Интеллектуально-творческая игра по экологии "Экология. Безопасность. Жизнь". 5-й класс

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Пояснительная записка

Цель игры: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.

Задачи:

  • Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе;
  • Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике;
  • Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.

Интеллектуально-творческая игра по экологии рассчитана на большое количество команд (по 4 человека в команде). Все задания участники получают непосредственно во время игры.

1. Организационный этап

За месяц до всемирного “Дня Земли” 22 апреля с учащимися 10-11-х классов разрабатываются этапы   предстоящей игры. Ученики делятся на 4-5 команд и продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на своем этапе. Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания соответствовали возрастным особенностям).
Игра начинается с открытия: спектакля “Дружная семейка” или с торжественной линейки

Ведущие озвучивают задачи игры.

Командам раздаются маршрутные листы. На каждом этапе присутствует учитель-предметник, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов (ведущими - персонажами спектакля) и корректностью в проведении соответствующего этапа.

После работы все получившиеся материалы сдаются, подводятся итоги игры.

Предварительные задания командам:

1. Побывать на экскурсии в лесу.

2. Узнать все о жителях леса, животных, птицах, насекомых, растениях.

3. Очистить определенный участок леса от хвороста и мусора

4. Подготовить выступление агитбригады на экологическую тему.

Игровые пункты (этапы) могут быть размещены в школе, на детской площадке, в беседках, на лесных полянах. Они оформляются в соответствии с названием этапа.

Этапы игры:

  1. Всезнайки
  2. Загадочная
  3. Умелые ручки
  4. Послушайте нас! (Выступление агитбригады)
  5. Экологический плакат на тему “Защитим природу!”
  6. Знаки природы
  7. Лесная братва
  8. Интерактивная игра Вопросы от букашек

2. Технологический этап

После получения комплекта маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:

  • На этапе “Всезнайки”  участники выполняют тестовые задания (Приложение 1)
  • На этапе “Загадочная”  участники дают ответы на предложенные загадки (Приложение 2)
  • На этапе “Умелые ручки” учащимся предлагают сделать массу полезных вещей из “Мусора”. Для этого каждой команде выдаётся одинаковый комплект с так называемым мусором: пластиковые бутылки, тетрапаки, коробки из-под пищевых продуктов и т.д. главное условие,  чтобы изделие функционировало и чтобы осталось минимум отходов.
  • На станции “Послушайте нас!” – команды представляет свою деятельность экологического направления в любой художественной форме.
  • На станции “Экологический плакат” участникам игры предоставляется все необходимое для изготовления плаката, в котором показаны экологические проблемы.
  • На станции “Знаки природы” учащимся выдают по три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача ребят нарисовать знаки, запрещающие   какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
  • На станции “Лесная братва” участники игры выполняют задания о животных, растениях, насекомых, цветах и т.д. (Приложение 3)
  • На этапе “Вопросы от букашек” школьникам будет предложена интерактивная игра. (Презентация)

3. Рефлексивный этап

На финише (итоговой линейке) проводится церемония награждения. Команды получают грамоты за призовые места или участие.

Оформляется выставка поделок и плакатов.


Приложение I

Тестовые задания

1. Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.

а) Наука об атмосфере
б) Наука о доме
в) Наука о здоровье

2. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю.)__________________________________

3. Как называются листья хвойных растений?

а) Иголки
б) Пластинки
в) Хвоинки
г) Лепестки

4. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках.)_____________________________________

5. “Веселый, нарядно и заботливо одетый мальчуган шаловливо подпрыгнул и обломал зеленую ветку, другую... Мама стояла рядом и с любовью глядела на проделки любимого чада”. С каким выводом ты согласен?

а) Он еще ребенок и не ведает, что творит
б) Родители обязаны разъяснить своему сыну, что так обращаться с живым растением нельзя
в) Ничего страшного, что он сломал ветку, их много на дереве

6. Где создаются заповедники?

а) в зоопарках
б) в парках около городов
в) в дикой природе, вдали от населенных пунктов

7. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?

а) егерь
б) лесник
в) браконьер

8. Найди среди хвойных растений лишнее.

а) Ива
б) Можжевельник
в) Лиственница
г) Сосна

9. Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни.

а) Иркут
б) Ангара
в) Китой
г) Енисей

10. Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

 12. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.)

13. На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?

а) о загрязнении реки.
б) о чистоте реки.
в) о многообразии водных растений.

14.Подумай какое слово пропущено в тексте, вставь его: “Значит, все силы надо употребить на то, чтобы предотвратить контакт птиц с нефтью. В качестве простейшего способа борьбы с нефтью можно использовать опилки — как только они пропитаются нефтью их собирают и сжигают”.

