Рабочая программа учебной дисциплины "Основы импровизации"

Разделы: Музыка


1. Цель освоения дисциплины

- формирование профессионального уровня подготовки студентов, активизация творческого начала в практике музыкального сопровождения различным видам детской музыкальной деятельности;

- формирование у студентов знаний основы типичной для импровизации техники варьирования и элементарного сочинения;

- формирование у студентов знаний по теории жанровой стилистики с его основными положениями; по музыкальной педагогике (эпохи импровизации (Ренессанс, Барокко)).

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина “Основы импровизации” относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла (Б.3.2/В7/2).

При изучении дисциплины “Основы импровизации” используются знания, навыки и умения, сформированные при прохождении дисциплин: “Класс основного музыкального инструмента”, “Музыкально-теоретические дисциплины”, “Ритмика”, “Хореография”, “Народное творчество”, “Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста”.

Параллельно с данной дисциплиной изучаются: “Концертмейстерский класс”, “Основы творческого музицирования”, “Основы аккомпанемента”.

Данная дисциплина является основой для дальнейшего изучения дисциплин: “Интерпретация музыкальных произведений”, “Фортепианный ансамбль”, “Методика хореографических постановок”.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

СК-2 - готов анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: способы применения импровизации в музыкальном сопровождении детской музыкальной деятельности; основы жанровой стилистики; теоретические основы музыкально-творческой деятельности.

Уметь: аккомпанировать различным жанрам народной песни (календарные, колыбельная, игровая, городская, хоровая, плясовая и т.д.) народному танцу, историко-бытовому танцу, используя традиционные приемы варьирования в фольклоре и профессиональной музыке; импровизировать музыкальные построения в форме периода в различных жанрах (песня, танец, марш).

Владеть: – навыками подбора и гармонизации мелодии; варьирования мелодии и гармонического сопровождения; подбора подголосков к народной песне; комбинирования различных видов фигураций.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - (72/14 часов).

Структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы
(в академических часах)
Л С ПЗ ИНД. СР
Теоретический курс
1 Специфика импровизации в системе музыкального воспитания дошкольников. Цели и задачи курса 9 1       2
2 Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности 9 1       4
Практический курс
3 Разработка фактурных моделей в 3-х типах изложения на основе оборота TSDT 9       2 8
4 Гармонизация мелодий на основе оборота TSDT, а также применение отклонений в тональности I степени родства 9       2 8
5 Основные способы варьирования. Способы варьирования в сопровождении историко-бытовым танцам, народной городской песне (танце), крестьянской песни (календарной) 9       4 12
6 Подготовка аккомпанемента к фольклорной игре 9       2 12
7 Моделирование фактуры музыкальных построений в жанре песни, танца, марша. 9       2 12
  ИТОГО: 72 2     12 58

 Содержание дисциплины

Таблица 2

№п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
|(дидактические единицы)
Теоретический курс
1 Специфика импровизации в системе музыкального воспитания дошкольников. Цели и задачи курса Прикладной тип импровизации.

Синкретический характер музыкально-исполнительного и музыкально-игрового творчества дошкольников и музыкального сопровождения педагога. Импровизация в аккомпанементе народному и историко-бытовому танцу, песне, музыкальной игре.

Семантическая связь музыки и текста, музыки и движения.

Особенности музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

2 Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности Жанровые начала и прототипы.

Декламационнсть, речитативность, повествовательность, моторика и звукоизобразительность.

Стилистика аккомпанемента народной песне, танцу, фольклорным играм.

  • Типы ладовой организации
  • Понятия модальность, тональность, атональность
  • Элементы музыкального языка
  • Синтаксис. Система понятий.
  • Принципы развития и формообразования.
  • Основные способы варьирования. 3 вида фигураций.
  • Комбинирование фигураций.
  • Понятия тематическая гармония, редукция, сонор.
Практический курс
3 Разработка фактурных моделей в 3-х типах изложения на основе оборота TSDT Освоение моделей аккордового изложения, различных видов арпеджио; гаммаобразных построений. Комбинирование моделей. Разработка мотивных оборотов. Сочинение вариаций на basso ostinato.
4 Гармонизация мелодий на основе оборота TSDT, а также применение отклонений в тональности I степени родства Освоение принципов подбора гармонического сопровождения. Изложение гармонии в различных фактурных вариантах. Отработка регистровых перестановок темы и сопровождения
5 Основные способы варьирования.

Способы варьирования в сопровождении историко-бытовым танцам, народной городской песне (танце), крестьянской песни (календарной).

Освоение различных видов фигураций- мелодической, гармонической, ритмической, смешанной( комбинирование фигураций).

Освоение приемов колорирования мелодий и баса (опевание, заполнение интервалов проходящими звуками). Орнаментика. Полифонические приёмы. Альбертиевы басы. Исполнить менуэт, буррэ и т.п в аутентичной манере.

Освоение принципов баянной школы фигурационного варьирования мелодий (применение вспомогательных, проходящих, терцовых звуков в различных комбинациях. Сочетание скачковых вспомогательных с проходящими. Изложение терциями, секстами, октавами, тремоло в интервалах, аккордах. Орнаментальные пассажи и т.д.

