Использование ИКТ как эффективного средства развития мотивации младших школьников к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть эффективным, интересным и познавательным. Для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих учеников.

Цель данной работы - раскрыть роль информационно-коммуникационных технологий в успешном овладении английским языком в начальной школе, а также изучить влияние применения ИКТ как эффективного средства развития мотивации младших школьников на уроках английского языка.

Начальная школа – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета “Иностранный язык”, на которой закладываются основы коммуникативной компетенции.

Английский методист Г. Пальмер придавал большое значение началу изучения иностранного языка. От того, как идёт обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях.

Интерес к предмету “Английский язык” и желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология используется учителем на уроке. На мой взгляд, высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения является применение компьютерных технологий на уроках английского языка, что позволяет в увлекательной форме продуктивно решать все задачи урока и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Внедрение ИКТ в процесс обучения основано на учёте следующих возрастных особенностей младших школьников:

1. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.

2. Большая часть ЗУН, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.

3. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия с ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

4. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.

Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения английскому языку:

1. Создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся; развитие умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

3. Большая степень интерактивности обучения; возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения.

4. Использование программы проверки грамматики и орфографии. Графические возможности компьютера позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

5. Повышение интенсивности учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за тоже время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

На своих уроках я применяю информационно-коммуникационные технологии с различными целями. Для меня ИКТ - это безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Это большая область для проявления творческих способностей.

Компьютер для меня, в первую очередь, является незаменимым помощником для поиска информационного наполнения для разработки уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проведения мониторинга учебного процесса.

Одним из таких уроков с ИКТ был урок-путешествие во 2 классе “Вперёд к приключениям!”. Целью этого урока было закрепить материал устного курса 1 и 2 четверти. Огромную помощь в моей работе мне оказывают мультимедиа приложения к учебникам для 2, 3, 4 классов. Эти приложения основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду. Программы предлагают визуальную опору для выполнения заданий на аудирование и освоение новых лексических единиц, развивают навыки чтения и говорения на уровне разговорных клише, закладывают основы восприятия английской речи, прививают интерес к изучению английского языка с помощью разнообразных методических приемов.

В своей практике я часто использую самостоятельно созданные мультимедийные презентации. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами, делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления. Мной был разработан целый банк презентаций для устной работы в первом полугодии 2 класса.

Для контроля знаний мной часто используется компьютерное тестирование, которое повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Это в какой-то мере облегчает процесс контроля и оценки знаний учащихся. Я осваиваю программы для самостоятельной разработки тестов. Одна из них инструментальная программа-оболочка Hot Potatoes, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

Исходя из своего опыта, могу отметить, что использование ИКТ на уроках английского языка вызывает большой интерес у учащихся начальной школы, повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность младших школьников, позволяет осуществлять индивидуальный подход и обеспечивает положительную мотивацию к обучению иностранному языку.

При всём этом, мы должны помнить, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа “не навреди” и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности. “Очень важно, — писал В.А. Сухомлинский, — чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью”.

Поэтому работа с использованием ИКТ на уроках в начальной школе должна быть четко продумана и дозирована. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место, способ использования ИКТ.

Литература

1. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008, №3, с.73–75.

2. Беляева Л.А., Иванова Н. В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // ИЯШ.2008, №4, с.36–40.

3. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.

4. Репина Е.В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.

5. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // ИЯШ. 2008, №6, с.2–9.