I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Духовно-нравственное образование с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности.
Духовно-нравственная Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, школой, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В вопросе духовно-нравственного воспитания нравственный идеал-это человек, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках рассматривается как важнейшая ценность духовно-нравственного воспитания.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательной организацией – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в отечественных традициях и праздниках.
Система духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в образовательном процессе ДОО.
Актуальность: Компьютерные технологии прочно и надолго входят в нашу жизнь. Можно долго спорить о их преимуществах и недостатках, но факт остаётся фактом – без компьютерных технологий нашу жизнь уже не представить. Для кого-то это рабочий инструмент, для кого-то средство саморазвития, самовыражения или развлечения. Сегодня компьютерные технологии, используемые в образовании, способствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка, являются новым способом передачи и усвоения знаний. На примере этого пособия можно еще раз убедиться в актуальности применения электронных дидактических игр как средстве формирования первичных представлений у детей о загадочном мире космоса.
Опыт работы с детьми показал, что применение компьютерных технологий в ДОО являются необходимостью. Электронные игры естественно вписываются в жизнь детского сада и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Согласно ФГОС, дошкольное образование ставит перед собой задачи развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:
В процессе духовно-нравственного воспитания сказывается отрицательное отношение родителей, негативное воздействие средств массовой информации.
Для того чтобы понять на сколько сформировано у детей представление о своей Родине, у большинства детей очень скудные представления об открытиях и достижениях нашей страны.
Из проведенного анализа вытекают противоречия:
- с одной стороны проблема воспитания патриотических чувств к Родине в дошкольном образовании только разрабатываются, а с другой стороны программы статичны.
- с одной стороны необходимость работы по формированию преставлений о Родине, а с другой отсутствие порционной программы.
- с одной стороны желание педагогов к воспитанию патриотических чувств к своей Родине, а с другой не желание родителей участвовать в решении проблемы.
Анализ недостатков в основном процессе:
- недостаточно используются современные формы и методы работы по формированию первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.
- недостаточное освещение тем духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОО;
- недостаточное количество тем, посвященных отечественным традициям и праздникам в календарно-тематическом планировании.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
- недостаточно оснащена предметно-пространственная среда, обеспечивающая ребенку возможность для развития интересов, любознательности по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;
- недостаточно современных технических средств (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.);
- недостаточное количество современных методических пособий;
- отсутствие выбора доступного игрового материала и наглядности;
- недостаток дидактических пособий по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
- Недостаточная подготовленность и часто неспособность педагогов к поиску и использованию новых форм организации образовательной деятельности детей, технологий, средств, методов обучения и развития;
- Не включенность значительной части педагогов в инновационные процессы развития дошкольных образовательных организаций;
- Неготовность педагогических кадров к работе с интерактивными средствами. Необходимо обучение кадров, чтобы педагоги умели работать интерактивно, создавать электронные, мультимедийные пособия в ходе проектирования процесса обучения и развития воспитанников.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи:
- углублять и уточнять представления о нашей стране. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
- расширять представления о космосе — о Дне космонавтики.
- продолжать расширять знания об отечественных праздниках.
- ценностное отношение к героям своей страны и культуре;
- расширять элементарные представления о планетах, их разнообразии, звездах, ракетах.
Эти задачи можно решить через различные виды деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, в быту, через игры, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.
Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:
- У детей старшего дошкольного возраста не сформированы элементарные представления о космосе, герое – космонавте;
- Дети не знают о предназначении праздника - День космонавтики;
- Родители не уделяют должного внимания духовно-нравственному воспитанию.
Таким образом, исходя из выше перечисленных недостатков, следует отметить, что отсутствие преемственности в работе между воспитателями ДОО и родителями влечет за собой невозможность достижения целевых ориентиров в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, привело к новому результату в сфере освоения дошкольником первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявление |
Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причиной возникновения праздника “День космонавтики”. Проявляет инициативу в различных видах деятельности: игре, общении др. | Углубление знаний о космосе, воспитание
уважения к людям старшего поколения. Беседы с детьми на тему: “На какой планете мы живем?”, “Что такое космос”, “Планеты космоса”, “Кто летает в космос?” Беседы по иллюстрациям с изображением звездного неба, небесных тел, планет, спутников, метеоритов, ракеты, космонавтов. С/р игры “Полет на Луну”, “В гостях у Солнца”. Рассматривание энциклопедий, альбомов, иллюстраций. Оформление альбома “Наш загадочный космос” Д/И “Угадай и назови”, “Кому, что принадлежит” и др. |
Дети охотно готовятся к празднику, выступлениям, соревнованиям. Разучивают стихи о Ю. А. Гагарине, звездах, планетах, играют сюжетно-ролевые игры. Занимаются изобразительной деятельностью: рисунки ко Дню космонавтики. Знают о празднике – День космонавтики. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Изменение в содержании.
Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса.