Освоение приёмов подголосочной полифонии, имитация наигрышей рус. народных инструментов, освоение вариантов бурдона. Применение тематической гармонии и редукции в поиске фактурных решений. Сочинить наигрыши свирели, балалайки и т.д.

6 Подготовка аккомпанемента к фольклорной игре Подбор музыкального материала (песни). Выстраивание композиций. Сочинение муз. сопровождения на тематическом материале песен. Применение наигрышей. Постановка танцев. Разработка мизансцен.
7 Моделирование фактуры музыкальных построений в жанре песни, танца, марша. Освоение фактурных приемов, ритмических рисунков, способов варьирования. Сочинить на данную тему марш польку, полонез, в трех частной форме

5. Образовательные технологии.

В процессе освоения дисциплины используются различные образовательные технологии:

Традиционные технологии:

- информационные лекции “Специфика импровизации в системе музыкального воспитания дошкольников. Цели и задачи курса”, “Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности”;

Игровые технологии:

- семинар в виде импровизации фольклорной игры на темы русских народных песен “Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности”;

Информационно-коммуникационные технологии:

- семинар - конкурс на лучшую импровизацию вариаций к народному танцу;

- семинар - конкурс на лучшую жанровую импровизацию (песня, танец, марш).

6. Самостоятельная работа студентов.

Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость
(в академических часах)
Теоретический курс
1 Специфика импровизации в системе музыкального воспитания дошкольников. Цели и задачи курса Внеаудиторная самостоятельная работа:

Чтение текста лекции и рекомендованной литературы; использование компьютерной техники и интернета для прослушивания рекомендованных аудиозаписей

2
2 Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности Внеаудиторная самостоятельная работа:

Чтение текста лекции и рекомендованной литературы;

Подбор и анализ фактурных образцов аккомпанемента, гармонизации и жанровой принадлежности сопровождения мелодии в детской музыкальной литературе и в различных жанрах среди шедевров мировой классической музыки

4
Практический курс
3 Разработка фактурных моделей в 3-х типах изложения на основе оборота TSDT Внеаудиторная самостоятельная работа:

Сочинение и импровизация фактурных моделей

8
4 Гармонизация мелодий на основе оборота TSDT, а также применение отклонений в тональности I степени родства Внеаудиторная самостоятельная работа:

Гармонизация мелодии в двух вариантах на заданную тему:

  1. Детская песня
  2. Народная песня
8
5 Основные способы варьирования. Способы варьирования в сопровождении историко-бытовым танцам, народной городской песне (танце), крестьянской песни (календарной). Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение вариативных задач и упражнений

Сочинение вариаций на basso ostinato;

Исполнение пьес из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах” в аутентичной манере, применяя украшения, варьмрование мелодии и баса;

Сочинение и импровизация вариаций на заданную тему русской народной песни (танца)

Сочинение и импровизация наигрыша свирели, балалайки и других народных музыкальных инструментов. Исполнение вариантов аранжировки народных песен с исполнением тематической гармонии и подголосной полифонии

12
6 Подготовка аккомпанемента к фольклорной игре Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подбор и использование традиционных видов аккомпанемента в народной музыке для сопровождения фольклорной игры

12
7 Моделирование фактуры музыкальных построений в жанре песни, танца, марша. Внеаудиторная самостоятельная работа:

Сочинение и импровизация фактуры в жанрах песни, танца и марша

12

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

Средства оценивания:

1). Диагностирующий контроль

Собеседование - целью которого является определение начального уровня музыкально-теоретической подготовки и исполнительских навыков и умений по основному музыкальному инструменту студентов.

2). Текущий контроль

Таблица 4

№ п/п Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
Теоретический курс
1 Специфика импровизации в системе музыкального воспитания дошкольников. Цели и задачи курса Подготовка докладов на тему: “Творческая направленность в работе педагога-музыканта и ее значение в воспитании личности ребенка”;

Мониторинг Интернет-ресурсов на предмет ознакомления с новейшими технологиями творческого воспитания дошкольников

2 Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности Подготовка рефератов на тему: Стиль и жанр в музыке”;

Подбор примеров из классической и современной музыки на применение типов жанровой характеристики: декламационность, речитативность, моторика и звукоизобразительность, распевность;

Практический курс
3 Разработка фактурных моделей в 3-х типах изложения на основе оборота TSDT Исполнение и анализ сочиненных импровизаций фактурных моделей.
4 Гармонизация мелодий на основе оборота TSDT, а также применение отклонений в тональности I степени родства Исполнение и анализ гармонизации мелодии в двух вариантах на заданные темы:

- Детская песня

- Народная песня

5 Основные способы варьирования. Способы варьирования в сопровождении историко-бытовым танцам, народной городской песне (танце), крестьянской песни (календарной). Проверка решения вариативных задач и упражнений на варьирование, а также исполнение и анализ сочинений вариаций на basso ostinato.

