Школа – важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В общеобразовательной организации должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.
9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Великой Победы. Сколько бы ни минуло десятилетий, мы никогда не забудем о миллионах погибших, о превращенных в пепел городах и селах, о гибели бесценных памятников культуры народа, а самое главное о людях: известных и неизвестных героях, сражавшихся на полях битвы, тружениках тыла, работающих на пределе человеческих возможностей и день и ночь. Герои войны – люди, которые ценой собственной жизни завоевывали для всех нас право жить!
Приобщаясь к героическому прошлому, изучая жизнь и боевые подвиги, учащиеся пополняют свои знания о малой Родине и её героях.
Эту работу я начинаю с первого класса. В доступной форме рассказываю детям о том, какую страшную беду перенесли на своих плечах их деды и прадеды, как они мужественно сражались, защищая свою Родину и свой народ.
Уже стало традицией каждый год накануне 9 мая проводить классные часы, посвящённые Великой Победе.
Для юных дагестанцев подвиги наших славных земляков являются примером, поэтому надо гордиться и хранить память о ветеранах Великой Отечественной войны. История нашей страны богата именами прославленных воинов, среди них есть и наши земляки-дагестанцы. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. Поэтому живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является ключевой составляющей патриотического воспитания.
В преддверии самого почитаемого праздника, учащиеся поздравили ветеранов Великой Отечественной войны. Дети с восторгом и радостью восприняли эту идею. Они поздравили Кукулиеву Марию Антоновну, заслуженного ветерана войны и труда, заслуженного врача РД, принимавшую участие в освобождении Будапешта, врача госпиталя ГЛР 2-го Украинского фронта. В тёплой радушной обстановке дети с интересом слушали рассказ ветерана об испытаниях военного времени, затем поздравили прабабушку одноклассника Тагирову Равзат Тагировну. Рассказ ребёнка-войны произвёл большое эмоциональное впечатление на учащихся. Магомедова Марьям принесла в класс поздравительную открытку от президента РФ Путина В.В., которую прислали её прабабушке Богдановой Евдокии Марковне – ветерану Великой Отечественной войны. Участие в параде Победы на площади им. Ленина г. Махачкалы и живое общение с ветеранами несёт огромный потенциал в воспитании чувства патриотизма младших школьников. Нельзя забывать о преемственности поколений!
Результаты анкетирования учащихся 3 «д» класса по вопросам патриотического воспитания 89 % учащихся считают себя патриотами.
Понятие «патриотизм» включает:
- любовь к родине – 60 %
- любовь к семье – 20 %
- любовь к своему народу – 10 %
- возрождение традиций – 10 %
Патриотизм наиболее ярко проявляется:
- в активном участии в патриотических акциях – 40 %
- в воспевании красоты и могущества родины – 25 %
- в выполнении воинского долга – 25 %
- в успешной учёбе – 100 %
Результативность участия учащихся 3 «д» класса за 2014-2015 уч. год в мероприятиях военно-патриотической направленности – 92 %.
Что того чтобы воспитать человека чувствующего, терпимого, понимающего, сопереживающего, патриота своей страны, коллектива, семьи необходимо в рамках образовательной организации комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного, толерантного, всесторонне развитого человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
Уровень развитости патриотических чувств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения.
В МБОУ «Гимназия №1» им. С.М. Омарова г. Махачкалы создано единое образовательное и воспитательное пространство, главной ценностью которого является:
– личность каждого ребенка, обладающего
сознанием, ориентированным на умение при любых
условиях и ситуациях сохранять уважение и
взаимопонимание друг к другу;
– приобщение школьников к традициям и культуре
своего народа на основе гармоничного включения
богатства национального культурного наследия в
общероссийский, социокультурный контекст;
– формирование толерантности, гуманистического
мировоззрения при условии понимания себя как
части мирового сообщества.
Современная воспитательная система ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [1, с. 23].
Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран.
Определений понятия «патриотизм» у разных ученых много, все они правомерны. Нам ближе определение В. А. Сластенина, который рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами» [6, с. 307].
В своей работе мы рассматриваем патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовым наклонностями» [7, с. 160].
Процесс воспитания является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их как активных субъектов конкретного этапа исторического процесса. В. А. Сластенин утверждал, что патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде. Так, идеологической основой процесса формирования чувства патриотизма в условиях современной школы являются духовно-нравственные ценности нации, а его сущность может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, доминантой которого служат гуманистические духовные ценности своего народа.
В педагогике, в частности Н. В. Ипполитова и Н. Ф. Харламов, выделяют следующие критерии и показатели сформированности чувства патриотизма: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.
Основы воспитания патриотических чувств у детей возможно и необходимо формировать в условиях: семьи; детского дошкольного образовательного учреждения; общеобразовательной организации.