В рамках тематического планирования были разработаны такие мероприятия: лепка “Ракеты и кометы”, рисование “Звезды и планеты”, НОД на тему: “Космическое путешествие”
Были расширены формы и методы работы с детьми : разнообразие словесных комплексных методов: чтение художественной литературы (стихи Т. Ларина “Герои-космонавты”, Г. Сапгир “Комета”, Ю. Синицын “Большая Медведица”, “Созвездия”), прослушивание музыкальных произведений (“Марш юных космонавтов” Магиденко, “Знаете, каким он был парнем” Пахмутова), сюжетно-ролевые игры патриотического характера, использование наглядных пособий, фотографий, рисунков.
Пополнился набор дидактических игр по данной теме: “Волшебные планеты”, “Назови космические слова”, “Найди отличия” и т.д.
Выполнены рекомендации о беседах родителей с детьми, музыкальное развлечение “Полет в космос”.
Эти формы и методы способствовали формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста.
Воспитатели уточнили и расширили свои знания по теме: что я знаю о космосе, усовершенствовали технологию применения ИКТ как средство формирования первичных представлений детей дошкольного возраста о Дне космонавтики.
Родители охотно стали участниками образовательного процесса: им было предложено участие в развлечениях, в совместном создании альбома. Тесное взаимодействие с родителями в этом направлении позволило донести до них важность формирования у детей первичных представлений об отечественных традициях и праздниках и способствовало повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Изменения в средствах обучения и воспитания:
- Дополнение картотеки наглядно-демонстрационными материалами по формированию первичных представлений дошкольников о Дне космонавтики как об одном из отечественных праздниках.
- Оснащение методического кабинета было пополнено мультимедийным пособием.
Изменения в контроле:
- опросы и анкетирование родителей на предмет воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста в условиях семьи (Диагностическая карта экспертной оценки по А.К.Марковой)
- использование мультимедийных дидактических пособий: “День космонавтики”, “День победы”, “День защитника Отечества”, “8 Марта”, “День матери” и др.
- наблюдение с целью выявления у дошкольников знаний о Дне космонавтики в различных видах деятельности: сюжетно-ролевых играх, дидактических, настольно-печатных. В общении со сверстниками.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
Работники регулярно повышают компетенцию на курсах повышения квалификации в организации мероприятий, направленных на формирование первичных представлений детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках, владеют информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Организация мастер-классов по применению атрибутов на развлечениях, сюжетно-ролевых играх патриотического характера.
Научно-методические:
- Организация методической “копилки” с иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме.
- Изучение научно-педагогической литературы по данной проблеме.
- Проектная деятельность.
Материально-технические:
- Техническое сопровождение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.)
- Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с детьми, родителями и педагогами по системе формирования первичных представлений у детей об отечественных праздниках.
Нормативно-правовые
- в перспективный план внесен раздел по формированию первичных представлений по данной теме.
Информационные:
- Выбор новых современных эффективных средств и форм работы с детьми, родителями и педагогами по системе формирования первичных представлений дошкольников об отечественных праздниках (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.).
- Организационные: обновлены договора о сотрудничестве с библиотекой, с музеем. Обеспечение разнообразием игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала, патриотического характера, стимулирующая познавательную активность.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия:
- Мультимедийное пособие “В гости к Лунтику”.
Возраст целевой группы:
- старший дошкольный.
Цель пособия:
- развивать познавательные способности, посредством игры;
- патриотическое воспитание дошкольников;
- формировать у детей представление об окружающем мире;
- познакомить посредством чтения и рассматривания иллюстраций, с первым героем-космонавтом планеты Ю.А. Гагариным;
- вызвать интерес к загадочному миру космоса.
Задачи пособия:
- сформировать первоначальное представление о космосе, планетах.
- расширять словарный запас, кругозор;
- прививать любовь к родному краю.
- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие.
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда | Действие и возможный вариант пояснений педагога. |
№1 слайд | Титульный. По щелчку мыши появляется тема и анимация детей, отправившихся в гости к Лунтику |
№2 слайд | Слайд с иллюстрацией небесного пространства и мультипликационного героя – Лунтика. По щелчку мыши появляется текст загадки от Лунтика о звездах. |
№3 слайд | По щелчку мыши появляются анимации звездочек |
№4 слайд | По щелчку мыши на экране появляется
загадка о созвездии Большой Медведицы. По щелчку мышью после ответа детей появляется иллюстрация с созвездием. |
№5 слайд | Загадка о планете Земля, по щелчку мыши появляется анимации модели планеты, по щелчку появляется загадка о Солнце, по щелчку – анимация Солнца, по щелчку загадка о Луне, по щелчку - анимация Луны. |
№6 слайд | Лунтик “спрашивает”, знают ли дети кто был первым космонавтом. |
№7 | По щелчку мыши появляется фото Ю. А. Гагарина |
№8 | На слайде задание “Назови профессию”. По щелчку мыши профессии людей: продавец, швея, строитель, космонавт. По щелчку мыши неправильные ответы “растворяются”, правильный-вращается. |
№9 | По щелчку мыши на слайде транспорт:
Лунтик “предлагает” игру “Назови транспорт для
полета в космос”. При неправильном ответе, изображение растворяется, правильный ответ-увеличивается. |
№10 | На слайде вопрос от детей: “На какой
планете мы живем?” После ответа ребят, появляется анимация макета Земли. |
№11 | Спасибо за внимание! |