Составление рецензий на разные версии редакции “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”

Публичное исполнение импровизаций вариаций на тему русской народной песни (танца)

Исполнение и анализ сочиненных импровизаций на подражание звучания народных музыкальных инструментов, а также аранжировки народных песен с исполнением тематической гармонии и подголосной полифонии

10 Подготовка аккомпанемента к фольклорной игре Исполнение аккомпанемента на заданную музыкальную тему фольклорной игры
11 Моделирование фактуры музыкальных построений в жанре песни, танца, марша. Публичное исполнение импровизаций фактуры в жанрах песни, танца и марша

3). Промежуточная аттестация

Зачет

В программу промежуточной аттестации входит публичное исполнение двух сочиненных произведений:

1. Вариации на тему русской народной песни;

2. Жанровая импровизация: песня, танец, марш (одна по выбору студента).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Столяр Р. Современная импровизация. Практический курс для фортепиано.: М.: Лань, 2012.

2.Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Дубна: Феникс+, 2011.

б) дополнительная литература:

1. Алпатова А.С. Архаика в мировой музыкальной культуре. М.: Экон-информ, 2009.

2. Лисовой В.И. Современная музыка. Этнические музыкальные традиции и творчество композиторов Центральной Америки: учебно-методическое пособие. М.: Экон-информ, 2008.

4.Анбари Ю.Б. История искусства аккомпанемента: учебное пособие. Владимир, 2007.

5.Булатова Л.Б. В творческой мастерской Генриха Нейгауза. М.: 2007.

6.Ветлугина Н.А., Кенеман А,В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983.

7.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

8.Довнарович Л.Г. Музыкально-выразительные средства и их применение в работе над аккомпанементом: учебно-методическое пособие. – Улан-Уде, 2008

9.Назнайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

10.Эстетическое воспитание в детском саду/ под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.: Просвещение, 1978.

11. Мун.Л.И. Импровизация как вид творческой деятельности в в теории и практике музыкального образования. Диссертация . Москва 2001

12. Тагирова Л.Р. Практическое пособие на уроках импровизации в старших классах ДМШ. Казань, 2003.

Нотный материал:

11. Борткевич С.Э. “По сказкам Андерсена” и др.

12. Гречанинов Л. Детский альбом, “День ребенка”, “Бусинки”

13. Кабалевский Д.Б. “Пьесы для детей”

14. Косенко В.С. “Детский альбом”

15. Майкапар С. “Бирюльки”

16. Прокофьев С.“Детская музыка”

17. Ребиков В.И. “Детский мир”

18. Свиридов Г. “Альбом пьес для детей”

19. Хачатурян А. “Детский альбом”

20. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе: учебно-методическое пособие для фортепиано – ноты. М.: Советский композитор, 1985.

21. Чайковский П. “Детский альбом”

22. Шостакович Д. “Танцы кукол”

23. Шуман Р. “Альбом для юношества”

24. Сборники пьес, предназначенные для работы по программе музыкального воспитания детей в детском саду.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины используются: в аудиториях используются музыкальные инструменты (рояли, пианино); аудио и видеоаппаратура, носители звуко- и видеозаписи:   ноты, книги.

10. Аннотация рабочей программы дисциплины “Основы импровизации”

1. Цель дисциплины:

- формирование профессионального уровня подготовки студентов, активизация творческого начала в практике музыкального сопровождения различным видам детской музыкальной деятельности;

- формирование у студентов знаний основы типичной для импровизации техники варьирования и элементарного сочинения;

- формирование у студентов знаний по теории жанровой стилистики с его основными положениями; по музыкальной педагогике (эпохи импровизации (Ренессанс, Барокко)).

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ОПК-1; СК-2

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: способы применения импровизации в музыкальном сопровождении детской музыкальной деятельности; основы жанровой стилистики; теоретические основы музыкально-творческой деятельности.

Уметь: аккомпанировать различным жанрам народной песни (календарные, колыбельная, игровая, городская, хоровая, плясовая и т.д.) народному танцу, историко-бытовому танцу, используя традиционные приемы варьирования в фольклоре и профессиональной музыке; импровизировать музыкальные построения в форме периода в различных жанрах (песня, танец, марш).

Владеть: – навыками подбора и гармонизации мелодии; варьирования мелодии и гармонического сопровождения; подбора подголосков к народной песне; комбинирования различных видов фигураций.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

5. Семестр: 9

6. Основные разделы дисциплины:

Теоретический курс:

1. Специфика импровизации в системе музыкального воспитания дошкольников. Цели и задачи курса.

2. Основы жанровой стилистики. Теоретические основы музыкально-творческой деятельности.

Практический курс:

3. Разработка фактурных моделей в 3-х типах изложения на основе оборота TSDT

4.Гармонизация мелодий на основе оборота TSDT, а также применение отклонений в тональности I степени родства

5. Основные способы варьирования. Способы варьирования в сопровождении историко-бытовым танцам, народной городской песне (танце), крестьянской песни (календарной).

6. Подготовка аккомпанемента к фольклорной игре.

7. Моделирование фактуры музыкальных построений в жанре песни, танца, марша.