Занятие родительского клуба "Музыкальный калейдоскоп"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Повышение педагогической культуры и компетентности родителей по вопросам музыкального воспитания и творческого развития дошкольников.

Задачи:

  • Проинформировать родителей о влиянии музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
  • Обучать родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком.
  • Помочь родителям ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях музыкального развития ребенка посредством диагностики.
  • Содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала родителей в ходе беседы и выполнения упражнений.
  • Повысить психологическую грамотность и осведомленность родителей в вопросах использования музыкальных произведений В.А. Моцарта в воспитании и развитии детей.

Ход мероприятия

Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы предлагаем вам принять участие в занятии родительского клуба под названием “Музыкальный калейдоскоп”. В ходе которого, вы сможете познакомиться с задачами музыкального воспитания дошкольников, поучаствуете в диагностике музыкальным способностей своих детей, попробуете выполнить творческие задания, а также получите информацию к размышлению.

Упражнение №1 “Цветной калейдоскоп”

Цель: использовать увлекательную детскую игрушку – калейдоскоп с целью гармонизации психоэмоционального состояния родителей, способствовать телесной и физической расслабленности, снятию нервного напряжения в ходе рассматривания причудливых цветных узоров.

Ведущий: Предлагаю начать наше занятие с любимой детской игрушки – калейдоскоп и окунуться в волшебный мир музыки.

Звучит музыка, участники рассматривают узоры. Ведущий читает стихи:

Цветные стеклышки — калейдоскоп,
В далеком детстве милая игра...
Мы, вырастая, в памяти несем
Кусочки разноцветного стекла

Ведущий: Какие впечатления, воспоминания, чувства возникли после рассматривания узоров калейдоскопа? Какие словосочетания всплывают, вспоминаются в связи со словом калейдоскоп?

Резюме: Калейдоскоп – занимательная игрушка, которая нравится всем людям, независимо от возраста уже на протяжении долгого времени. Одной из важнейших функций калейдоскопа является улучшение настроения особенно в сочетании с музыкой. Учеными доказано, что 15 минут разглядывания картинок в калейдоскопе оказывают релаксирующее действие на человека. Если одновременного использовать калейдоскоп, расслабляющую музыку, то можно значительно усилить эффект. Говорят, что калейдоскоп вдохновляет ум и пробуждает сердце. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение и стресс.

Упражнение № 2 Диагностика

“Определение уровня музыкального развития ребенка”

“Слушание”

  • Определяет жанр произведения (марш, песня, танец, балет, опера);
  • Знает профессии (пианист, дирижер, композитор, певица и т.д.);
  • Владеет элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм);
  • Определяет настроение, характер музыкального произведения;
  • Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев);

“Пение”

  • Выразительно исполняет песню;
  • Правильно передает мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Умеет брать дыхание удерживать его до конца фразы;
  • Самостоятельно придумывать мелодии;

“Музыкально-ритмические движения”

  • Умеет ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
  • Передает несложный музыкальный ритмический рисунок в танце;
  • Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг);
  • Умеет придумывать движения в танцах;

“Игра на детских музыкальных инструментах”

  • Играет на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии;
  • Знает и называет музыкальные инструменты (барабан, арфа, скрипка, пианино, гитара и т.д.);
  • Умеет играть в оркестре;

Упражнение №3 “Музыкальная шкатулка”

Цель: Проинформировать родителей о влиянии музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Повысить психологическую грамотность и осведомленность родителей в вопросах использования музыкальных произведений В.А. Моцарта в воспитании и развитии детей.

Ведущий: Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Вопрос музыкального воспитания часто вызывает у родителей много разногласий, заблуждений и различных вопросов. Сейчас вам предлагается поучаствовать в рубрике “Музыкальная шкатулка”. Вы будете передавать друг другу шкатулку с вопросами, когда музыка остановится, попробуете ответить на них.

Вопрос №1: Как вы считаете, с какого возраста ребенок может слушать музыку, и какую?

Резюме: Специалисты утверждают, что еще находясь в утробе матери, малыш готов к восприятию музыки, по его поведению всегда можно понять, какие звуки ему больше нравятся, а какие ему неприятны. И как только ребенок родится, нравящаяся еще у мамы в животике музыка должна постоянно звучать дома.

Вопрос №2: Как вы думаете, влияет ли музыка на психо-эмоциональное состояние детей?

