Цели:
- Развивать в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.
- Вызвать отрицание терроризма как явления.
- Учить выявлять причины появления данного явления.
- Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
- Научить пользовать памяткой по безопасности.
- Научить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, микрофоны, свечи, метроном.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка. 2-ой фрагмент Симфонии №3 Брамса. (Приложение 1)
Ведущая: Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся! Мы рады вас видеть в стенах нашей школы, которая вновь гостеприимно распахнула двери, чтобы вы могли спокойно работать, учиться. 1 сентября 2005 года официально объявлен Днём знаний и Всемирным Днём Мира. Но не всегда этот день был мирным. Мы оглянемся назад и вспомним 1 сентября 2004 года, когда международную общественность потрясли события, произошедшие в маленьком Осетинском городке Беслане.
Презентация «Трагедия в Беслане». Просмотр. (Приложение 2)
Презентация «Урок Мира» (Приложение 3)
Слайд 2. 32 террориста захватили 1128 заложников и удерживали их 52 часа, почти трое суток без еды, питья, под дулами автоматов, в заминированной школе. 3 сентября в спортзале раздался взрыв. Террористы стреляли в спины убегающих детей. Начался штурм. 331 человек погиб, из них – 186 дети, многие были ранены, погибли целые семьи. Эти события стали раной на сердце всего человечества.
Слайд 3. Страшная трагедия в г.
Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней
истории России, которая не слыхала подобного. Ни
Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже
фашисты не нападали специально и исключительно
на детей. Во всей истории невозможно провести
аналогию этой бессмысленной и страшной бойне,
когда за один час погибли сотни детей.
Единственная история, которая сопоставима с
бесланской трагедией, – это история, которая
произошла две тысячи лет назад также в маленьком
городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских
младенцев.
Написанная в Санкт-Петербурге икона Вифлеемских мучеников доставлена
в Северную Осетию представителями духовенства и
осетинской диаспоры Санкт-Петербурга.
Слайд 4. В связи с этими трагическими событиями 3 сентября президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин установил памятную дату «День солидарности в борьбе с терроризмом».
– Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «Терроризм»?
Слайды 5,6. Слово терроризм происходит от латинского слова «террор», что значит – страх, ужас. Терроризм – общественно-опасное деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее деятельность государств, жизнь и здоровье людей, транспортные перевозки и международные дипломатические связи.
Слайд 7. Мы не можем остаться равнодушными к деяниям террористов, поэтому собрались на этот урок Мира, чтобы высказать своё отношение к терроризму и почтить память его жертв.
1-й Чтец.
Терроризм – это страшное слово,
Это боль, отчаянье, страх,
Терроризм – это гибель живого!
Это крики на детских губах.
2-й Чтец.
Это смерть ни в чём не повинных –
Стариков и женщин, детей!
Это подлое злое убийство
Озверевших, жестоких людей.
3-й Чтец. Терроризм порождают те, кто нарушает законные права людей и народов, кто проповедует насилие и расовую ненависть. «Око за око», «Глаз за глаз»; «За насилие – насилие» – вот девизы террористов. Но зачастую, стараясь добиться своих прав и, якобы, правды, мнимые борцы «за свободу и деньги» нарушают права других граждан и уносят жизни ни в чём неповинных людей и даже детей!
4-й Чтец.
Беслан – когда-то это слово спокойным было городком.
Сердца людей сразило горе, и разлетелась весть о нём!
Там злые люди в чёрных масках, вмешав в политику детей,
В день знаний школу захватили и учинили битву в ней.
5-й Чтец.
И полилась там кровь рекою, невинных жизни оборвав,
Разнёсся стон людской молвою, детоубийц навек прокляв.
«Позор!» – мы скажем терроризму и заклеймим презреньем тех,
Кто не ценит важность жизни и ненавидит детский смех.
Слайды 8-16.
Ведущий. Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
- 1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
- Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
- Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
- 6 февраля 2004 год – взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
- 12 мая – взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
- 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло – 17 человек, 74 получили ранения;
- 5 декабря взрыв в электричке в Ессентуках – погибли 32 человека, ранено – 150.
- 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено – 13.)
2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.
Это неполный перечень терактов, произошедших в нашей стране.
Слайд 17. Разгул терроризма –
сегодня не только российская, но уже и острейшая
международная проблема. Об этом свидетельствуют
многие факты, но особенно красноречивы взрыв в
Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября
2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек,
объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в
пригородных поездах в центре Мадрида (Испания),
бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в
других странах.
Только в 2000 году в мире было совершено 423
террористических акта. 405 человек погибли и 791
получили ранение! За десять лет совершено 6500
актов международного терроризма, от которых
погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11
тысяч человек!
За этими статистическими данными человеческие
жертвы, горечь потери, безысходность
родственников, близких людей.
