Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Волшебные приключения, или О том, как быть здоровым!"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3

Ключевые слова: здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья, психологическое здоровье


Необходимость реализации данной Программы обусловлена приоритетным направлением государственной политики в области образования, направленной на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это одна из важнейших задач современного общества. У детей нужно воспитывать внутреннюю потребность ведения здорового образа жизни, чтобы каждый ребенок внимательно относился к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать у него негативное отношение к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам), приобщать к разнообразной физкультурно-спортивной деятельности.

В настоящее время все больше родителей обращаются на консультацию по поводу появления вредных привычек у их детей. В подростковом возрасте ребенок хочет казаться взрослым, выделиться, не быть как все. И если он начал курить, принимать алкоголь, наркотические, токсические вещества, то очень трудно заставить его отказаться от этого. Часто бывает, что родители сами имеют вредные привычки, а ребенок ориентируется на их поведение и времяпрепровождение. Если родителям можно, почему мне нельзя?

По нашему мнению, работу по профилактике вредных привычек и ориентации детей на здоровый образ жизни необходимо начинать, в первую очередь с родителями, а также с детьми уже дошкольного возраста, не дожидаясь того момента, когда ребенок станет взрослым. Тогда, как правило, бывает уже слишком поздно.

На протяжении ряда лет педагоги-психологи государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи активно сотрудничают с общеобразовательными, дошкольными образовательными организациями городов и районов Липецкой области. Проводят профилактическую работу, как с родителями, так и с детьми дошкольного, младшего школьного возраста. Перед нами встала необходимость в разработке и реализации профилактической Программы “Волшебные приключения или о том, как быть здоровым!” для детей дошкольного, младшего школьного возраста, ориентированной на ведение здорового образа жизни.

Цель Программы: сохранение и укрепление психологического, физического, духовного здоровья детей и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность.

Задачи Программы:

- формирование общего представления о здоровье, заботе о нем;

- привитие стойких культурно - гигиенических навыков;

- воспитание потребности в занятиях спортом;

- формирование представлений о нравственных качествах;

- развитие умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

- развитие позитивного отношения к сверстникам, навыков социального поведения, сотрудничества между детьми.

Структура Программы:

Программа “Волшебные приключения или о том, как быть здоровым!” состоит из:

- введения;

- основной части, которая представлена планами-конспектами занятий, имеющие свою структуру;

- глоссария;

- списка литературных источников, используемых для разработки программы;

- приложений.

Каждое тренинговое занятие содержит цель, время проведения, используемый материал и состоит из 9 блоков:

1. Приветствие

2. Перемещение в царства

3. Беседа о царствах

4. Игра

5. Сказка

6. Игра

7. Возвращение из царств

8. Обратная связь

9. Ритуал прощания

Программные мероприятия реализуются в 5 этапов: подготовительный, исследовательский, информационно-обучающий, аналитический, консультативный.

Учебно-тематический план представлен 9 занятиями:

  • “Путешествие по Вселенной “Здоровья”
  • “Путешествие на планету “Чистюль и грязнуль”
  • “Путешествие на планету “Силачей и хилячков”
  • “Путешествие на планету “Здоровячков и плохишей”
  • “Путешествие на планету “Добрячков и злюк”
  • “Путешествие на планету “Весельчаков и унывашек”
  • “Путешествие на планету “Умняшек и глупышек”
  • “Путешествие на планету “Общалок и нелюдимок”
  • “Путешествие на планету “Здорово быть здоровым”

Срок реализации Программы – 3 месяца.

Программные мероприятия реализуются на базе образовательных организаций и состоят из 5-и этапов:

  • 1 этап - подготовительный (1 неделя);
  • 2 этап - исследовательский (2 неделя, 12 неделя);
  • 3 этап - аналитический (2 неделя, 12 неделя);
  • 4 этап - информационно-обучающий (3 - 11 недели);
  • 5 этап - консультативный (до, в ходе и после реализации Программы).

Подготовительный этап включает в себя:

  • Изучение литературных источников
  • Разработка программы, подготовка методических материалов.
  • Проведение круглого стола для специалистов, участвующих в реализации программных мероприятий по теме “Здоровье детей - это наше будущее!”.
  • Разъяснительная работа с родителями о необходимости участия их детей в реализации профилактической Программы.
  • Родительское собрание на тему “Влияние вредных привычек родителей на здоровье детей”.
  • Заключение договоров и получение согласия от родителей на предмет участия их детей в профилактической Программе.

