Пояснительная записка
Благодаря появлению электроорганов в детских
музыкальных школах представилась возможность
начинать обучение игре на органе уже с I
ступени музыкального образования. Появилась
новая область в учебной и концертной практике
ДМШ – детское органное музицирование: сольное и
ансамблевое. Содержание начального музыкального
образования обогатилось знакомством с органной
литературой и, что важно, приобщением к ней
широкой детской слушательской аудитории.
Органный класс в ДМШ – маленький очаг органной
культуры, который привлекает школьников других
специальностей и способствует продолжению
традиций русской органной школы –
просветительства органного искусства в России.
Тематические концерты – лекции, в процессе
подготовки которых привлекается вокальная,
хоровая, инструментальная музыка, а также
материалы из истории смежных искусств
(архитектура, живопись, духовная и светская
поэзия), задействуют учеников не только
органного класса, но и детей, обучающихся на
других отделениях и стремящихся овладеть
навыками игры и познакомиться с регистрами
органа.
Наряду с общими задачами
музыкально-эстетического воспитания, органное
обучение создает предпосылки для духовного
развития и становления личности ребенка. Как
часть христианской культуры органная литература
знакомит ученика с духовным содержанием
хоральных обработок (первоосновы органной
композиции), сюжетами и образами Евангелия, с
музыкальным языком христианской символики.
Органное музицирование в ДМШ позволяет
исполнять произведения в подлинниках, минуя
переложения, знакомит школьника со спецификой
исполнения на старинных клавишных инструментах.
Богатейшая история органной практики, которая,
как известно, представляет собой синтез
композиции, исполнительства и импровизации, а
также феноменальные звуковые возможности
органа, наличие нескольких мануалов и педальной
клавиатуры, создают уникальную базу для занятий
на органе творческим музицированием.
Программа имеет творческую
направленность. Трудно переоценить роль
детского творчества в музыкально-воспитательном
процессе. Л.Выготский писал: «Творчество на деле
существует не только там, где оно создает великие
исторические произведения, но и везде там, где
человек воображает, комбинирует, изменяет и
создает что-либо новое, какой-бы крупицей ни
казалось это новое по сравнению с созданиями
гениев» (Выготский Л.С. воображении и творчество
в детском возрасте. Психологический очерк. М.
Просвещение. 1991 г.). Творческое музицирование как
метод обучения применяется в школьной программе
достаточно широко. Он охватывает как
фортепианные методики начального обучения, так и
методические разработки, посвященные вопросам
раннего обучения гармонии, сочинению,
импровизации (Л.Баренбойм, С.Мальцев, А.Маклыгин,
Г.Шатковский, А.Никитин и др.). Применительно к
современной практике обучения на органе в ДМШ
музицирование с элементами импровизации
(варьирование, колорирование) и сочинение в
старинных жанрах органной музыки позволяют
изнутри подойти к пониманию исторического стиля,
глубже понять природу органного
исполнительского искусства. Такой подход
определяет новизну данной программы.
Современное исполнительское искусство в
вопросах интерпретации старинной музыки
тяготеет к аутентичному прочтению и, в этой
связи, проблема формирования творческих умений
музицирования актуальна и для детской
органной педагогики, так как решение этой
проблемы в определенной степени возможно уже на I
ступени обучения.
Актуальность программы отвечает одному из ведущих направлений современной педагогики – воспитанию творческой личности. Введение творческого музицирования в учебный процесс повышает интерес учащегося к предмету, наполняет его радостью созидания, создает на занятиях особую атмосферу сотворчества педагога и ученика.
Педагогическая целесообразность
данной программы – развитие мотивации личности
к познанию и творчеству. Как показывает опыт,
переключение внимания ученика на воплощение
собственного замысла помогает легче
преодолевать координационные трудности,
освобождает его от физической и психологической
зажатости. Поиск регистровых решений для
исполнения собственных «произведений» помогает
освоению диспозиции органа (основных
регистровых групп, тембров, высотности и красок
звучания). Изобретение и комбинирование
различных «формул» вариаций увлекает ученика,
развивает музыкальное мышление, воображение и
фантазию. Свобода выбора образного решения
данной темы привлекает ученика к работе над
замыслом пьесы, побуждает к интерпретации,
развивает индивидуальность ученика.
