Рабочая программа учебной дисциплины "Основы творческого музицирования"

Разделы: Музыка


1. Цель освоения дисциплины

  • формирование готовности применению педагогических задач творческого музицирования в детском саду;
  • формирование у студентов знаний в области истории творческой практики музицирования, с разнообразием ее видов и форм; исторического развития эстетической мысли о музыкальном творчестве
  • формирование у студентов творческих навыков и умений музицирования в соответствии с требованиями и программой музыкального воспитания дошкольников;

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина “Основы творческого музицирования” относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла (Б.3.2/В7/2).

Для освоения дисциплины “Основы творческого музицирования” студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: “Класс основного музыкального инструмента”, “Музыкально-теоретические дисциплины”, “Ритмика”, “Хореография”, “Народное творчество”, “Теория и технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста”.

Параллельно с дисциплиной “Основы творческого музицирования” изучаются дисциплины: “Основы аккомпанемента”, “Концертмейстерский класс”, “Основы импровизации”

Данная дисциплина является основой для дальнейшего изучения дисциплин: “Интерпретация музыкальных произведений”, “Фортепианный ансамбль”, “Методика хореографических постановок”.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • ОПК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
  • СК-2 - готов анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников; теоретические основы музыкально-творческой деятельности; принципы аранжировки народной песни, игр, и танцев (наигрыши); принципы моделирования звукоизобразительных и звукоподражательных музыкальных построений.

Уметь: моделировать музыкальные построения для вступления, связующих и заключительных разделов музыкально-игровой композиции (инсценировки песен, сказок, стихов, басен и т.д.); сочинять музыкальные модели в форме периода с целью расширения ассоциативно-образного пространства музыкально-игровой композиции; создавать особую атмосферу сотворчества на музыкальных занятиях, побуждая детей к самостоятельным решениям творческих заданий.

Владеть: – навыками подбора и гармонизации мелодии; одновременного исполнения литературного текста и музыкального сопровождения; выразительного чтения поэтического текста; вовлечение детей в процесс сюжетно-ролевой игры посредством заданий: продолжить мелодию, подобрать рифму, придумать движение и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72/14 часов).

Структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы

(в академических часах)

Л С ПЗ ИНД. СР
Теоретический курс
1 Педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников 9 2       8
2 Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования 9 2       8
Практический курс
3 Моделирование фактуры звукоизобразительных и звукоподражательных построений 9       2 14
4 Моделирование музыкального сопровождения к инсценировкам сказок, песен 9       4 14
5 Практика импровизации музыкального аккомпанемента к рассказу сказки 9       4 14
  ИТОГО: 72 4     10 58

Содержание дисциплины

Таблица 2

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
(дидактические единицы)
Теоретический курс
1 Педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников Развитие творческой активности в музыкально-игровой деятельности дошкольников во всех ее проявлениях: передаче характерных образов сказочных персонажей, подражание повадкам животных, птиц, импровизации (самостоятельный поиск) танцевальности движений, импровизации текста и мелодии песен. Развитие сенсорных способностей, пластики и выразительности движений
2 Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования Основные принципы музыкального творческого музицирования с использованием сюжетно-ролевых игр:

- самостоятельный поиск различных сочетаний танцевальных движений;

- подбор рифмы и сочинения собственного текста к песне;

- импровизация мелодии или ее части к дидактике стиха;

Передача характерных образов сказочных персонажей в пластике.

Практический курс
3 Моделирование фактуры звукоизобразительных и звукоподражательных построений Освоение приемов подражания звукам дождя, грома, вьюги и прочим явлениям природы. Семантическая связь музыки и текста, музыки и движения, музыки и сюжетной линии (инсценировка, игра).
4 Моделирование музыкального сопровождения к инсценировкам сказок, песен Отработка различных вариантов вступительных и заключительных разделов композиций (тематические, изобразительные, наигрыши и т.д.) Разработка структуры и драматургии композиции (песни, стихи, танцы, текст) характеристик персонажей. Разработка тонального плана, модуляций, связок, интермедий и т.д.
5 Практика импровизации музыкального аккомпанемента к рассказу сказки Освоение приемов использования средств музыкальной выразительности (гармония, ритм, регистры, ладовая окраска и других) для воплощения музыкальных характеристик сказочных персонажей.

5. Образовательные технологии.

В процессе освоения дисциплины используются различные образовательные технологии:

Традиционные технологии:

- информационные лекции “Педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников”, “Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования”;

Игровые технологии:

- семинар в виде импровизации фольклорной игры на темы русских народных песен “Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования”;

6. Самостоятельная работа студентов.

Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость
(в академ. часах)
Теоретический курс
1 Педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников Внеаудиторная самостоятельная работа:

Чтение текста лекции и рекомендованной литературы; использование компьютерной техники и интернета для прослушивания рекомендованных аудиозаписей

8
2 Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования Внеаудиторная самостоятельная работа:

Чтение текста лекции и рекомендованной литературы;

Подбор и методический анализ сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста для творческого музицирования

8
Практический курс
3 Моделирование фактуры звукоизобразительных и звукоподражательных построений Внеаудиторная самостоятельная работа:

Сочинение этюдов-зарисовок. (“Осень”, “В лесу” и т.д.). Сочинение сонорных импровизаций.

8
4 Моделирование музыкального сопровождения к инсценировкам сказок, песен Внеаудиторная самостоятельная работа:

Сочинение музыкального сопровождения к основным сюжетным линиям в сказке (по выбору студента)

8
5 Практика импровизации музыкального аккомпанемента к рассказу сказки Внеаудиторная самостоятельная работа:

Сочинение музыкальных тем для главных персонажей сказки. Соединение лейтмотивов и музыкальных тем персонажей сказки.