Из представленных условий наиболее благоприятными для целенаправленной организации процесса воспитания патриотических чувств детей является школа. Реализуясь в ней, данное совершенствование носит массовый характер, происходит комплексно и в рамках различных областей деятельности, в урочное и внеурочное время.
Проявление чувства патриотизма и его воспитание на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край, город, улицу благоустраивающимися и хорошеющими, стремление совершать добрые дела – все перечисленные чувства в большой мере зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.
Для обеспечения эффективности процесса формирования чувства патриотизма необходим учет возрастных особенностей младших школьников. Данный возраст – это период развития детей от 7-8 лет до 11-12 лет. На этом этапе ребенок приступает к общественно оцениваемой, систематической учебной деятельности, включается в школьный коллектив. Содержание его жизни коренным образом меняет поступление в школу. Обучение предъявляет новые требования не только к знаниям ребенка, но и к качествам его личности, которые формируются в процессе учения, изменяя характер отношений ребенка с окружающими людьми, поскольку он начинает выполнять серьезное общественное дело. В этих условиях взаимоотношение ученика с окружающими во многом определяются оценкой его учения и поведения в школе.
Готовность ребенка к школе в контексте умственного развития в первую очередь зависит от того, в какой мере поощрялась и удовлетворялась в дошкольный период его любознательность, интерес к окружающему, формировалась ли его умственная активность. Однако не у всех детей готовность к школьному обучению имеет одинаковый уровень. Некоторых из них привлекают только новые условия и новые товарищи, а желание учиться они не проявляют. Если соответствующее воспитание не велось до школы, то восполнение данного пробела должна восполнить школа как свою центральную задачу.
Младший школьный возраст – это важный период в формировании нравственных качеств, в целом личности ребенка, в овладении нормами поведения. Младший школьник приобретает опыт жизни в коллективе, что имеет большое значение для его дальнейшего нравственного и социально-коммуникативного развития. Попадая в школьный коллектив сразу после поступления в школу, подлинные коллективные отношения ребенка формируются не сразу, а постепенно.
Об успехах в процессе патриотического воспитания младших школьников можно говорить только притом педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств. В младшем школьном возрасте в силу развитой подражательности, дети нуждаются в нравственном просвещении со стороны взрослых и посредством общения с ними, что дает пример для их нравственного поведения. Уже в возрасте 6-7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения; он способен к сопереживанию, сочувствию, толерантности, проявлению нравственно-патриотических чувств.
В целом, в психологическом плане к возрастным особенностям младших школьников относятся: недостаточность интеллектуально-деятельностных возможностей, затрудненность логических операций обобщения, анализа и синтеза. Но все это успешно формируется благодаря повышенной эмоциональной восприимчивости детей этого возраста, наглядно-образному характеру их мышления и благодаря правильной организации познавательной деятельности учеников.
Говоря о педагогических условиях формирования чувства патриотизма младших школьников, мы считаем, что нравственные чувства, возникающие посредством патриотического просвещения, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения.
Введение патриотического компонента должно учитывать: возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, их личностные возможности, интересы и склонности, уровень сформированности чувства патриотизма индивидов, социальную и психологическую готовность детей.
В своей работе я учитываю психологические возможности младших школьников к усвоению гражданских и патриотических понятий и ценностей, формированию патриотических чувств: любви к родному краю и Родине, интересу к их истории. Это делает закономерным то, что от качества реализации педагогического процесса напрямую зависит уровень достигаемых результатов.
Участвуя в Дистанционном проекте Центра "Снейл"к 70–летию Победы «Неизвестные лица Второй мировой», учащиеся 3 «д» класса смогли рассказать всем о своих соотечественниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников, страничку за страничкой, создали КНИГУ ПАМЯТИ.
8 апреля 2015г в МБОУ «Гимназия № 1» им. С.М. Омарова стартовал Месячник Победы, в рамках которого был проведен Единый республиканский урок (Урок Победы), посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Главная цель проведения урока: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным Праздникам России.
Была организована работа, которая оставила неизгладимое впечатление в сознании младших школьников, чтобы и через семьдесят, и через сто лет мы помнили наших прадедов, дедов и отцов, их подвиг во имя своей страны и всего человечества. В период подготовки к празднованию 70-годовщины Победы в Великой Отечественной войне была активизирована работа по созданию в образовательной организации и в классе системы гражданско-патриотического воспитания, предполагающей формирование и развитие социально значимых ценностей и чувств у обучающихся, направляющих их личностное, социальное и профессиональное самоопределение, а именно:
- любви к Родине;
- готовности к защите своего Отечества;
- национального достоинства;
- толерантного отношения к членам социума;
- активной жизненной позиции;
- чувства общности и принадлежности семье;
- чувства ответственности перед собой и другими.