Резюме: Ребенку необходимо создавать музыкальную среду. В детском саду и дома слушание музыки может проходить в более свободных формах, т.е. музыка может звучать фоном для другой деятельности (тихих игр, рисования и т.д.). Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности. Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждают положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, работу мозга, работоспособность, психомоторику, развитие речи и т.д..

Вопрос №3: Кого учить музыке – всех, или только детей с хорошими музыкальными данными?

Резюме: Дмитрий Борисович Кабалевский писал: “Музыке надо учить всех детей, как учат математике и письму. Ребёнку необязательно иметь талант. Практика показывает, что немузыкальных детей не бывает. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из – за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Но нет детей, которые бы не любили слушать музыку, хотя бы из мультфильмов.

Вопрос №4: Покупаете ли вы своему ребенку диски с записями музыки? Если да, то какая это музыка классическая, детская, народная, музыка из мультфильмов, попмузыка или другая?

Резюме: Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего - фрагменты классических произведений. Сегодня мне хочется вас познакомить с интересными фактами об удивительных свойствах музыки Моцарта. Есть мнение, что музыка Моцарта мобилизует все природные способности мозга. Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Существует даже такой термин “Эффект Моцарта”. Он заключается в том, что дети, слушающие Моцарта, становятся умнее. Ученые выяснили, что музыка Моцарта повышает интеллектуальный уровень детей, усиливает мозговую активность, положительно сказывается на их психике и творческих способностях. Даже после 5-минутного музыкального сеанса заметно увеличивается концентрация внимания, сосредоточенность. Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, использование музыки также важно и для коррекции речи у детей и развития их способности к коммуникации.

Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.

Вы можете скачать музыку В.Моцарта в интернете и использовать разные произведения:

  1. для рисования, отдыха, дневного сна: произведения Моцарта (Adagio, Divertimento, K. 287; Andante Ma Adagio, Bassoon Concerto, K. 191; Concertante, Serenade No. 9, K; Andante, Cassation, K. 63; Andante, Symphony No. 6, K. 43);
  2. для игр произведения Моцарта (Piano Sonata Ne 16 – 1st movement; Pa-pa-geno Pa-pa-gena from The Magic Flute; Piano Sonata N 11 – 3rd movement);
  3. для сна произведения Моцарта (Piano Concerto ne 21 – 2nd movement; Clarinet Quintet – 2nd movement; Symphony N 40 – 2nd movement; Ave Verum Corpus);
  4. для проведения НОД (“Rondo” from Eine Kleine Nachtmusik, K. 525; Allegro Moderato, Violin Concerto No. 2, K. 211; Variations, Sinfonia, K. 297b; Andante, Symphony No. 17, K. 129);

Вопрос №5: Как музыка может помочь развить речь ребенка?

Резюме: Пение, музыка, танцы являются самыми приятными для детей способами обучения, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Действительно, пение, танцы могут быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, пение требует более четкой артикуляции, облегчает задачу составления фраз и предложений. Кроме того, песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки, которые способствуют развитию памяти. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить такие песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. В процессе рассуждений о характере музыкального произведения у детей расширяется и обогащается словарь. Говоря о музыке в целом, хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у ребенка, например, притопывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали, умение самовыражаться в танце и т.д. Именно поэтому музыкальная терапия может быть эффективным способом развития детей, помогает им учиться легко и эффективно.

Упражнение №4 “Создаем модель”

Цель: Повышать педагогической культуры и компетентности родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников

Ведущий: Педагоги мира издавна ведут спор - какова роль музыки в жизни ребенка? Одни считают, что музыка способна оказать воздействие на душу, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания детей. Сейчас вам предстоит разделиться на две команды и создать модель, где вы должны будете выделить какая функции музыки на ваш взгляд важнее “Музыка развивает” или “Музыка воспитывает”. Расположите эти круги символизирующие воспитание и развитие по отношению друг к другу так как вы считаете нужным и выскажите свое мнение.

Резюме: Музыка развивает эмоциональную сферу воспитывает такие качества личности ребенка, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни, развивается воображение, творческие проявления. Но также музыка способствует общему интеллектуальному развитию, потому, что словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Обогащаются знания детей о музыке, творчестве композиторов, о музыкальных жанрах и искусстве в целом, а значит, расширяется кругозор дошкольников, развивается музыкальная компетентность детей.

Обратная связь: В заключительной части родителям предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о том, что нового они узнали, какие выводы для себя сделали, что понравилось, что будут использовать дома с детьми, какие чувства и эмоции вызвало участие в тренинге.