Аннотация
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование современных образовательных технологий на уроках физики, которые окажут помощь: развитию навыков самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формированию ключевых компетентностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию умения объяснять физические явления, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.
Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, компетентностный подход, универсальные учебные действия, современные образовательные технологии, урок-исследование, технологическая карта урока
Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения отражает требования ФГОС ООО.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы, каждый из которых имеет свои цели.
Рассмотрим урок методологической направленности.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах ».
Тип урока: урок общеметодологической направленности, урок-исследование.
Методическая цель урока: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, тетрадь для лабораторных работ, лабораторное оборудование.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение средств ИКТ: Многосенсорный подход к обучению, развитие всех каналов получения информации. Развитие информационных умений.
Технологическая карта урока
УМК А.В. Перышкина, тетрадь для лабораторных работ ФГОС |
||||
Цели урока |
|
|||
Задачи урока, направленные на достижение планируемых образовательных результатов |
||||
Предметных |
Метапредметных |
Личностных |
||
1. Развивать умения применить знания о способах измерения массы во время проведения лабораторной работы, приобретение опыта простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений. |
1. Развивать умения планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме, овладение навыками исследовательской деятельности,осуществление расширенного поиска информации в тетради для лабораторных работ . |
1. Развивать познавательный интерес к процессу обучения; |
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Масса тела, рычажные весы |
|||
Физическое оборудование |
Учебные весы, алюминиевый цилиндр, монетка, сотовый телефон |
Лабораторная работа №3.
№ п/п |
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ожидаемый результат |
|||||||||||||||||||||||||
1. Вызов |
1. Организационный момент Целеполагание 2. Актуализация знаний
|
Подготовить учащихся к восприятию учебного материала Определить тему урока, цель и задачи.
Повторить понятие масса и её единицы измерения.
|
1. Распределение обучающихся по группам. Приветствие обучающихся. 2. Определение темы урока Опрос:
Учитель предлагает выполнить тест. |
1. Занимают места, и готовиться к выполнению работы. Возможные ответы обучающихся.
Находят в тетради лабораторную работу.
Сообщение обучающегося о мерах массы. |
– развитие навыков общения.(К) |
|||||||||||||||||||||||||
2. Осмысление | 1. Проблемная ситуация 2. Выдвижение |
Ознакомить со способами измерения массы. |
Какие способы определения массы вы знаете? |
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения и гипотезы. |
Определяют практическую значимость понятия масса.
|
|||||||||||||||||||||||||
3. Лабораторная работа |
Развить умения работать с учебным оборудованием и текстом |
1. Обсуждение темы, цели работы.
5. Повторим правила взвешивания. |
1. Записывают в тетрадь отчёт работы. |
Поиск информации и понимание прочитанного
|
||||||||||||||||||||||||||
4. Анализ полученных результатов, выводы.
|
Сравнить результаты измерений |
1. Проверим результаты измерений и вычислений по презентации. |
Выводы: я научился определять массу методом взвешивания на весах. Определили массы разных тел…. |
Определение погрешности измерения массы тел . |
||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия. Домашнее задание |
Вспомнить изученный способ взвешивания. |
Проверяем массу тел на электронных весах. Проанализируйте свои действия на уроке и заполните анкету |
Сравнивают массы тел с измеренными на электронных весах.
|
Практическое значение понятия масса. |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка «3» выставляется при нахождении массы 3-х тел, без ответа на вопрос.
Оценка «4» выставляется при незначительной погрешности измерения и при наличии ответа на вопросы в тетради, вывода (массы 3-4-х тел).
Оценка «5» выставляется при совпадении результатов с данными, при наличии ответа на вопросы в тетради и выводы (массы 4-х тел).
Современный урок – это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение. Обучающиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Учитель, его отношение к предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Приложение
Тест
1. Что из понятий, перечисленных ниже, является физической величиной?
А. Движение
Б. Масса
В. Тележка
Г. Инертность
2. Вы знаете, что скорости, которые приобретают тела при взаимодействии, зависят от их масс. Что можно сказать о массах, если лодка в момент прыжка человека с неё отходит назад почти с той же скоростью, с какой прыгает человек
А. Масса лодки много больше массы человека
Б. Масса лодки примерно равна массе человека.
В. Масса лодки много меньше массы человека.
Г. Ничего определённого про массы тел сказать нельзя.
3. Массу тела можно определить не только с помощью весов. Это можно сделать по взаимодействию тела с другими телами. Для каких тел применяется этот способ?
А. Только для газов.
Б. Только для жидкостей
В. Для небесных тел, атомов и молекул
4. Какие весы используют на уроках физики?
А. Медицинские
Б. Аптекарские
В. Электронные
Г. Учебные
5. Что из перечисленного является частью весов?
А. Коромысло
Б. Указатель
В. Чашки
Г. Ложки
Вопросы.
6. Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов?
7. В каких единицах она измеряется (перечислите все)?
8. На какую чашку весов кладут: взвешиваемое тело? гири?
9. Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ
- Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
- Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
- Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
- Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
- На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
- Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
- Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
- Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
- Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
Литература
1. Азиева – Каким должен быть современный урок по ФГОС? URL: http://www. azieva.ru›2011-04-10-17-56-01/130-2012-11-01-19-….
2. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / – М. : Просвещение, 2010. – 25-142 с. : ил. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020588-7. /
3. Австриевских Н.М. URL: http://www. EduContest.net›STORAGE_1…article…урок физики…ФГОС….
4. Елькина Г.В. Требования ФГОС и современный урок физики. Томск, 23 09. 2013
5. Павлова Н.А. URL: http://www.metodisty.ru›m/files/view/fgos_i_sovremennyi_urok….
6. ПёрышкинА.В. “Физика” – 7 класс М 2010 г.
7. Кочергина Л.Ю. URL: http://www. ruliene.bsu.ru› wp-content… Современный урок в свете требований ФГОС.
8. Познай самого себя, Библиотечка “ Первое сентября ”, М., “ Чистые пруды” 2009 г.
9. Тетрадь для лабораторных работ