Принимая во внимание специфику программы, цель
ее определяется как приобщение школьников к
органному искусству.
Наряду с задачами обучения собственно игре на органе:
- освоение педальной клавиатуры;
- приобретение навыков игры на нескольких мануалах;
- развитие координации движений;
- развитие навыков техники игры на органе (звукоизвлечение, артикуляция, агогика, фразировка);
- освоение принципов регистровки на основе репертуара;
- освоение навыков регистровки при игре в ансамбле с различными инструментами.
Программа имеет задачи творческой практики музицирования:
- формирование творческих навыков и умений музицирования,
- приобретение первоначального опыта музыкально-творческой деятельности.
Занятия элементарной гармонией и орнаментикой могут рассматриваться как подготовка к чтению цифрованного баса.
Отличительной особенностью данной
программы является наличие творческой
деятельности учащихся и педагогический поиск
точек соприкосновения старинной и современной
практики импровизации на органе; адаптация ее к
детскому, подростковому возрасту. Данная
программа рассчитана на детей от 9-10 до 14-15 лет.
Специфической особенностью обучения игре на
органе как предмета по выбору в ДМШ является
неоднородный по возрасту и подготовке
контингент желающих обучаться, поэтому занятия с
каждым учеником корректируют положения данной
программы. Продолжительность образовательного
процесса составляет 4 года. Форма занятий –
индивидуальная. Форма отчетности – зачет,
классный концерт, тематический концерт-лекция.
Продолжительность урока – 40 минут.
В ходе реализации программы прогнозируется
следующий результат, получаемый в соответствии с
уровнем развития ученика и степенью его
одаренности – сопричастность органному
искусству будущего музыканта-профессионала,
участника любительского музицирования,
грамотного слушателя органных концертов.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план рассчитан на 35 недель
I полугодие – 16 недель
II полугодие – 19 недель
4 класс (1-ый год обучения)
Педальные упражнения
Педальные упражнения – досочинение мелодии
Упражнения на координацию движений и освоение
ладовых функций T, S, D
6-7 мануальных пьес с обозначенной педальной
партией эпохи Барокко
2-3 пьесы из Детских альбомов Чайковского,
Свиридова и др. (переложения).
Гармонизация мелодии на основе полного
функционального оборота T-S-D-T
Сочинение вариаций на заданную тему
5 класс (2-й год обучения)
Педальные упражнения
2-3 произведения композиторов раннего Барокко
национальных школ Европы (итальянской,
французской, немецкой, испанской, английской)
1-2 Маленькие прелюдии и фуги И.С.Баха
1-2 произведения русских композиторов
1 аккомпанемент
Музицирование «в манере Эхо»
Музицирование с элементами колорирования
мелодии и фигурирования баса на материале пьес
из Нотной тетради А.М.Бах
6 класс (3-й год обучения)
1-2 хоральные обработки эпохи Барокко
1 токкатта, фантазия
1-2 романтические пьесы
1-2 произведения современных композиторов
1 аккомпанемент
Сочинение вариаций на basso ostinato (чакона,
пассакалия)
Сочинение фактурных пьес (преамбула, прелюдия
ит.п.)
7 класс (4-й год обучения)
1 прелюдия и фуга И.С.Баха
2-3 части Концерта, партиты
1 крупное романтическое произведение
1-2 произведения современных композиторов
1-2 аккомпанемента
Сочинение программных пьес
Импровизация музыкального построения в форме
периода по гармонической схеме
Содержание предмета
Основные направления работы с начинающим органистом диктуются знакомством его со спецификой инструмента. Наличие нескольких клавиатур и подвижность ног корректируют посадку за инструментом. Формирование первоначальных двигательных навыков происходит на материале педальных упражнений и мануальных пьес. Отсутствие фортепианной динамики меняет комплекс психофизических ощущений, сложившихся в процессе обучения на фортепиано. Органное звучание, органная механика, акустика требуют определённого звукоизвлечения и соответственного исполнения различных видов штрихов, ясной артикуляции. Большое значение приобретает агогика как в работе над пластикой органного звучания, так и в работе над формой исполняемого произведения. Особое место в процессе работы над произведением занимает регистровка. Звуковая картина органного сочинения определяется многими факторами: историческая эпоха, жанр, стиль, принадлежность к определенной национальной органной школе, а следовательно к определенному типу органа. Такой объем образовательного процесса требует освоения учеником знаний из истории органной культуры. Одной из форм занятий этого направления являются тематические классные собрания.
