Занятие по лепке "Лебединое озеро"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

- учить детей создавать образ птицы;

- закреплять умение лепить из различного материала – глины, теста, пластилина;

- закреплять умение детей лепить фигуру птицы из целого куска, используя разные приемы:

раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей

путем прижатия и сглаживания мест соединения;

- учить передавать правильное положение головы, крыльев, хвоста;

- закреплять умение пользоваться стеком;

- развивать эстетическое восприятие;

- учить детей рассматривать иллюстративный материал и скульптуры для лучшего усвоения приемов передачи форм;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы,

желание их рассмотреть, развивать художественное видение, зрительную память;

- уточнить знания детей о таких профессиях, как гончар, стеклодув, вязальщица;

- воспитывать любовь и уважение к труду.

Материал к занятию:

- глина, пластилин, тесто, стеки, планшеты для лепки;

- малые формы лебедей, изготовленные из глины, стекла, соломы;

- книги с иллюстрациями В.М.Конашевич, Т.Маврина, В.Лебедев;

- иллюстрация картины М.А.Врубеля “Царевна – Лебедь”;

- магнитофон, запись П.И.Чайковского “Танец маленьких лебедей”;

- озеро (нарисованное воспитателем).

Предварительная работа:

- чтение детям произведений, в которых главный герой – лебедь,

- рассматривание изображений лебедей, беседа о внешнем виде и образе жизни этих птиц;

- рассказ воспитателя о таких профессиях, как гончар, стеклодув.

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель: “Я для вас приготовила книжную ярмарку. На этой ярмарке собраны знакомые вам книги, в каждой из которой главный герой – величественные, гордые, необыкновенные лебеди.

- Как называются эти произведения?

- Какая красивая, величественная, гордая птица! Поэтому не только писатели, но и многие художники в своем творчестве обращают внимание на эту изящную птицу.

Воспитатель обращает внимание детей на картину М.А.Врубеля “Царевна –Лебедь”.

- Вспомните сказку А.С.Пушкина “ О царе Салтане ”

“Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет...
Тут она взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит...”.

- Вот какая таинственная, загадочная Царевна-Лебедь у художника М.А.Врубеля.

- Да, изящные, величественные птицы – лебеди. Даже в народе говорят об этом. Вот, например, идет по селу красивая девушка, люди про нее говорят: “Идет – как лебедушка плывет”.

- Кроме художников многие скульпторы, народные умельцы обратили свой взор к образу необыкновенной царь - птицы.

- Вот на этой чудо - выставке мы с вами увидим каких красивых лебедей изготовили мастера.

Сделали они лебедей из разнообразного материала.

- Давайте рассмотрим, из чего выполнены эти лебеди.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает каждого лебедя.

- Вот этот лебедь изготовлен из стекла, над ним трудился мастер – стеклодув. Посмотрите, какая гордая шея у этого лебедя.

Гончар сделал лебедя из глины. Какой размах крыльев! Вот еще немного, и он поднимется над самой гладью.

- Ой, ребята, вы ничего не слышите? Послушайте, кто-то так грустно и печально вздыхает.

Озеро! Видите, средь синих вод, лебедь белая плывёт. Как будто сошла с картины! Грустная, печальная. О чем запечалилась Царевна-Лебедь? Подружек нет!

Ребята, а давайте ей поможем. Вылепим подружек.

- Лепить мы будем из разнообразного материала. Возьмите себе тот материал, из которого вы вылепите лебедя.

Дети выбирают кто пластилин, кто глину, кто тесто.

Воспитатель: “Какие части тела есть у лебедя”

Дети: “Туловище, хвост, голова, шея”

Воспитатель: “С чего нужно начать лепить?”

Дети: “С туловища”

Воспитатель: “Туловище лепится в виде “колбаски”. Затем, от целого куска глины мы оттягиваем шею и хвост. А как вылепить крылья?”

Дети: “Из шариков, сплющить их и надрезать стеком”

Дети приступают к работе. Во время работы проводится физкультминутка.

“Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся”.

Воспитатель: “Ребята, заждалась лебедь своих подруг. Да и вашим лебедям поплавать пора”.

Звучит “Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковского.

Воспитатель: “Ожили ваши лебеди, взмахнули крыльями и полетели на лебединое озеро и закружились в танце”.

Дети выставляют своих лебедей на озеро (макет).

Воспитатель: “Молодцы, ребята! Каких прекрасных птиц вылепили. Царевна-Лебедь теперь не будет грустить, ведь у нее появились подружки”.