. |
| 10. Отношения: “больше”, “меньше”. | Делать вывод, в каких группах предметов больше, меньше и на сколько. |
| 11. Прямая и кривая линии. Луч. | Различать и называть прямую и кривую линии, луч. |
| 12. Геометрические фигуры: прямые и кривые линии, луч. | Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями. |
| Числа от 1 до 10 | |
| 13. Число один. Цифра 1. Один и много. | Сопоставлять понятия “один”, “много”. Соотносить цифру и число. Иметь представление о геометрических фигурах: точке и линии. |
| 14. Замкнутые и незамкнутые линии. | Иметь представление о замкнутых и незамкнутых линиях. Использовать в своей речи термины “замкнутые” и “незамкнутые” линии. |
| 15. Число два. Цифра 2. Предыдущее число. Последующее число. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 16. Сравнение чисел. Запись отношений
между числами. Знаки “<”, “>”, “=”. |
Упорядочивать объекты. Сравнивать две группы предметов. Уметь применять знаки “>”, “<”, “=” для записи результатов при сравнении групп предметов. |
| 17. Числовые равенства и неравенства. | Уметь оперировать терминами “равенство” и “неравенство”, различать верные и неверные равенства и неравенства, читать их и записывать. |
| 18. Отрезок. | Различать среди предложенных линий отрезок. Знать отличительные особенности отрезка. Уметь чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине. |
| 19. Число три. Цифра 3. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 20. Ломаная линия. Замкнутая ломаная. Треугольник. | Уяснить понятие ломаной линии, дав определение ломаной, понятие треугольника как замкнутой ломаной, имеющей три вершины и три звена – стороны треугольника. |
| 21. Объединение групп предметов в целое (сложение). | Иметь представление о сложении, как объединении совокупностей предметов. Составлять числовые равенства, используя понятие “сложение” и знак “+”. |
| 22. Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). | Иметь представление о действии вычитания. Составлять числовые равенства, используя понятие “вычитание” и знак “-”. |
| 23. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство. | Уяснить новые термины: числовое выражение, значение выражения, числовое равенство. |
| 24. Связь между сложением и вычитанием на основании представлений о целом и частях. | Познакомиться с понятиями: целое и части (основа понятий сложения и вычитания). Уяснить, что целое состоит из частей, если объединить части – получим целое, если из целого убрать одну часть – останется другая часть. |
| 25. Сложение и вычитание отрезков. | Уяснить, что сложение отрезков связано с понятием части и целого, на отрезках можно моделировать операции сложения и вычитания. |
| 26. Число четыре. Цифра 4. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 27. Мерка. Единичный отрезок. | Уяснить понятие единичного отрезка и числового отрезка. Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок, уметь пользоваться циркулем для измерения отрезков. |
| 28. Числовой отрезок. Четырехугольник. | Уяснить представление о числовом отрезке как модели натурального ряда чисел. Научиться присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу. |
| 29. Угол. Прямой угол. | Уяснить понятие угла, прямого угла. Уметь выделять прямые углы из множества других углов путём сравнения с моделью прямого угла. |
| 30. Модели простейших геометрических фигур. Прямоугольник. | Сформировать представление о прямоугольнике. Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников. |
| 31. Число пять. Цифра 5. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 32. Сложение и вычитание в пределах 5. | Уяснить два способа прибавления и вычитания числа 2. Усвоить состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5. |
| 33. Модели простейших геометрических фигур. Пятиугольник. | Сформировать представления о пятиугольнике. Усвоить состав числа в пределах 5. |
| 34. Числа от 1 до 5. | Сравнивать числа с помощью числового отрезка. Усвоить состав числа 5. |
| 35. Числа от 1 до 5. Повторение. | Усвоить приёмы сложения и вычитания в пределах 5. |
| 36. Число шесть. Цифра 6. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего |
| 37. Приемы сложения и вычитания числа 3. | Усвоить написание цифры 6, счёт в пределах 6. Усвоить способы решения примеров вида +3, -3. |
| 38. Модели простейших геометри- ческих фигур. Шестиугольник. Состав чисел от 1 до 6. | Формировать представление о
шестиугольнике. Закрепить состав числа 6. |
