Цель: познакомить обучающихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследовании Евразии.
Планируемые результаты:
- Предметные: объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, их влияние на развитие географических знаний; определять и показывать на карте маршруты путешествий; формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.
- Метапредметные: умение работать с различными источниками информации; определять ключевые слова текста, основную мысль текста, находя необходимую информацию в тексте; структурировать учебный материал.
- Личностные: понимание роли русских путешественников в формировании знаний о Земле.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Практическая работа: составление таблицы “Открытия русских путешественников”
Оборудование: учебник географии 5 класс, карта России, атласы, дополнительный текст
Ход урока.
№ | Этапы работы (УУД) | Содержание этапа | ||||||||
1 | Организационный момент. Мотивация
к учебной деятельности. Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке. Личностные УУД – самоопределение. |
- Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке | ||||||||
2 | Активизация знаний Цель: опираясь на повторение пройденного материала перейти к постановке проблемы урока, формулированию темы. |
Темы урока нет, чтобы нам узнать, о чем мы будем говорить на уроке, нам необходимо выполнить первое задание (кроссворд). | ||||||||
3 | Создание проблемной ситуации,
постановка темы и целей урока. Цель: подвести учащихся к самостоятельной постановке темы урока; создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы; формировать у учащихся логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока Познавательные УУД – выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД – целеполагание. Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества. |
- Что получилось (Россия). Что мы знаем о
нашей стране? Кто сможет показать ее на карте? - Какая наша страна? Что мы знаем о путешественниках России? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (русские путешественники) - Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе? Россия занимает значительную часть Европы и Азии. Ее берега омывают многочисленные моря трех океанов. Разнообразна ее природа: необъятные степи и высочайшие горы, болотистая тундра и непроходимые леса. Изучить ее, сделать ее богатства доступными российскому народу пыталось не одно поколение первопроходцев, путешественников. Сегодня мы познакомимся с великими именами первооткрывателей новых земель, пройдём маршрутами их путешествий, узнаем много нового. Для облегчения нашей задачи мы создадим несколько команд. Каждая команда получит лист путешествия с заданиями. По возращении из путешествия мы узнаем, что привезла каждая группа. |
||||||||
4 | Изучение нового материала
(“открытие новых знаний”) Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследовании Евразии. Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД - умение выслушать мнение членов группы; выражать свои мысли. Личностные УУД - осознание значимости данной работы.
Работа над заданиями листов путешествий. |
Задания для работы в группах: 1 группа. Используя текст учебника (стр.35), дополнительные источники информации подготовьте сообщение о “хождении за три моря” Афанасия Никитина по плану:
2 группа. Используя текст учебника (стр.36), дополнительные источники информации подготовьте сообщение о походе в Сибирь Ермака Тимофеевича по плану:
3 группа. Используя текст учебника (стр.36-37), дополнительные источники информации, рисунок 30 на стр.36 подготовьте сообщение о путешествии Семена Ивановича Дежнева по плану:
4 группа Используя текст учебника (стр.37), дополнительные источники информации, рисунок 31 на стр. 37 подготовьте сообщение о путешествии Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова по плану:
Выступление групп обучающихся. |
||||||||
5 | Закрепление. Познавательные УУД – анализ текста, географических карт. Коммуникативные УУД – уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. |
Практическая работа: Составление
таблицы “Открытия русских путешественников”
|
||||||||
6 | Рефлексия Цель: формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, осмыслить и провести оценку своих знаний. |
- В чем состоит заслуга русских
первопроходцев? - Почему Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова называли “русскими Колумбами”? - Чем мы занимались сегодня на уроке? - Что нового узнали? - Оцените свою работу на уроке. |
||||||||
7 | Д/З Цель: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания |
- Параграф 7, вопросы на стр.40 Найти названия географических объектов, названных в честь русских путешественников. “Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте России”.
|