Примерные темы
I. «Облик органа в эпоху средневековья»
- Орган в Византии
- Грегорианский хорал
- Органум, дискантирование.
П. «Страницы истории органной культуры Западной Европы эпохи Ренессанса»
- Возникновение национальных органных школ и оригинальной литературы для органа.
- Практика диминуирования и глоссирования.
- Орган эпохи Возрождения.
III. «Северогерманская органная школа вторых
поколений»
Особенности барочного
органа.
IV. «Органная книжечка» И.С.Баха
V. «Романтический орган и Orgelbewengung.
А.Швейцер»
VI. «Современная запись органных сочинений»
(на примере «Светлое и тёмное» С.Губайдулиной)
Стимулом для таких занятий может послужить подготовка и проведение классного концерта.
Примерный план классного концерта
Тема. Страницы органного музицирования в России.
Материалы для вступительного слова и комментариев в процессе ведения концерта:
- Л.И.Ройзман «Орган в истории русской музыкальной культуры». М. 1979 г.
- Н.Финдейзен «Очерки по истории музыки в России» М.Л. 1928 Вып.I
- Н.Бакеева «Орган» М. 1977г.
Примерная программа концерта
1. Канты
- «Аз во братии моей» исп. хор в сопровождении органа
- «Начну на флейте стихи печальны» исп. хор в сопровождении органа и флейты
- «В слезах Россия» исп. хор в сопровождении органа и ансамбля трубачей
- В.Одоевский «Пой в восторге русский хор»
2. Пьесы для органа В.Одоевского,
М.Глинки, И.Гесслера, А.Гедике, П.Чайковского
(переложения из детского альбома), Буцко, Кикты,
Шостаковича и др.
3. Ансамбли со скрипкой, виолончелью и др.
Пьесы русских, советских и современных авторов из репертуарных сборников инструменталистов. Фортепьянный аккомпанемент в переложении для органа.
Такие концерты согласуются с преподавателями
других отделений (ансамбли) и с общим концертным
планом школы на учебный год.
Педагогический репертуар по определённой теме
распределяется между учениками различного
возраста, чтобы охватить весь класс, т.к. концерт
– это и форма отчётности органного обучения.
Исторический аспект ознакомления с органной
литературой соответствует традиционным
требованиям органного обучения, включающим
музыку
- Старых мастеров
- И.С.Баха
- Романтиков (ХIХ в.)
- Современных композиторов (ХХ в.)
В условиях начального обучения в ДМШ репертуар достаточно ограничен возрастом ученика и дефицитом занятий на инструменте (по объективным причинам). За учебный год возможно подготовить 6-7 произведений (включая ансамбль) и освоить определённый этап творческого музицирования. В целом за период обучения необходимо освоить органное исполнение (включая регистровку) произведений следующих жанров (по исторической схеме):
1) Полифонического склада:
а) от ричеркара до фуги
б) хоральную обработку
(различные виды полифонии)
в) виртуозные пьесы с
элементами полифонии – токкаты, прелюдии,
фантазии, преамбулы
2) Крупную форму – части концертов, вариации.
3) Разнохарактерные, колористические пьесы.
В основу творческого аспекта обучения положен принцип варьрования – самый доступный для детского творческого музицирования. Первоначальный опыт творческой деятельности в этой технике композиции благотворно влияет не только на развитие творческих способностей, но и открывает доступ к практическому ознакомлению с органной практикой органных импровизации предыдущих столетий, изучению жанров – хоральные обработки, чаконы, пассакольи и др., а также дает представление о барочной манере исполнения *. Практика варьирования активизирует сам процесс обучения. В процессе сочинения вариаций basso ostinato (многократное повторение темы в педали). Быстрее осваивается педальная клавиатура. Ученик перестает смотреть на ноги. Формируется удобная посадка за инструментом. Появляется двигательная свобода при игре ногами. Поиск регистровой краски для каждой вариации способствует изучению и запоминанию органных регистров. Варьирование мелодии развивает навыки интонирования, звуковысотный и мелодический слух. Варьирование фактуры с сохранением ее гармоническойц основы развивает ладовый и гармонической слух.
