Тематическое планирование уроков математики. 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности для 1-го класса по предмету “Математика”, составлено на основе учебника “Математика”, авторов Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (Образовательная система “Школа 2100).

Раздел программы. Тема урока Виды учебной деятельности
Признаки предметов  
1. Свойство предметов: цвет. Сопоставлять предметы окружающего мира, делать выводы на основе наблюдения.
2. Свойство предметов: форма. Группировать предметы по цвету, форме; на основе наблюдения делать выводы.
3. Свойство предметов: размер. Выделять свойства предметов (цвет, форма, размер). Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве.
4. Сравнение предметов. Наблюдать и учиться классифицировать предметы по цвету, форме, размеру. Сравнивать предметы по размеру.
5. Выделение предметов из группы по заданным свойствам. Выделять часть из множества предметов.

Проводить сравнение и классификацию предметов.

6. Разбиение предметов на группы. Выделять общие и различные признаки предметов.
7. Разбиение предметов на группы и выделение предметов из группы. Проводить сравнение и классификацию предметов.

Выделять часть из множества предметов по характеристическому признаку.

Отношения  
8. Порядок. Описывать расположение объектов с использованием слов: слева, справа, выше, ниже. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве.
9. Понятия: “равно”, “не равно”, “столько же”. Сравнивать количество предметов в группах путём установления взаимно однозначного соответствия.
10. Отношения: “больше”, “меньше”. Делать вывод, в каких группах предметов больше, меньше и на сколько.
11. Прямая и кривая линии. Луч. Различать и называть прямую и кривую линии, луч.
12. Геометрические фигуры: прямые и кривые линии, луч. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями.
Числа от 1 до 10  
13. Число один. Цифра 1. Один и много. Сопоставлять понятия “один”, “много”. Соотносить цифру и число. Иметь представление о геометрических фигурах: точке и линии.
14. Замкнутые и незамкнутые линии. Иметь представление о замкнутых и незамкнутых линиях. Использовать в своей речи термины “замкнутые” и “незамкнутые” линии.
15. Число два. Цифра 2. Предыдущее число. Последующее число. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
16. Сравнение чисел. Запись отношений между числами.

Знаки “<”, “>”, “=”.

Упорядочивать объекты. Сравнивать две группы предметов. Уметь применять знаки “>”, “<”, “=” для записи результатов при сравнении групп предметов.
17. Числовые равенства и неравенства. Уметь оперировать терминами “равенство” и “неравенство”, различать верные и неверные равенства и неравенства, читать их и записывать.
18. Отрезок. Различать среди предложенных линий отрезок. Знать отличительные особенности отрезка. Уметь чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине.
19. Число три. Цифра 3. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
20. Ломаная линия. Замкнутая ломаная. Треугольник. Уяснить понятие ломаной линии, дав определение ломаной, понятие треугольника как замкнутой ломаной, имеющей три вершины и три звена – стороны треугольника.
21. Объединение групп предметов в целое (сложение). Иметь представление о сложении, как объединении совокупностей предметов. Составлять числовые равенства, используя понятие “сложение” и знак “+”.
22. Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Иметь представление о действии вычитания. Составлять числовые равенства, используя понятие “вычитание” и знак “-”.
23. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство. Уяснить новые термины: числовое выражение, значение выражения, числовое равенство.
24. Связь между сложением и вычитанием на основании представлений о целом и частях. Познакомиться с понятиями: целое и части (основа понятий сложения и вычитания). Уяснить, что целое состоит из частей, если объединить части – получим целое, если из целого убрать одну часть – останется другая часть.
25. Сложение и вычитание отрезков. Уяснить, что сложение отрезков связано с понятием части и целого, на отрезках можно моделировать операции сложения и вычитания.
26. Число четыре. Цифра 4. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
27. Мерка. Единичный отрезок. Уяснить понятие единичного отрезка и числового отрезка. Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок, уметь пользоваться циркулем для измерения отрезков.
28. Числовой отрезок. Четырехугольник. Уяснить представление о числовом отрезке как модели натурального ряда чисел. Научиться присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.
29. Угол. Прямой угол. Уяснить понятие угла, прямого угла. Уметь выделять прямые углы из множества других углов путём сравнения с моделью прямого угла.
30. Модели простейших геометрических фигур. Прямоугольник. Сформировать представление о прямоугольнике. Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников.
31. Число пять. Цифра 5. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
32. Сложение и вычитание в пределах 5. Уяснить два способа прибавления и вычитания числа 2. Усвоить состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.
33. Модели простейших геометрических фигур. Пятиугольник. Сформировать представления о пятиугольнике. Усвоить состав числа в пределах 5.
34. Числа от 1 до 5. Сравнивать числа с помощью числового отрезка. Усвоить состав числа 5.
35. Числа от 1 до 5. Повторение. Усвоить приёмы сложения и вычитания в пределах 5.
36. Число шесть. Цифра 6. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего
37. Приемы сложения и вычитания числа 3. Усвоить написание цифры 6, счёт в пределах 6. Усвоить способы решения примеров вида +3, -3.
38. Модели простейших геометри- ческих фигур. Шестиугольник. Состав чисел от 1 до 6. Формировать представление о шестиугольнике.

