Программное содержание:
- учить детей создавать образ птицы;
- закреплять умение лепить из различного материала – глины, теста, пластилина;
- закреплять умение детей лепить фигуру птицы из целого куска, используя разные приемы:
раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей
путем прижатия и сглаживания мест соединения;
- учить передавать правильное положение головы, крыльев, хвоста;
- закреплять умение пользоваться стеком;
- развивать эстетическое восприятие;
- учить детей рассматривать иллюстративный материал и скульптуры для лучшего усвоения приемов передачи форм;
- вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы,
желание их рассмотреть, развивать художественное видение, зрительную память;
- уточнить знания детей о таких профессиях, как гончар, стеклодув, вязальщица;
- воспитывать любовь и уважение к труду.
Материал к занятию:
- глина, пластилин, тесто, стеки, планшеты для лепки;
- малые формы лебедей, изготовленные из глины, стекла, соломы;
- книги с иллюстрациями В.М.Конашевич, Т.Маврина, В.Лебедев;
- иллюстрация картины М.А.Врубеля “Царевна – Лебедь”;
- магнитофон, запись П.И.Чайковского “Танец маленьких лебедей”;
- озеро (нарисованное воспитателем).
Предварительная работа:
- чтение детям произведений, в которых главный герой – лебедь,
- рассматривание изображений лебедей, беседа о внешнем виде и образе жизни этих птиц;
- рассказ воспитателя о таких профессиях, как гончар, стеклодув.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: “Я для вас приготовила книжную ярмарку. На этой ярмарке собраны знакомые вам книги, в каждой из которой главный герой – величественные, гордые, необыкновенные лебеди.
- Как называются эти произведения?
- Какая красивая, величественная, гордая птица! Поэтому не только писатели, но и многие художники в своем творчестве обращают внимание на эту изящную птицу.
Воспитатель обращает внимание детей на картину М.А.Врубеля “Царевна –Лебедь”.
- Вспомните сказку А.С.Пушкина “ О царе Салтане ”
“Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет...
Тут она взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит...”.
- Вот какая таинственная, загадочная Царевна-Лебедь у художника М.А.Врубеля.
- Да, изящные, величественные птицы – лебеди. Даже в народе говорят об этом. Вот, например, идет по селу красивая девушка, люди про нее говорят: “Идет – как лебедушка плывет”.
- Кроме художников многие скульпторы, народные умельцы обратили свой взор к образу необыкновенной царь - птицы.
- Вот на этой чудо - выставке мы с вами увидим каких красивых лебедей изготовили мастера.
Сделали они лебедей из разнообразного материала.
- Давайте рассмотрим, из чего выполнены эти лебеди.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает каждого лебедя.
- Вот этот лебедь изготовлен из стекла, над ним трудился мастер – стеклодув. Посмотрите, какая гордая шея у этого лебедя.
Гончар сделал лебедя из глины. Какой размах крыльев! Вот еще немного, и он поднимется над самой гладью.
- Ой, ребята, вы ничего не слышите? Послушайте, кто-то так грустно и печально вздыхает.
Озеро! Видите, средь синих вод, лебедь белая плывёт. Как будто сошла с картины! Грустная, печальная. О чем запечалилась Царевна-Лебедь? Подружек нет!
Ребята, а давайте ей поможем. Вылепим подружек.
- Лепить мы будем из разнообразного материала. Возьмите себе тот материал, из которого вы вылепите лебедя.
Дети выбирают кто пластилин, кто глину, кто тесто.
Воспитатель: “Какие части тела есть у лебедя”
Дети: “Туловище, хвост, голова, шея”
Воспитатель: “С чего нужно начать лепить?”
Дети: “С туловища”
Воспитатель: “Туловище лепится в виде “колбаски”. Затем, от целого куска глины мы оттягиваем шею и хвост. А как вылепить крылья?”
Дети: “Из шариков, сплющить их и надрезать стеком”
Дети приступают к работе. Во время работы проводится физкультминутка.
“Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся”.
Воспитатель: “Ребята, заждалась лебедь своих подруг. Да и вашим лебедям поплавать пора”.
Звучит “Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковского.
Воспитатель: “Ожили ваши лебеди, взмахнули крыльями и полетели на лебединое озеро и закружились в танце”.
Дети выставляют своих лебедей на озеро (макет).
Воспитатель: “Молодцы, ребята! Каких прекрасных птиц вылепили. Царевна-Лебедь теперь не будет грустить, ведь у нее появились подружки”.