Методические рекомендации
Перед началом занятий целесообразно провести собрание, посвящённое теме происхождения органа (мифология, устройство гидравлоса), привлекая исторические сведения о роли органа в античной музыкальной культуре. Также познакомить с устройством клавишно-духового инструмента и некоторыми терминами органостроения, с диспозицией и основными группами регистров (на примере электронной модели). Репертуар начинающего не должен быть перегружен в текстовом отношении, т.к. основное внимание уделяется приспособленности к инструменту, «врастанию» в органное звучание, первоначальному освоению координации движений рук и ног.
- Педальные упражнения находятся в работе параллельно с пьесами.
- Педальные упражнения начального этапа обучения способствуют освоению педальной клавиатуры в диапазоне G-g. По мере развития и роста ребёнка диапазон увеличивается
- Для пространственной ориентации в педальной клавиатуре необходимо закрепить точку отсчёта – клавишу «до» малой октавы.
Поначалу эти упражнения исполняются в До
мажоре и задействуют только «носок», далее
постепенно вводятся чёрные клавиши и
задействуется каблук. Постепенно осваиваются
различные интервальные соотношения в различных
сочетаниях. Мелодически эти упражнения
максимально приближены к типичным оборотам
педальной партии органной литературы. В процессе
этой работы ученик охотно выполняет творческие
задания – сочинение небольших мелодий (включая
двойную педаль). Позже можно подключать к
педальной мелодии небольшой контрапункт
(например, из устойчивых звуков трезвучия) в
правой руке, затем в левой руке. Этот метод
развивает координацию и в дальнейшем служит
этапом разучивания органного сочинения (правая с
педальной партией, левая с педальной партией,
затем соединение воедино). Для развития навыков
педальной техники полезно учить отрывки из
органных сочинений: темы фугат, фуг, педальные solo
в разных тональностях (см.Приложение).
Как известно, исполнение органного произведения
требует тщательной артикуляционной проработки
всей ткани сочинения, особенно полифонического.
Работая над голосоведением, артикуляцией,
фразировкой необходимо добиваться от ученика
осмысленного произнесения музыкального текста.
Применение агогических оттенков наиболее
показательно в работе над пьесами
импровизационного характера (прелюдиях,
фантазиях, токкатах). Агогика подчеркивает смену
гармоний, придает свободу высказывания в
речитативных разделах, определяет
заключительные каденции. С целью формирования
навыков регистровки (наряду с усвоением
традиционных правил), эффективен метод
самостоятельной работы на материале знакомой
музыки – например: программные пьесы из Детских
альбомов П.Чайковского, Г.Свиридова и
др.(переложения). Такая работа включает
первоначальную практику выполнения переложений
для органа.
Освоение элементов импровизации (барочная
манера исполнения) рекомендуется начинать на
материале пьес А.М.Бах. Перед началом занятий
необходимо познакомить учеников с таблицей
украшений И.С.Баха (клавирная книжечка В.Ф.Баха).
Рекомендуется прослушать записи (французские
сюиты, маленькие прелюдии в исполнении
Г.Леонарда и др.) аутентичного исполнения
старинной музыки – это воспитывает вкус и
помогает преодолевать скованность
традиционного исполнения.
На основе баховских дублей (8а, 8b, 13a, 13b, 20а и 20b) и
анализа текстов №3 и №4 ученику предлагается
варьировать повторы (:II) в пьесах (выбранных для
этой цели для каждого ученика), как это было
принято в эпоху Барокко. В менуэте №7
предлагается варьировать исполнение темы,
которая проходит 6 раз без изменения, используя
приёмы заполнения трезвучия проходящими
звуками, ритмические изменения (пунктир,
ломбардский ритм), изменения артикуляции, штриха
в различных комбинациях и применения украшений.
В процессе такой работы целесообразно
использовать авторский текст (urtext) с тем, чтобы
ученик мог карандашом помечать свой вариант
штрихов, артикуляции, украшений, а также
проставлять регистровку, смену мануалов и
аппликатуру.