1-й Чтец.
Терроризм – это язва на сердце,
Боль всех народов Земли.
Мы помянуть всех погибших
Сегодня ребята пришли.
2-й Чтец.
Мирных рабочих Нью-Йорка,
Убитых в Беслане ребят;
Взорванных в самолётах,
В Чечне погибших солдат.
3-й Чтец.
Застреленных при захватах,
На всех континентах Земли.
Чью кровь пролили безвинно,
Чьи жизни от нас унесли.
4-й Чтец.
Зажжём поминальные свечи,
На миг все друзья замолчим.
Их души с небес нас увидят,
Что память о них мы храним!
5-й Чтец.
Что ценим мы мирное небо,
Наш братский союз вековой.
Мы будем с другими народами
Все: В стране жить единой семьёй!
Слайд 18.
Ведущая: В каждой стране есть обычай зажигать в честь погибших свечи. Жизнь, как свеча, пока человек жив – горит жаждой жизни и дарит тепло и свет души людям. И как легко прервать горение свечи, так и жизнь человека может внезапно оборваться, оказавшись в руках убийцы. Пусть буря терроризма не оборвёт больше ни одну человеческую жизнь! (выносятся и зажигаются свечи).
Минута молчания (метроном). (Приложение 4)
Слайды 19, 20.
Ведущий: Любой человек может оказаться заложником у преступников. Ваша жизнь становится предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, в квартире. Если вы оказались заложником, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения!
ЕСЛИ ТЫ ОКАЗАЛСЯ В ЗАЛОЖНИКАХ
1) Если ты оказался в заложниках, знай – ты не
один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на
помощь. Не пытайся убежать, вырваться
самостоятельно – террористы могут
отреагировать агрессивно. Постарайся
успокоиться и жди освобождения.
2) Настройся на долгое ожидание. Специалистам
требуется время, чтобы освободить тебя. Они не
теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
3) Постарайся мысленно отвлечься от
происходящего: вспоминай содержание книг,
художественных фильмов, мультфильмов, решай в
уме задачи.
4) Старайся не раздражать террористов: не кричи,
не плачь, не возмущайся. Не требуй также
немедленного освобождения – это невозможно.
5) Не вступай в споры с террористами, выполняй все
их требования. Помни: это вынужденная мера, ты
спасаешь себя и окружающих.
6) Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время
провести без воды и пищи – экономь свои силы.
7) На совершение любых действий (сесть, встать,
попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение.
8) Во время проведения спецслужбами операции по
вашему освобождению лежите на полу лицом вниз,
голову закройте руками и не двигайтесь.
Слайд 21.
Ведущий: Жизнь продолжается. Мы, ныне живущие, должны сохранить мир на нашей Земле, чтобы не прекращал звучать детский смех, чтобы мы могли спокойно учиться и работать, быть счастливыми людьми независимо от того, кто мы по национальности, где живём.
1-й Чтец:
Каждому светит солнце,
Каждому дождь идёт!
2-й Чтец:
Радует красками радуга,
Воздух всем жизнь даёт.
3-й Чтец:
Русскому и китайцу,
Венгру, чеченцу, мордве.
4-й Чтец:
Американцу и немцу –
Людям земли, мне, тебе.
5-й Чтец:
Что же делить нам братья?
Общий наш дом – Земля!
1-й Чтец:
Миру откроет объятья –
Братских народов семья!
Песню «Аист на крыше» исполняет вокалистка студии «Изюминка» Назаренко А.
Слайд 22.
Ведущая: Всем известно, что символ Мира – голубь, поэтому наш голубок станет посланцем мира.
(На экране летящий голубь. Его полёт сопровождается словами).
1-й Чтец: Лети голубь к небесам!
2-й Чтец: Через город пролети!
3-й Чтец: Что мы мира все хотим! Людям сообщи!
4-й Чтец:
Пусть будет мир на всей планете,
Не гибнут взрослые и дети!
5-й Чтец: И терроризму наш ответ:
Все: Мы громко скажем вместе: «Нет!»
Слайд 23.
Ведущая: Закончить наше мероприятие мы хотели бы песней «Солнечный круг». (Приложение 5)
Фотографии с мероприятия:
Использованная литература:
- Брасс А. «Двоюродные братья» или смертельные враги? Террор без границ / А. Брасс. – М.: Астрель: АСТ, 2004.
- Газета “Азбука безопасности”, июль 2006 г
- Орлов В. Статья “Война против беззащитных”. Журнал «ОБЖ», сентябрь 2004.
- Романченко Ю. Статья “Терроризм: нынешнее состояние проблемы”. Журнал «ОБЖ», апрель 2002.
- Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М.: Институт востоковедения РАН, 2003.
- Шестаков, В. Террор – мировая война. / В. Шестаков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.