15. Какое дерево называют “спичечной королевой”?

а) Берёза.
б) Кедр.
в) Осина.

16. Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть редких животных в наше время.

А В Д Е З И К Н О П _____________________________ Заповедник.

17. Подчеркни название этой птицы.

а) Синица.

б) Клёст.

в) Скворец.


Приложение II

Задания этапа “Загадочная”

В чаще, голову задрав,
Воет с голоду... (жираф-волк)

Клубком свернулся - ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий... (конь-ёжик)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу... (кабан - дятел)

Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ...(волк-медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать... (соловей-свинья)

Под луною песню петь
Сел на веточку... (медведь-соловей)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ...(лисица-белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит ...(баран-дятел)

Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый... (слон-медведь)

К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поёт
Старательная... (муха-пчела)

Над лесной поляной ночью долго слышался кошмар
Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей ... (комар-сова)

Быстрее всех от страха
Несётся .... (черепаха-заяц)


Приложение III

Задания станции “Лесная братва”

1. Животные

Задание 1. Из 15 предложенных слогов составьте названия 10 животных. Слоги могут повторяться.

Ответы: цапля, кожан, косуля, сурок, норка, сорока, соболь, белка, росомаха, махаон.

Задание 2. “Кто где живет?”

1. Лев 4. Жираф 7. Бегемот
2. Белый медведь 5. Северный олень 8. Тюлень
3. Волк 6. Лось 9. Бобр

Вопросы к таблице:

  1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр).
  2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран).
  3. Что общего между животными 2-го ряда (Животного севера).
  4. Что общего между животными 3-го ряда (Эти животные живут в наших лесах).
  5. Что общего у животных третьего столбика (Проводят в воде большую часть времени).
  6. Какие животные питаются рыбой (Белый медведь, тюлень).

2. Насекомые

Кресс-кроссворд “Насекомые”

Найдите в таблице 13 названий насекомых. Названия могут располагаться по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Их можно прочитать как справа налево, так и слева направо, сверху вниз, а также снизу вверх.

М У К Е С Ы В А А Л Г Д Ж
М У А П А Р О С К Н У С Р
Ш У Х У Р З О Ш У Р С В Т
М В Г А А Щ Н Л З Т Е Е Ь
Е С О В Н Ш П Б Н Е Н Р А
Л К Ь А Ч Л А Щ Е П И Ч Л
Ь Й Е В А Р У М Ч И Ц О Е
Р А М О К Ц К Ь И К А К Ч
В А П Р О Л Д Ж К А Ь А П
Й Ц П О Н Г Ш Щ З М Т Р И
Ф Ы А Л П А К Ч О Б А Б И
Я Ч В Д А П Р Л Л У Ы И Т
С Т Р Е К О З А Ц В Б Ю Ж

3. Цветы

1. Славяне считают этот цветок “одолень-травой” и используют для заговоров. (Кувшинка)
2. В каком балете звучит “Вальс Цветов”? (Щелкунчик)
3. Цветок – символ самовлюблённости. (Нарцисс)
4. Искусство составления букетов. (Икебана)
5. Цветы “Вестники - разлуки”. (Жёлтые тюльпаны)
6. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
7. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)

4. Птицы

1. Какая птица не умеет летать? (Страус)
2. Птенцы у неё появляются зимой, в самые морозы. (Клёст)
3. Птица,  питающаяся только падалью? (Сип)
4. Какая ночная птица не вьёт гнезда?  (Козодой)
5. Какая птица бегает в поисках  корма по дну реки? (Оляпка)
6. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
7. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)
8. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)
9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

Использованная литература.

  1. Амусина Л.В. Наши пернатые друзья //Педсовет. 2009. – №6. – с.10–11
  2. Дижур Б. Жалобная книга природы. М.: Детлит. 2010.
  3. Конкурс знатоков и друзей леса //Весёлые медвежата. –2007. –№9. –с.9–17
  4. Мигунова Е.Я. Большая энциклопедия животных – М.: Омега, 2004.
  5. Сладков Н. Федот, да не тот //Веселые уроки. –2011, –№8. –С.6–8.
  6. “Сохранить природу – сохранить жизнь” Приключенческо-познавательная игра // 2001. №2. –с. 13–14.
  7. Черкасова М.В. Они должны жить – М.: Лесная промышленность, 1984
  8. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2010. -176 с. – (мозаика детского отдыха).
  9. http//urok.1sept.ru