| 39. Состав чисел от 1 до 6. | Усвоить навыки счёта в пределах 6, взаимосвязь между частью и целым. |
| 40. Число семь. Цифра 7. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 41. Числа от 1 до 7. Приемы сложения и вычитания числа 4. | Усвоить приёмы прибавления и вычитания числа 4 в пределах 7. Сравнивать числа с помощью числового отрезка. |
| 42. Компоненты сложения. | Усвоить названия компонент и результатов сложения, взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия сложения, между частью и целым. |
| 43. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. | Усвоить счёт в пределах 7, взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия сложения, между частью и целым. |
| 44. Переместительное свойство сложения. | Усвоить состав числа 7, случаи сложения ±2, ±3, ±4, связь изменения компонент и результатов действий. |
| 45. Взаимосвязь операций сложения. | Усвоить взаимосвязь между слагаемыми и суммой; между частью и целым. Формирование умений выполнять вычисления вида ±2, ±3. |
| 46. Компоненты вычитания. | Усвоить название компонент и результата действия вычитания, взаимосвязь между изменением компонент и результатом вычитания, между частью и целым. |
| 47. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Усвоить счёт в пределах 7. Усвоить название компонент и результата действия вычитания. |
| 48. Числа от 1 до 7. | Усвоить состав числа 7. Усвоить название компонент и выражений, связанных с действиями сложения и вычитания. Формирование умения составлять числовые отрезки. Вычислять значение числовых выражений. |
| 49. Число восемь. Цифра 8. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 50. Числа от 1 до 8. | Писать цифры в пределах 8. Познакомиться с выражением с переменной. Составлять выражения и простые задачи по рисункам. Сравнивать выражения. |
| 51. Число девять. Цифра 9. | Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего. |
| 52. Числа от 1 до 9. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.Составлять простые задачи и выражения по рисункам и схемам. Сравнивать выражения. |
| 53. Число ноль. Цифра 0. | Писать цифру 0. Уяснить, что число 0 – пустое множество, начало отсчёта на числовом отрезке. |
| 54. Числа от 0 до 9. | Закрепить представление о свойствах 0, навык счёта в пределах 9. Воспроизводить последовательность чисел от 0 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать числа без опоры на наглядность и с опорой на наглядность. Составлять выражения и простые задачи по рисункам и схемам. |
| 55. Число 10. Состав числа 10. | Усвоить получение и запись числа 10, состав числа 10. Закрепить навык счёта; взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий. Сравнивать числа и выражения. |
| 56. Соотношение целого и части. | Закрепить представления о взаимосвязи между компонента - ми и результатами действия сложения и вычитания. |
| 57. Табличные случаи сложения однозначных чисел. | Составить таблицу сложения и уяснить, как ею пользоваться. Систематизировать и закрепить знания о составе чисел 2 – 10. |
| 58. Числа и цифры. | Систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах. Закрепить навыки счёта в пределах 10. |
| 59. Арабские и римские цифры. | Познакомиться с историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием. |
| 60. Числа 0 – 10. | Закрепить состав чисел 2 – 10. Закрепить умение записывать числа арабскими и римскими цифрами. |
| 61. Равенство и неравенство. | Закрепить умение составлять выражения и сравнивать их. |
| 62. Числа от 1 до 10. Проверочная работа. | Закрепить состав чисел 2 – 10, случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого. |
| 63. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание однозначных чисел. | Закрепить умение складывать и вычитать числа в пределах 10, пользоваться таблицей сложения. |
| Текстовые задачи | |
| 64. Задача, ее структура. | Уяснить термины, связанные с понятием “текстовая задача”: условие, вопрос, выражение, решение, ответ. Моделировать текст задачи с помощью схем-отрезков. |
| 65. Решение задач раскрываю - щие смысл действий сложения и вычитания. | Закрепить знание терминов, связанных с понятием “задача”, учиться читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой. |
| 66. Задачи на нахождение целого из части. | Учиться читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой. Учиться записывать решение задачи. |
| 67. Задачи на нахождение части из целого. | Усвоить термины, связанные с понятием “задача”. Соотносить схему и текст задачи, решать и записывать решение и ответ задачи. |