Для ознакомления с техникой колорирования
привлекается хоральная обработка «Wer nurden lieben Gott
lasst walten» (№11). Баховская колоратура этой
хоральной прелюдии разбирается с позиций
взаимосвязи текста и музыки. Требуется перевод
текстов ещё двух хоралов, которые Бах цитирует в
сопровождении. Необходимо выписать основной
напев хорала (cantus firmus) и в процессе работы
сравнивать с баховской обработкой. Внимание
ученика направляется на раскрытие интонации,
использование различных интервалов,
гармонический план всего произведения,
направление движения мелодии, использование
приёмов мелодического варьирования (опевание
основных тонов, заполнение интервалов, дробление
длительностей, использование различных
украшения и т.д.) Делается акцент на отражение
этих моментов исполнительскими средствами
(артикуляция, агогика, орнаментика). Занятия с
учеником в этой технике сочинения – сложный
творческий процесс, который отразить на бумаге
невозможно. Ученический вариант колорирования
арии №26 представлен в приложении.
«Вкус к сочинению» можно развить далее,
привлекая колористические возможности органа, в
сочинении небольших пьес
ассоциативно-изобразительного характера (см. Приложение).
Сочинение вариаций на basso ostinato
План работы
- Разбор в классе произведений этого жанра (Перселл, Гендель и др.)
- Знакомство с пассакалией И.С.Баха
- Гармонизация темы
- Разработка фактурных моделей
- Регистровка
Составление регистрового плана возможно по принципу динамизации формы, учитывая постепенное уплотнение фактуры, интонационное разнообразие и ритмический рисунок каждой вариации - Исполнение без перерыва по неполной записи – только начальная «формула» каждой вариации
Такая работа готовит ученика к более сложным творческим заданиям с элементами импровизации в старинном жанре органной литературы – пассакалье. В процессе этой работы хорошо осваивается квинтовый ход в педальной партии (T-S, D-T), запоминается расстояние октавы и практически осваивается типичный для тональной музыки гармонический оборот. В старших классах такое задание усложняется. Для педальной партии даётся тема из 8 тактов.
Эту тему использовали Персел, Гендель, Бах и
другие композиторы в сочинении пьес
вариационных жанров (чакона, граунд, пассакалия),
а также в органной практике Западной Европы
импровизация на заданную тему в жанре пассакалии
была необходимым условием конкурса органистов
на получение вакантной должности в соборе
(Германия). Таким образом, ученик получает
возможность практически познакомится со
старинными жанрами органной музыки и органной
практикой. Важным фактором такого музицирования
является развитие навыков регистровки,
т.к.каждая вариация должна иметь свою краску и
занимать определённое место в построении формы.
Дополнительные требования к старшеклассникам
включают следующие моменты: введение имитаций,
элементов комплементарного ритма, «эхо», а также
построение мотивов и постепенное усложнение
фактуры и динамизация регистровки.
Примерный список репертуара для начального этапа обучения.
4-5 классы (1-й год обучения)
«Старинные пьесы и танцы западноевропейских композиторов» (составитель С.Ляховицкая)
И.Пахельбель
Сарабанда (№5)
Г.Бём
Прелюдия (№9)
И.Кунау
Прелюдия (№10)
Д.Скарлатти
Ларгетто
И.Пахельбель
Гавот с вариациями (№25)
Г.Гендель
Чакона (№27)
Г.Гендель
Сарабанда (№28)
Г.Гендель
Менуэт (№30)
(Pedal в пьесах выписывает преподаватель)
И.С.Бах
Нотная тетрадь А.М.Бах
Менуэты №№3, 4, 5, 7, 14, 15, 21, 36
Арии №№ 20а, 20Ь, 33
Полонезы №№ 8а, 8Ь, 10, 24
Musette №22
Марши №№16,18
Пьесы №№1З а, 13b,42
OLD ITALIAN VERSETTOS. Organ Compositions (Budapest 1950г..)
Д.Циполи
№№29, 32, 33, 34, 35, 37, 39
(В отечественных сборниках для фортепиано
эти пьесы обозначены как фугетты)
Д.Циполи
Пастораль
А.Банкьери
Соната
Wybor utworow z XVII i XVIIw. Krakow 1957r.
