Урок географии в 5-м классе «Открытия русских путешественников»

Разделы: География


Цель: познакомить обучающихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследовании Евразии.

Планируемые результаты:

  • Предметные: объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, их влияние на развитие географических знаний; определять и показывать на карте маршруты путешествий; формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.
  • Метапредметные: умение работать с различными источниками информации; определять ключевые слова текста, основную мысль текста, находя необходимую информацию в тексте; структурировать учебный материал.
  • Личностные: понимание роли русских путешественников в формировании знаний о Земле.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Практическая работа: составление таблицы “Открытия русских путешественников”

Оборудование: учебник географии 5 класс, карта России, атласы, дополнительный текст

Ход урока.

Этапы работы (УУД) Содержание этапа
1 Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Личностные УУД – самоопределение.

- Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке
2 Активизация знаний

Цель: опираясь на повторение пройденного материала перейти к постановке проблемы урока, формулированию темы.

Темы урока нет, чтобы нам узнать, о чем мы будем говорить на уроке, нам необходимо выполнить первое задание (кроссворд).
3 Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока.

Цель: подвести учащихся к самостоятельной постановке темы урока; создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы; формировать у учащихся логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока

Познавательные УУД – выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД – целеполагание.

Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества.

- Что получилось (Россия). Что мы знаем о нашей стране? Кто сможет показать ее на карте?

- Какая наша страна?

Что мы знаем о путешественниках России? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (русские путешественники)

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе?

Россия занимает значительную часть Европы и Азии. Ее берега омывают многочисленные моря трех океанов. Разнообразна ее природа: необъятные степи и высочайшие горы, болотистая тундра и непроходимые леса. Изучить ее, сделать ее богатства доступными российскому народу пыталось не одно поколение первопроходцев, путешественников. Сегодня мы познакомимся с великими именами первооткрывателей новых земель, пройдём маршрутами их путешествий, узнаем много нового.

Для облегчения нашей задачи мы создадим несколько команд. Каждая команда получит лист путешествия с заданиями. По возращении из путешествия мы узнаем, что привезла каждая группа.

4 Изучение нового материала (“открытие новых знаний”)

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследовании Евразии.

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД - умение выслушать мнение членов группы; выражать свои мысли.

Личностные УУД - осознание значимости данной работы.

 

Работа над заданиями листов путешествий.

Задания для работы в группах:

1 группа.

Используя текст учебника (стр.35), дополнительные источники информации подготовьте сообщение о “хождении за три моря” Афанасия Никитина по плану:

  1. Когда было совершено путешествие и его продолжительность?
  2. Какую страну посетил?
  3. Перечислите три моря, за которые “ходил” Афанасий Никитин.
  4. Что узнали жители России из рассказов Афанасия Никитина?
  5. Покажите по карте маршрут путешествия.

2 группа.

Используя текст учебника (стр.36), дополнительные источники информации подготовьте сообщение о походе в Сибирь Ермака Тимофеевича по плану:

  1. Когда совершил свой поход в Сибирь Ермак?
  2. Что удалось открыть?
  3. Покажите по карте маршрут путешествия.

3 группа.

Используя текст учебника (стр.36-37), дополнительные источники информации, рисунок 30 на стр.36 подготовьте сообщение о путешествии Семена Ивановича Дежнева по плану:

  1. Когда совершил свое путешествие?
  2. Что удалось открыть? В чем заслуга Дежнева?
  3. Покажите по карте маршрут путешествия.

4 группа

Используя текст учебника (стр.37), дополнительные источники информации, рисунок 31 на стр. 37 подготовьте сообщение о путешествии Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова по плану:

  1. Когда было совершено путешествие?
  2. Что удалось открыть? В чем заслуга русских путешественников?
  3. Покажите по карте маршрут путешествия.ния нашей страны земли.ОВЫЕ ЗЕМЛИ. первопроходцев, путешественников. я тундра

Выступление групп обучающихся.

5 Закрепление.

Познавательные УУД – анализ текста, географических карт.

Коммуникативные УУД – уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Практическая работа: Составление таблицы “Открытия русских путешественников”
Путешественники и первопроходцы Вклад в географическую науку
   
6 Рефлексия

Цель: формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, осмыслить и провести оценку своих знаний.

- В чем состоит заслуга русских первопроходцев?

- Почему Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова называли “русскими Колумбами”?

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

7 Д/З

Цель: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания

- Параграф 7, вопросы на стр.40

Найти названия географических объектов, названных в честь русских путешественников.

“Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте России”.

Море Остров Пролив Мыс