Исследовательский этап:

  • Анкетирование родителей с целью получения психологической информации.
  • Получение первичной информации о элементарных представлениях детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимании взаимосвязи здоровья и образа жизни посредством проведения беседы с детьми.
  • Итоговое анкетирование по завершению занятий.

Информационно-обучающий этап:

  • Профилактическая, просветительская работа в ходе проведения занятий.
  • Участие в мероприятиях образовательных организаций в ходе реализации и по завершению программных мероприятий.

Аналитический этап:

  • Анализ полученного материала по данным анкетирования.
  • Оценка результативности и эффективности Программы:
    - подведение итогов работы;
    - оформление документации.
  • Разработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению несовершеннолетних в условиях семьи и школы образовательной организации.

Консультационный этап:

  • Консультирование педагогического коллектива образовательной организации во время и после завершения работы по Программе.
  • Консультирование родителей до и после завершения занятий.
  • Консультативное сопровождение несовершеннолетних, прошедших занятия по Программе.

Требования к специалистам, реализующим Программу.

1. Проводить занятия могут воспитатели, учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи.

2. Требования к ведущему:

- вести здоровый образ жизни;

- иметь опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

- проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме;

- обладать профессиональными навыками и уметь оценивать групповое взаимодействие.

3. При проведении групповых занятий, желательно чтобы ведущих было не менее двух человек. Это будет способствовать эффективному проведению занятия, значительно облегчит работу ведущих, поможет проанализировать свою работу по завершению занятий.

Занятие 1.

Тема: “Путешествие по Вселенной “Здоровья”.

Цели: формирование общего представления о здоровье, заботе о нем, привитие стойких культурно - гигиенических навыков, развитие умения работать в коллективе.

Время проведения: 40 минут.

Материалы:

- надувные мячи с названием планет, луны и солнца (9 шт.);

- круг из картона в форме летающей тарелки;

- мягкая игрушка “солнышко”;

- ватман с “Правилами работы группы”;

- звезды из цветной бумаги, нитки, веревка;

- музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о здоровье, его составляющих. Мы с вами будем несколько раз встречаться и беседовать на тему важности ведения здорового образа жизни.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение “Всем привет от Маши”.

Цель: установление контакта между участниками, сплочение группы, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Техника проведения: группа сидит в кругу. Участники по часовой стрелке передают друг другу мягкую игрушку “солнышко”. У кого в руках “солнышко”, тот встает с места и говорит приветственные слова, например “Всем привет от Маши”.

Материал: мягкая игрушка “солнышко”.

Инструкция: ребята, давайте сядем в круг и познакомимся. У меня в руках “солнышко”. Я скажу “Всем привет, от Ирины Петровны”, то есть от меня и отдам солнышко одному из Вас. Тот, кто получит “солнышко”, произнесет ту же фразу и свое имя и передаст рядом сидящему.

2. “Правила работы группы”.

Цель: создание атмосферы психологической безопасности, повышение сплоченности и работоспособности группы.

Материал: ватман с “Правилами работы группы”.

Техника проведения: на стене находится ватман, где написаны “Правила работы группы”, с которыми ведущий знакомит детей.

Инструкция: ребята, заниматься мы будем по определенным Правилам. Сейчас я их прочитаю.

Чтоб веселее нам играть, семь правил будем соблюдать:

1. Игру всем вместе начинать.

2. Друг друга не перебивать.

3. По очереди всем отвечать

4. Каждого по имени называть.

5. Быть активным, все выполнять.

6. Чаще улыбаться.

7. Друг над другом не смеяться!

3. Ритуал начала путешествия.

Ведущий: ребята, а Вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие по Вселенной “Здоровья”. Но, как мы можем попасть во Вселенную. Вспомните сказочных героев, которые любили путешествовать? На чем они отправлялись в путь? А мы отправимся в путешествие на “летающей тарелке”. А вот и тарелка! Войдем внутрь, возьмемся за руки, закроем глаза, придадим магическую силу “летающей тарелке” и произнесем громко заклинание “Сим-силябим, абракадабра”.

Откройте глаза. Мы оказались во Вселенной “Здоровья”.

4. Путешествие по Вселенной.