Г.
Персел
Менуэт
Г.Пёрсел
Trumpet tune
HISTORIA ORGANOEDIAE (Budapest Z. 7922)
Том№3
К.Меруло
Преамбула
Том №4
В.Бёрд
Павана
«Les Maitres frangais de 1'Orgue aux XVTI et XVIII siecle Paris»
Н.Ле
Бэг
«A la venue de Noel»
Г.Г.Нивер
Прелюдия 2 тона
Н.Сирэ
Прелюдия в тоне соль
К.Бальбатр
Вариации на тему «A la venue de Noel»
А.Рэзон
Пассакалия
Ж.Дандрие
Фуга на тему «Ave maris Stella»
И.Пахельбель 3 танца из
сюиты As-dur: Ария, Сарабанда, Жига
И.Пахельбель
Хоральная прелюдия a-moll (Педагогический
репертуар. Хрестоматия 5 класс)
И.Пахельбель
Органные сочинения (Peters)
Фуга in С
Фуга in A
Фугетты (по выбору)
П.Чайковский Детский
альбом (переложение):
«Утренняя молитва»
«Шарманщик поёт»
«Старинная
французская песенка»
«Немецкая песенка»
5 класс (2-ой год обучения )
Г.Персел
Прелюдия
Voluntary
A grouund in gamut
О.Лассо
Ричеркар
Т.Таллис
Ричеркар
Томас (де Санта
Мария)
Фантазия
А.Кабесон
Дифференсиас
Ф.Ломбардо
Partite sopra Fidele.
Д.Винченти
Due versetti
Б.Пасквини
Токката
Variationi
Д.Кариссими Фугетта
ля минор
Г.Жюльен
Фуга на тему" Ave Maris Stella"
Verset 2 тона
(Sanctus)
Прелюдия 1 тона
Диалог
Fantesie cromatique
Л.Сежан
Прелюдия и фуга на тему Kyrie
Ж.Шамбоньер
Чакона
Ж.Бовин
2 пьесы 2 тона
Н.Де
Гриньи
Диалог !V тона
Н.Ле
Бэг
Офферторий
Н.Жиго
Прелюдия
Е.Ришар
2 пьесы для органа
А.Резон
Эхо
Л.Дакен
Noel
Мюзет и тамбурин
Я.Свелинк
" Allein zu dir, herr jesu christ " ( хор.обр.)
И.С.Бах
Двухголосные
инвенции ( по
выбору)
Маленькие прелюдии и
фуги (по выбору)
Я.Кухарж
Фантазия
А.Гедике
Прелюдия
Хорал
А.Лядов
Канон Соль мажор (переложение)
С.Рахманинов
Канон Соль мажор (переложение)
Н.Мясковский В
старинном стиле (фуга)
М.Глинка Двойная
фуга (дорическая)
С.Слонимский Хоровод
Э.Григ
Песня сторожа
(переложение)
Колыбельная
(переложение)
А.Скулте Ариетта
Г.Комраков
Органная
азбука (пьесы для детей)
Ансамбль флейт
Перекличка регистров
Песня старого крумхорна и
печального шальмея
Озорная кнопка
Г.Свиридов
Альбом
пьес для детей
(пьесы по выбору,
переложения)
6 класс (3-й год обучения)
И.С.Бах И.М.Бах И.К.Бах В.Ф.Бах И.Н.Бах И.К.Бах И.Фишер И.Пахельбель Г.Бём С.Шайдт С.Шайдт И.Пахельбель И.Пахельбель И.Кребс А.Банкьери А.Габриэли Фрескобальди Ф.Куперен С.Франк М. Глинка В.Одоевский А.Гедике В.Кикта Э.Арро А. Эшпай А.Муравлёв И. Брамс А. Дворжак Б. Сметана И. Ко дай Ф.Лист 7 – 8 классы (4-й год обучения) Г.Пёрсел |
Нотная тетрадь А.М.Бах Прелюдия №29 (Pedal выписывает педагог) Хоральная обработка №11 Органные сочинения том V (Органная книжечка) Хоральные прелюдии №№ 20 (фугетта) 30 BWV 639 52,53 Хоральная прелюдия «In dulcejubilo» том IX Прелюдия Pro organo pleno том VIII Партита «Wenn wir in hochsten Noten sein» Прелюдия ми минор Хоральная обработка «Wir Christenleut hanjetzung Freud» Хоральная обработка «Da Jesus an dem Kreuze stund» Хоральная обработка «Warum betrabst du dich, mein Herz» Прелюдии и фугетты (по выбору) Хоральные прелюдии: «Was mein Gott will», «Durch Adams Fall ist ganz verdebt», «Meine Seele erhebt den Herreh» Хоральная прелюдия «Allen Gott in der Hoh sei Ehr» Хоральная прелюдия «Vater Unser im Himmelreich» Вариации на нидерландскую песню Чакона d-moll, чакона f-moll Токката in