Закрепить состав числа 6.

39. Состав чисел от 1 до 6. Усвоить навыки счёта в пределах 6, взаимосвязь между частью и целым.
40. Число семь. Цифра 7. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
41. Числа от 1 до 7. Приемы сложения и вычитания числа 4. Усвоить приёмы прибавления и вычитания числа 4 в пределах 7. Сравнивать числа с помощью числового отрезка.
42. Компоненты сложения. Усвоить названия компонент и результатов сложения, взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия сложения, между частью и целым.
43. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Усвоить счёт в пределах 7, взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия сложения, между частью и целым.
44. Переместительное свойство сложения. Усвоить состав числа 7, случаи сложения ±2, ±3, ±4, связь изменения компонент и результатов действий.
45. Взаимосвязь операций сложения. Усвоить взаимосвязь между слагаемыми и суммой; между частью и целым. Формирование умений выполнять вычисления вида ±2, ±3.
46. Компоненты вычитания. Усвоить название компонент и результата действия вычитания, взаимосвязь между изменением компонент и результатом вычитания, между частью и целым.
47. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Усвоить счёт в пределах 7. Усвоить название компонент и результата действия вычитания.
48. Числа от 1 до 7. Усвоить состав числа 7. Усвоить название компонент и выражений, связанных с действиями сложения и вычитания. Формирование умения составлять числовые отрезки. Вычислять значение числовых выражений.
49. Число восемь. Цифра 8. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
50. Числа от 1 до 8. Писать цифры в пределах 8. Познакомиться с выражением с переменной. Составлять выражения и простые задачи по рисункам. Сравнивать выражения.
51. Число девять. Цифра 9. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением к предыдущему или вычитанием из следующего.
52. Числа от 1 до 9. Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.Составлять простые задачи и выражения по рисункам и схемам. Сравнивать выражения.
53. Число ноль. Цифра 0. Писать цифру 0. Уяснить, что число 0 – пустое множество, начало отсчёта на числовом отрезке.
54. Числа от 0 до 9. Закрепить представление о свойствах 0, навык счёта в пределах 9. Воспроизводить последовательность чисел от 0 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать числа без опоры на наглядность и с опорой на наглядность. Составлять выражения и простые задачи по рисункам и схемам.
55. Число 10. Состав числа 10. Усвоить получение и запись числа 10, состав числа 10. Закрепить навык счёта; взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий. Сравнивать числа и выражения.
56. Соотношение целого и части. Закрепить представления о взаимосвязи между компонента - ми и результатами действия сложения и вычитания.
57. Табличные случаи сложения однозначных чисел. Составить таблицу сложения и уяснить, как ею пользоваться. Систематизировать и закрепить знания о составе чисел 2 – 10.
58. Числа и цифры. Систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах. Закрепить навыки счёта в пределах 10.
59. Арабские и римские цифры. Познакомиться с историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием.