| 68. Обратные задачи. | Применять понятие “обратная задача”. Формировать умение самостоятельно обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи часть - целое. Записывать решение задачи. |
| 69. Задачи на разностное сравнение. | Усвоить правила разностного сравнения чисел. Уяснить введение схем из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение. Учиться считывать информацию со схемы. |
| 70. Решение составных задач. | Формирование умения соотносить схему и текст задачи, самостоятельно обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи часть-целое с помощью схемы. |
| 71. Задачи, при решении которых используется понятие “увеличить на...”. | Научиться решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности этих чисел. |
| 72. Задачи на разностное сравнение. | Формирование умения решать задачи изученных ти -пов. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10. |
| 73. Задачи, при решении которых используется понятие “уменьшить на ...” | Научиться решать задачи на нахождение меньшего числа по известному большему числу и разности в прямой форме. |
| 74. Решение простых задач. | Формирование умения решать задачи изученных типов. |
| 75. Решение обратных задач. | Рассмотреть обратные задачи к задаче на разностное сравнение. |
| 76. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | Решать составные текстовые задачи. Считывать информацию со схемы. Объяснять ход решения задачи. |
| 77. Решение задач изученных видов. Проверочная работа. | Формирование умения решать задачи изученных ти -пов. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10. |
| 78. Решение простых и составных текстовых задач. | Корректировать действие учащихся, связанных с решениями задач и вычислительными навыками. |
| Уравнение | |
| 78. Уравнения вида a+x=b. | Усвоить понятия “уравнение”, “решение уравнения”. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10. |
| 80. Уравнения вида a- x=b. | Формирование умения решать уравнения
на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь оформлять уравнение. |
| 81. Решение уравнений. | Формирование умения решать уравнения. Ввести формулировку задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
| 82. Уравнение. Проверка решения уравнения. | Формирование умения выполнять проверку решения уравнения. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения. |
| 83. Решение уравнений. | Формировать умение решать простые задачи и уравнения. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10. |
| Величины и их измерение | |
| 84. Величина: длина. Единица измерения длины – сантиметр. | Обобщить способы измерения длины. Познакомиться с единой единицей измерения длины – 1см. |
| 85. Сложение именованных величин. | Усвоить первичные представления о величине как свойстве предметов, которые можно измерить, а результат измерения выразить числом. Складывать именованные величины. |
| 86. Единица измерения длины – дециметр. | Усвоить новую единицу измерения длины – 1дм. Измерять длины отрезков, сравнивать их, складывать и вычитать. |
| 87. Квадрат. Вычисление суммы длин сторон прямоугольника без использования термина “периметр”. | Усвоить первичные представления о величине как свойстве предметов, о длине, как величине. Закрепить представление о единице измерения длины – сантиметре, о способах измерения длин отрезков, о правилах сравнения, сложения и вычитания длин отрезков. |
| 88. Вычитание именованных величин. | Закрепить умения складывать и вычитать величины. Решать составные задачи. |
| 89. Величина: масса. Единица измерения массы – килограмм. | Усвоить представления о величине – массе, единице измерения массы – килограмме. Уяснить умение сравнивать, складывать, вычитать массу. |
| 90. Сравнение величин. | Сравнивать, складывать и вычитать величины. Решать составные текстовые задачи. |
| 91. Сложение и вычитание величин. | Сравнивать, складывать и вычитать величины. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10. |
| 92. Величины. Объем. Литр. | Усвоить представление об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин. |
| 93. Сложение и вычитание величин. | Сравнивать, складывать и вычитать величины. Закрепить умение решать составные задачи на нахождение неизвестной величины. |
| 94. Величины. Решение задач. | Уметь решать составные задачи на нахождение неизвестной величины. |
| 95. Решение задач изученных видов. | Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Считывать информацию со схемы. Объяснять ход решения задачи. |