g, токката in e, токката in d Маленькие прелюдии и фуги: №1 (C-dur) №4(F-dur) №6(g-mollх №8 (a-moll) Баталия Канцона Диалог Ричеркар ариозо Токкаты из цикла «Музыкальные цветы» Канцоны из II тома (по выбору) Номера из Органных месс (по выбору) Пьесы из сборника «L'organist» (по выбору) Фуга As-dur (Сборник органных пьес. Вып.2. Киев. 1980г.) Пьеса для органа (Финдейзен. История русской музыки) 7 пьес для органа (по выбору) Маленькие пасторали Пять контрастов Эстонские народные мелодии (обработки) Прелюдия для органа Идиллия (для органа) 2 хоральные прелюдии ор. 122 Прелюдии: ля минор соль минор cи бемоль мажор ре мажор 2 прелюдии Эстампы Adagio
Сюита en UT; «Колокола» (Пассакалия) |
Применение метода творческого музицирования в музыкальном обучении – характерная тенденция музыкальной педагогики современности. Этот метод находит отражение в программах обучения в классах сольфеджио и фортепиано – гармонизация мелодии, подбор аккомпанемента. Творческое музицирование в органном классе выявляет многие аспекты профессионального обучения, раскрывает творческий потенциал учащегося, открывает путь в природу органного искусства – высокую сферу импровизации.
Литература
- И.Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Л. 1979г.
- Н.Копчевский. Иоганн С. Бах (исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительстве и педагогических принципах). Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск М. 1979г.
- M.Caпонoв. Искусство импровизации. Вопросы истории, теории, методики. М. 1982г.
- С.Мальцев О психологии музыкальной импровизации. Библиотека музыканта-педагога. М. Музыка 1991г.
- Л.Баренбойм Путь к музицированию. Л. 1976г.
- И.Браудо Об органной и клавирной музыке. М. 1976г.
- Т.Ливанова История западноевропейской музыки до 1789г. М.Л. 1940г.
- Л.Ройзман Органное музицирование. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3.
- И.Тюрмин Современная импровизационная музыка и её модельные основы как средство эстетического развития личности. Тезисы выступлений на конференции преподавателей. Санкт-Петербург. 1997г.
- С.Мальцев Раннее обучение гармонии – путь к детскому творчеству.
- А.Алексеев Импровизация как основа исполнительского искусства XVI-XVIII веков. История фортепианного искусства. Часть I. M. 1962г.
- В.Озеров, Е.Орлова Пути импровизации. Информцентр по предметам культуры и искусства. Экспресс-информация. Вып. 2.
- Н.Бакеева Орган. Серия «Музыкальные инструменты». М. 1977
- Ф.Макаровская Творческое музицирование как метод музыкального воспитания. Вопросы методики начального музыкального образования. М. «Музыка» 1987г.
- Х.Лепнурм История органа и органной музыки. Казань 1999г.
- Ю.Евдокимова, Н.Симонова Музыка эпохи возрождения. М. «Музыка». 1982г.
- Е.В. Назайкинский Стиль и жанр в музыке. М. «Владос». 2003 г.
- Е.Д. Кривицкая. История французской органно музыки. Изд.дом «Композитор». М. 2003г.
- Р.Э.Берченко В поисках утраченного смысла. Изд.дом «Классика XXI». М. 2005г.
__________________________________________________________________________
* Разработка системы творческих заданий и практических занятий, а также ученические сочинения представлены в приложении