На уроке чтения в 3 «д» классе звучали стихотворения о Великой Отечественной войне, учащиеся отчитались о своей проектной работе, посвященной поиску информации о героях Советского Союза – выпускниках школы № 1.
24 апреля 2015г учащиеся приняли активное участие во Всероссийской акции «Библионочь-2015». Ученики посетили Центральную городскую детскую библиотеку, где приняли участие в конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, а также в чтении стихов о Великой Отечественной войне. Ученики, которые прочитали авторские стихи были приглашены на общегородской конкурс «Нам завещана память и слава», посвящённый году литературы и 70-летию Победы, где Кардашов М. был награждён дипломом III-й степени в номинации «Проба пера».
Творческий коллектив 3 «д» класса принял активное участие на районном этапе Республиканского смотра-конкурса «Очаг мой – родной Дагестан», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. и был награждён грамотой от Администрации Советского района.
В год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Издательство «Просвещение» провело патриотическую акцию «Карта Памяти». Цель акции — массово привлечь школьников России к составлению карты памятников прошедшей войны. Также акция была посвящена 85-летию Издательства «Просвещение».
Учащиеся Аскендерова А., Камилов И., Камилова Л., Фаталиева П. рассказали о памятниках своего города жителям всей страны. Для этого они сфотографировали памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны и сопроводили фотографии кратким рассказом. Работы опубликованы на сайте «Карты памяти»: memory-map.prosv.ru.
Таким образом, воспитание чувства патриотизма личности сегодня является актуальной социальной и психолого-педагогической проблемой.
Все мероприятия имели положительный результат и динамику заинтересованности событиями. Это подтверждается результатами диагностических исследований гражданско-патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, проведенных нами в текущем учебном году.
В ходе диагностики нами были использованы следующие методики: выявленные позиции по диагностике социализации личности, уровня школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой 1993г.), изучение направленности на приобретение знаний; диагностика отношения к жизненным ценностям; диагностика нравственной мотивации; диагностика нравственной воспитанности.
Выявленные позиции по диагностике социализации личности.
1) Социальная адаптация—это
способность приспосабливаться к новым
социальным условиям среды.
2) Социальная активность ученика
определяет нравиться ли заниматься общественной
деятельностью и общественными поручениями.
3) Социальная автономность—это
совокупности установок на себя, устойчивость в
поведении и отношениях, которой соответствуют
представлению личности о себе, ее самооценка.
4) Нравственная воспитанность включает
понятие как нравственного сознания и
нравственного поведения.
Таблица 1. Распределение учащихся по уровням в процентном соотношении
Изучение направленности на приобретение знаний | Диагностика отношения к жизненным ценностям | Диагностика нравственной мотивации | Диагностика нравственной воспитанности |
высокий – 81% средний – 19% ниже среднего – 0 низкий – 0 |
высокий – 87% средний – 10% ниже среднего – 3% низкий – 0 |
высокий – 65% средний – 35% ниже среднего – 0 низкий – 0 |
высокий – 74% средний – 26% ниже среднего – 0 низкий – 0 |
Уровень школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой 1993г.)
1 уровень – высокий уровень школьной
мотивации и учебной активности. Есть
познавательный мотив, стремление успешно
выполнять задания. Также учащиеся
доброжелательны, ответственны, переживают, если
получают неудовлетворительные оценки.
2 уровень – хорошая школьная мотивация,
характерна для большинства учащихся начальной
школы, успешно справляются с учебной
деятельностью. Является средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе,
но школа привлекает внеучебной деятельностью.
Такие дети благоприятно чувствуют себя в школе,
однако их больше привлекает общение с друзьями и
учителями. Познавательные мотивы сформированы в
меньшей степени, учебный процесс мало
привлекает.
Таблица 2. Распределение учащихся по уровням в процентном соотношении
Социальная адаптивность | Социальная активность | Социальная автономность | Нравственная активность | Уровень школьной мотивации |
высокий – 76% средний – 19% ниже среднего – 5% низкий – 0 |
высокий – 16% средний – 50% ниже среднего – 13% низкий – 21% |
высокий – 40% средний – 47% ниже среднего – 8% низкий – 5% |
высокий – 66% средний – 34% ниже среднего – 0 низкий – 0 |
1 уровень – 45% 2 уровень – 47% 3 уровень – 8% |
Таким образом, результаты диагностики показали высокий уровень познавательной активности, нравственной воспитанности, отношения к жизненным ценностям, социальной направленности, что является предпосылкой успешного формирования патриотических чувств младших школьников 3 «д» класса МБОУ «Гимназия №1» им. С.М. Омарова г. Махачкалы.
Литература
- Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25.
- Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С. 5.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для учителей. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // – М., 2011. – 23 с.
- Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
- Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание соч. : в 6 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 2000. – С. 160.
- Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 23.07.2013 N 203-ФЗ. Статья 2.