Упражнение “Планеты”.

Цель: развитие воображения, мышления, грамматического строя речи, творческой, двигательной активности.

Материал: надувные мячи с названием планет, луны и солнца (9 шт.), звезды из цветной бумаги, нитки, веревка.

Техника проведения: надувные мячи с названием планет, луны и солнца прикреплены к потолку. Звезды из цветной бумаги также прикреплены к потолку и рассыпаны на полу в виде дорожек. Детям предлагается пройти по звездным дорожкам, познакомиться с планетами.

После знакомства дети делятся на две команды по принципу “луна - солнце”. Снимают планеты, луну, солнце и становятся друг напротив друга. Между командами протянута веревка. Детям предлагается поиграть с мячами, перекидывая их через веревку.

Инструкция: ребята, посмотрите вокруг. Перед нами солнце, звезды, планеты. Давайте отправимся в путешествие по звездным дорожкам. Посмотрите, это солнце, луна. А это планеты. Какие планеты мы видим - “Чистюль и грязнуль”, “Силачей и хилячков”, “Здоровячков и плохишей”, “Добрячков и злюк”, “Весельчаков и унывашек”, “Умняшек и глупышек”, “Общалок и нелюдимок”.

Как Вы думаете, почему они так называются? Вот, например, планета “Чистюль и грязнуль”, кто там живет? (перечисляются все планеты по очереди).

А теперь поиграем с нашими планетами. Разделимся на 2 команды по принципу “луна - солнце”. Снимем наши планеты, луну и солнце со звездного неба. Перед нами протянута веревка, за нее заступать нельзя. Команда “луны” встанет с одной стороны, а “солнца” - с другой стороны от веревки. Будем перекидывать наши планеты от команды к команде.

5. Сказка “О здоровье”.

Цель: закрепление пройденного материала.

6. Игра “Ура и у-у-у”.

Цель: снятие напряжения, повышение двигательной активности, закрепление полученных навыков, развитие внимания.

Техника проведения: дети стоят полукругом. Ведущий находится перед детьми и подает команды. Он перечисляет жителей планет. Если это положительный житель - дети поднимают руки вверх, прыгают и кричат “Ура!”, отрицательный - приседают и говорят “У-у-у”.

Инструкция: ребята, сейчас проверим, кто из Вас самый внимательный! Я буду называть жителей планет. Если это положительный житель - Вы поднимаете руки вверх, прыгаете и кричите “Ура!”, отрицательный - приседаете и говорите “У-у-у”.

7. Игра “Звездопад”.

Цель: снятие двигательно-мышечного напряжения, повышение настроения.

Материал: звезды из цветной бумаги.

Техника проведения: детям предлагается собрать все звезды с пола. Затем по команде ведущего устроить звездопад, подбрасывая их вверх.

Инструкция: ребята, а сейчас мы с Вами устроим звездопад. Соберите все звезды с пола. Затем по моей команде подбросим их вверх.

Понравилось? Давайте еще соберем и подбросим.

8. Ритуал выхода.

Ведущий: ребята, подходит к концу путешествие, настало время возвращаться назад, в нашу группу. Зайдем на “летающую тарелку”, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем заклинание “Сим-силябим, абракадабра”. Откройте глаза, оглядитесь вокруг. Вот мы уже и в группе. Наше путешествие во вселенную “Здоровья” закончилось. А теперь каждый из Вас по очереди произнесет свое имя.

9. Обратная связь.

Цель: подведение итогов занятия, изменение и углубление представлений участников о самом себе и здоровом образе жизни.

- Что понравилось больше всего?

- Что узнали нового?

- Что такое здоровье?

10. Ритуал прощания.

Упражнение “Хлопки на прощание”.

Цель: получение эмоциональной поддержки, закрепление позитивного отношения к себе и к группе.

Техника проведения: дети стоят в кругу. Участники держат руки согнутыми в локтях, прижатыми к груди с открытыми ладонями. Каждый по очереди выходит в круг и прикасается к ладоням всех участников и произносит “До встречи”.

Инструкция: ребята, встанем в круг. Вот и заканчивается наше занятие. Сейчас попрощаемся друг с другом, но по-особому. Согните руки в локтях, прижмите их к груди с открытыми ладонями. Сейчас каждый по очереди выйдет в круг, прикоснется к ладоням всех детей и произнесет “До встречи”.