| 96. Величины. Проверочная работа. | Решать составные задачи на нахождение неизвестной величины. |
| 97. Величины. | Закреплять вычислительные навыки. |
| Числа от 1 до 20. Нумерация | |
| 98. Устная нумерация чисел от 10 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 10 до 20. | Усвоить название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка. Закрепить умение решать простые задачи. |
| 99. Письменная нумерация чисел от 10 до 20. | Познакомиться с историческими сведениями о появлении позиционной записи чисел. |
| 100. Числа от 10 – 20. | Учиться читать, записывать и сравнивать числа второго десятка, используя аналогию между счётом предметов и измерением длины. |
| 101. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. |
| 102. Сравнение чисел, их последовательность. | Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. |
| Сложение и вычитание чисел | |
| 103. Алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. |
| 104. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток. |
| 105. Сравнение двухзначных чисел. | Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. |
| 106. Табличное сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Закрепить сравнение чисел в пределах 20. |
| 107. Алгоритм вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. | Усвоить вычислительный приём вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд. |
| 108. Вычитание чисел в пределе 20. | Моделировать приём выполнения действия вычитания с переходом через десяток. |
| 109. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
| 110. Табличное сложение. | Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20. |
| 111. Табличное вычитание. | Усвоить вычислительный приём вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд. |
| 112. Табличное сложение и вычитание. | Усвоить вычислительный приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд. |
| 113. Сложение в пределах 20. | Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
| 114. Вычитание в пределах 20. | Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
| 115. Табличные случаи сложения в пределах 20. | Сформировать вычислительные навыки сложения чисел в пределах 20. |
| 116 Табличные случаи вычитания в пределах 20. | Сформировать вычислительные навыки вычитания чисел в пределах 20. |
| 117. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20. | Знать название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка. Уметь читать, записывать и сравнивать числа второго десятка, используя аналогию между счётом предметов и измерением длины. |
| 118. Числа от 10 до 20. Проверочная работа. | Усвоить вычислительный приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Контролировать и оценивать свою работу. |
| 119. Числа от 10 до 20. | Закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20. |
| Итоговое повторение | |
| 120. Свойства предметов: цвет, форма, размер. | Уметь использовать при выполнении
заданий знание названий и обозначений
операций сложения и вычитания; использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); сравнивать группы предметов с помощью составления пар; |
| 121. Решение уравнений вида: a + x = b. |
Решать уравнения. Выполнять проверку правильности вычислений. |
| 122. Решение уравнений вида: x – a = b. |
Решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым |
| 123. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. | Уметь использовать при выполнении заданий знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20; |
| 124. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых. |
| 125. Решение простых задач. | Решать простые задачи. Использовать вспомогательные модели для решения задачи. |
| 126. Сравнение выражений. | Сравнивать числовые выражения. |
| 127. Равенство и неравенство. | Сравнивать и составлять числовые равенства и неравенства. |
| 128. Решение задач разными способами. | Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. |
| 129. Вычисление длины ломаной, как суммы длин ее звеньев. | Различать и называть прямую линию и ломаную. Вычислять длину ломаной. |
| 130. Годовая контрольная работа. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. |
| 131.Числа от 1 до 20. | Читать, записывать числа в пределах 20. Решать простые задачи изученных типов. |
| 132. Числа от 1 до 20. Итоговое повторение. | Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. Находить значения выражений, содержащих одно действие |