12

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

Средства оценивания:

1). Диагностирующий контроль

Собеседование - целью которого является определение начального уровня музыкально-теоретической подготовки и исполнительских навыков и умений по основному музыкальному инструменту студентов.

2). Текущий контроль

Таблица 4

№ п/п Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
Теоретический курс
1 Педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников Подготовка докладов на тему: “Педагогические возможности творческого музицирования в детском саду”;

Мониторинг интернет-ресурсов средств творческого музицирования с детьми дошкольного возраста

2 Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования Подбор сюжетно-ролевых, фольклорных игр, сказок в соответствии с возрастными возможностями детей дошкольного возраста
Практический курс
3 Моделирование фактуры звукоизобразительных и звукоподражательных построений Исполнение и анализ сочиненных импровизаций фактурных моделей.

Анализ фактуры в программных пьесах детской фортепианной литературы (П.И. Чайковский, С. Майкапар, Р. Шуман, С. Прокофьев и др.)

4 Моделирование музыкального сопровождения к инсценировкам сказок, песен Исполнение и анализ гармонизации мелодии к основным сюжетным линиям выбранной сказки.
5 Практика импровизации музыкального аккомпанемента к рассказу сказки Публичный показ и исполнение сказки в сопровождении фортепиано.

3). Промежуточная аттестация

Зачет

В программу промежуточной аттестации входит публичное исполнение сочиненной сказки под собственный аккомпанемент.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Столяр Р. Современная импровизация. Практический курс для фортепиано.: М.: Лань, 2012.

2. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Дубна: Феникс+, 2011.

3. Свитская М.Э. Театрализованные игры дошкольников, М.:2012.

б) дополнительная литература:

4. Актуальные вопросы музыкально-педагогической науки и практики: материалы научно-практической конференции 16 апреля 2006, М.: МГУКИ, 2008.

5.Алнарова Н., Николаев В., Сусидко Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников младшего школьного возраста. М.: Владос, 1997.

6.Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: 1979.

7.Ветлугина Н.А., Кенеман А,В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983.

8.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

9.Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего возраста в 2х частях. М.: Владос, 2001.

10.Назнайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

11.Радынова О.П. Программа музыкального развития детей “Музыкальные шедевры”, М.: Гном, 2008.

12.Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду, М.: Линка-пресс, 2009.

13. Золотые оперные темы. Сборник для слухового анализа, чтения с листа и слухового музицирования. Учебно-методическое пособие. Составитель: В.А. Кривопалова.

14. Усачева В О. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема. / В книге: Музыкальное образование в школе. - М.: Изд. центр “Академия”, 2001.

Нотный материал:

11. Борткевич С.Э. “По сказкам Андерсена” и др.

12. Гречанинов Л. Детский альбом, “День ребенка”, “Бусинки”

13. Кабалевский Д.Б. “Пьесы для детей”

14. Косенко В.С. “Детский альбом”

15. Майкапар С. “Бирюльки”

16. Прокофьев С.“Детская музыка”

17. Ребиков В.И. “Детский мир”

18. Свиридов Г. “Альбом пьес для детей”

19. Хачатурян А. “Детский альбом”

20. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе: учебно-методическое пособие для фортепиано – ноты. М.: Советский композитор, 1985.

21. Чайковский П. “Детский альбом”

22. Шостакович Д. “Танцы кукол”

23. Шуман Р. “Альбом для юношества”

24. Сборники пьес, предназначенные для работы по программе музыкального воспитания детей в детском саду.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины используются:в аудиториях используются музыкальные инструменты (рояли, пианино);

аудио и видеоаппаратура, носители звуко- и видеозаписи: ноты, книги.

10. Аннотация рабочей программы дисциплины

“Основы творческого музицирования”

1. Цель дисциплины:

- формирование готовности применению педагогических задач творческого музицирования в детском саду;

- формирование у студентов знаний в области истории творческой практики музицирования, с разнообразием ее видов и форм; исторического развития эстетической мысли о музыкальном творчестве

- формирование у студентов творческих навыков и умений музицирования в соответствии с требованиями и программой музыкального воспитания дошкольников;

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ОПК-1; СК-2

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников; теоретические основы музыкально-творческой деятельности; принципы аранжировки народной песни, игр, и танцев (наигрыши); принципы моделирования звукоизобразительных и звукоподражательных музыкальных построений.

Уметь: моделировать музыкальные построения для вступления, связующих и заключительных разделов музыкально-игровой композиции (инсценировки песен, сказок, стихов, басен и т.д.); сочинять музыкальные модели в форме периода с целью расширения ассоциативно-образного пространства музыкально-игровой композиции; создавать особую атмосферу сотворчества на музыкальных занятиях, побуждая детей к самостоятельным решениям творческих заданий.

Владеть: – навыками подбора и гармонизации мелодии; одновременного исполнения литературного текста и музыкального сопровождения; выразительного чтения поэтического текста; вовлечение детей в процесс сюжетно-ролевой игры посредством заданий: продолжить мелодию, подобрать рифму, придумать движение и т.д.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

5. Семестр: 9

6. Основные разделы дисциплины:

Теоретический курс:

1. Педагогические функции и задачи творческого музицирования в системе музыкального воспитания дошкольников.

2. Сюжетно-ролевые и фольклорные игры, сказки как важная составляющая творческого музицирования.

Практический курс:

3. Моделирование фактуры звукоизобразительных и звукоподражательных построений

4. Моделирование музыкального сопровождения к инсценировкам сказок, песен

5. Практика импровизации музыкального аккомпанемента к рассказу сказки