Тип урока: Урок введения нового знания
Цели:
- Закреплять представления о понятии “доля”.
- Продолжать учиться читать и записывать доли.
- Формировать представления об алгоритме нахождения числа по его доле.
- Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.
- Начать рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.
Формирование УУД:
- извлекать информацию из текстов, иллюстраций, таблиц;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ход урока
Актуализация знаний
I. Организационный момент
- Настройтесь на серьёзную работу: сегодня мы будем совершать открытия, решать задачи, примеры.
- Откройте тетрадь, запишите число и заголовок "Классная работа".
2. Фронтальная работа
а) Задание № 1 с. 82
- Откройте учебник на стр. 82. Найдите задание 1. Какую фигуру вы видите? (Отрезок) Измерьте его длину.
- Чему равна длина 1/2 этого отрезка? Как узнали? (Длина 1/2 части отрезка равна 6 см, т.к. 12 см : 2 = 6 см)
Аналогично находим длину 1/4, 1/3, 1/6, 1/12.
б) Сравните доли отрезка ВД
На доске запись:
- Какое правило сравнения долей вам помогло? (Чем больше число под чертой, тем меньше доля)
II. Постановка проблемы
Устный счёт
Цель работы: создание проблемной ситуации и организация диалога.
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Для того, чтобы узнать от кого оно, сначала найдём значения выражений, записанных на доске (у детей веера с цифрами)
Ы 14 * 7 = | И 24 * 3 = |
А 75 : 5 = | Т 52 : 4 = |
О 68 : 17 = | С 2 * 38 = |
Л 5 * 12 = |
- Расположите ответы в порядке возрастания, и вы прочтёте, от кого пришло это письмо (от Алисы). Как вы думаете, какая Алиса прислала нам письмо? (Это Алиса Селезнёва - девочка из будущего, героиня книг Кира Булычёва). На доске портрет писателя и изображение Алисы
- Что мы знаем о папе Алисы? (Профессор Селезнёв - специалист космобиологии, директор московского космического зоопарка. Он часто совершает экспедиции на другие планеты в поисках новых животных)
- Открываем конверт. Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить задачу. Папа подарил мне трёх снуриков и сказал, что это только четвёртая часть всего подарка. Остальных снуриков он подарит мне после очередной экспедиции. Я очень хочу узнать, сколько всего снуриков подарит мне папа. Поможете?
- Давайте разберёмся, что в задаче является целым, а что - частью. Уже подаренные 3 снурика - это часть. А все снурики, которые папа собирается подарить - это целое. Как же найти целое число, если известна его доля? Это и есть тема нашего урока. (Запись на доске и в тетрадях: Нахождение числа по доле)
III. Открытие нового знания
- Какую часть составляют 3 снурика?
- Знаете ли вы, как найти всех снуриков?
- Алиса предложила найти число по-своему.
1. Задание № 4.
Цель работы: помочь детям уяснить смысл действия, связанного с нахождением числа по его доле.
- Сколько долей по 3 см получила Алиса? Во сколько раз длина отрезка KN больше длины отрезка KM? Чему равна длина отрезка KM? А как найти длину отрезка KN?
- Значит, как найти целое число по его известной доле?
2. Сравнение своего вывода с авторским
IV. Первичное закрепление
1. Работа в парах (№ 6 а)
- Прочитайте задание № 6. О ком идёт речь в задаче? Кто такой Громозека? (Громозека - инопланетянин с планеты Чумароза, профессор космоархеологии). Что нам известно в задаче? Что нужно найти? Посмотрите на схему задачи. Нам известна доля, неизвестно целое. Используя новое правило, решите задачу. Работаем в паре.
16 * 5 = 80 (л.)
Самопроверка устно. Самооценка отвечающего.
- Есть ли замечания у того, с кем работал ...? Согласен ли ты с оценкой ...?
2. Индивидуальный опрос (№ 6 в)
- Прочтите задачу. Рассмотрите схему. Что известно? Что будем искать? Объясните по схеме, из каких частей состоит целое. Кто хочет решить задачу у доски?
1) 3 * 12 = 36 (дн.) - собирался провести Громозека на Земле.
2) 36 - 3 = 33 (дн.) - уже провёл на Земле.
Ответ: 33 дня.
Самооценка по алгоритму.
3. Самостоятельная работа (№ 6 б)
- Какой новый персонаж появился в задаче? (Гном Веня (Свен) является героем книги Кира Булычёва "Заповедник Сказок". В этой книге Алиса совершает очередной подвиг: спасает жителей заповедника Сказок от злого волшебника.
Составление на доске краткой записи:
- Какой главный вопрос задачи? Как найти возраст гнома? А известен ли нам возраст Алисы? Можем ли мы его найти? Как?
- Самостоятельно запишите решение задачи.
1 ученик записывает решение на обратной стороне доски.
1) 80 : 10 = 8 (лет) – Алисе.
2) 89 + 8 = 97 (лет) – гному Вене.
Проверка решения и самооценка.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
V. Рефлексия
- Подведём итог. Что для вас сегодня было
Интересным
Творческим
Обучающим
Главным
- Оцените свою работу на уроке .
- Кто хочет прокомментировать свою самооценку?
VI. Домашнее задание
Стр. 82 правило, № 2, № 7 (по желанию можно выполнить доп-но № 9).