60. Числа 0 – 10. Закрепить состав чисел 2 – 10. Закрепить умение записывать числа арабскими и римскими цифрами.
61. Равенство и неравенство. Закрепить умение составлять выражения и сравнивать их.
62. Числа от 1 до 10. Проверочная работа. Закрепить состав чисел 2 – 10, случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого.
63. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание однозначных чисел. Закрепить умение складывать и вычитать числа в пределах 10, пользоваться таблицей сложения.
Текстовые задачи  
64. Задача, ее структура. Уяснить термины, связанные с понятием “текстовая задача”: условие, вопрос, выражение, решение, ответ. Моделировать текст задачи с помощью схем-отрезков.
65. Решение задач раскрываю - щие смысл действий сложения и вычитания. Закрепить знание терминов, связанных с понятием “задача”, учиться читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой.
66. Задачи на нахождение целого из части. Учиться читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой. Учиться записывать решение задачи.
67. Задачи на нахождение части из целого. Усвоить термины, связанные с понятием “задача”. Соотносить схему и текст задачи, решать и записывать решение и ответ задачи.
68. Обратные задачи. Применять понятие “обратная задача”. Формировать умение самостоятельно обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи часть - целое. Записывать решение задачи.
69. Задачи на разностное сравнение. Усвоить правила разностного сравнения чисел. Уяснить введение схем из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение. Учиться считывать информацию со схемы.
70. Решение составных задач. Формирование умения соотносить схему и текст задачи, самостоятельно обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи часть-целое с помощью схемы.
71. Задачи, при решении которых используется понятие “увеличить на...”. Научиться решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности этих чисел.
72. Задачи на разностное сравнение. Формирование умения решать задачи изученных ти -пов. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
73. Задачи, при решении которых используется понятие “уменьшить на ...” Научиться решать задачи на нахождение меньшего числа по известному большему числу и разности в прямой форме.
74. Решение простых задач. Формирование умения решать задачи изученных типов.
75. Решение обратных задач. Рассмотреть обратные задачи к задаче на разностное сравнение.
76. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решать составные текстовые задачи. Считывать информацию со схемы. Объяснять ход решения задачи.
77. Решение задач изученных видов. Проверочная работа. Формирование умения решать задачи изученных ти -пов. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
78. Решение простых и составных текстовых задач. Корректировать действие учащихся, связанных с решениями задач и вычислительными навыками.
Уравнение  
78. Уравнения вида a+x=b. Усвоить понятия “уравнение”, “решение уравнения”. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
80. Уравнения вида a- x=b. Формирование умения решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым.

Уметь оформлять уравнение.

81. Решение уравнений. Формирование умения решать уравнения. Ввести формулировку задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
82. Уравнение. Проверка решения уравнения. Формирование умения выполнять проверку решения уравнения. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.
83. Решение уравнений. Формировать умение решать простые задачи и уравнения. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
Величины и их измерение  
84. Величина: длина. Единица измерения длины – сантиметр. Обобщить способы измерения длины. Познакомиться с единой единицей измерения длины – 1см.
85. Сложение именованных величин. Усвоить первичные представления о величине как свойстве предметов, которые можно измерить, а результат измерения выразить числом. Складывать именованные величины.
86. Единица измерения длины – дециметр. Усвоить новую единицу измерения длины – 1дм. Измерять длины отрезков, сравнивать их, складывать и вычитать.
87. Квадрат. Вычисление суммы длин сторон прямоугольника без использования термина “периметр”. Усвоить первичные представления о величине как свойстве предметов, о длине, как величине. Закрепить представление о единице измерения длины – сантиметре, о способах измерения длин отрезков, о правилах сравнения, сложения и вычитания длин отрезков.
88. Вычитание именованных величин. Закрепить умения складывать и вычитать величины. Решать составные задачи.
89. Величина: масса. Единица измерения массы – килограмм. Усвоить представления о величине – массе, единице измерения массы – килограмме. Уяснить умение сравнивать, складывать, вычитать массу.
90. Сравнение величин. Сравнивать, складывать и вычитать величины. Решать составные текстовые задачи.
91. Сложение и вычитание величин. Сравнивать, складывать и вычитать величины. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
92. Величины. Объем. Литр. Усвоить представление об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
93. Сложение и вычитание величин. Сравнивать, складывать и вычитать величины. Закрепить умение решать составные задачи на нахождение неизвестной величины.
94. Величины. Решение задач. Уметь решать составные задачи на нахождение неизвестной величины.
95. Решение задач изученных видов. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Считывать информацию со схемы. Объяснять ход решения задачи.
96. Величины. Проверочная работа. Решать составные задачи на нахождение неизвестной величины.
97. Величины. Закреплять вычислительные навыки.
Числа от 1 до 20. Нумерация  
98. Устная нумерация чисел от 10 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 10 до 20. Усвоить название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка. Закрепить умение решать простые задачи.
99. Письменная нумерация чисел от 10 до 20. Познакомиться с историческими сведениями о появлении позиционной записи чисел.
100. Числа от 10 – 20. Учиться читать, записывать и сравнивать числа второго десятка, используя аналогию между счётом предметов и измерением длины.
101. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.
102. Сравнение чисел, их последовательность. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.
Сложение и вычитание чисел  
103. Алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
104. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток.
105. Сравнение двухзначных чисел. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.
106. Табличное сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Закрепить сравнение чисел в пределах 20.
107. Алгоритм вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Усвоить вычислительный приём вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
108. Вычитание чисел в пределе 20. Моделировать приём выполнения действия вычитания с переходом через десяток.
109. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
110. Табличное сложение. Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20.
111. Табличное вычитание. Усвоить вычислительный приём вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
112. Табличное сложение и вычитание. Усвоить вычислительный приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
113. Сложение в пределах 20. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
114. Вычитание в пределах 20. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
115. Табличные случаи сложения в пределах 20. Сформировать вычислительные навыки сложения чисел в пределах 20.
116 Табличные случаи вычитания в пределах 20. Сформировать вычислительные навыки вычитания чисел в пределах 20.
117. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20. Знать название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка. Уметь читать, записывать и сравнивать числа второго десятка, используя аналогию между счётом предметов и измерением длины.
118. Числа от 10 до 20. Проверочная работа. Усвоить вычислительный приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Контролировать и оценивать свою работу.
119. Числа от 10 до 20. Закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Итоговое повторение  
120. Свойства предметов: цвет, форма, размер. Уметь использовать при выполнении заданий знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;

использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

121. Решение уравнений вида:

a + x = b.

Решать уравнения. Выполнять проверку правильности вычислений.
122. Решение уравнений вида:

x – a = b.

Решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым
123. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Уметь использовать при выполнении заданий знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
124. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.
125. Решение простых задач. Решать простые задачи. Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
126. Сравнение выражений. Сравнивать числовые выражения.
127. Равенство и неравенство. Сравнивать и составлять числовые равенства и неравенства.
128. Решение задач разными способами. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.
129. Вычисление длины ломаной, как суммы длин ее звеньев. Различать и называть прямую линию и ломаную. Вычислять длину ломаной.
130. Годовая контрольная работа. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
131.Числа от 1 до 20. Читать, записывать числа в пределах 20. Решать простые задачи изученных типов.
132. Числа от 1 до 20. Итоговое повторение. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. Находить значения выражений, содержащих одно действие