Урок обучения грамоте "Чтение слов, предложений и текстов с Ч". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: чтение слов с буквой Ч, чтение предложений и коротких текстов. Соотнесение всех изученных букв со звуками. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Задачи:

  • формирование у обучающихся навыка правильного чтения слов с ч, умения проводить звуко-буквенный анализ слов с ч;
  • развитие речи, логического мышления;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать любознательность;
  • составление рассказа по сюжетным картинкам;
  • воспитание умения выслушивать мнение товарищей, интереса к учению, доброжелательности.

Предметные УУД: выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния; слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а, чу пишется с у, чк без ь»
Метапредметные УУД: определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства осуществления цели.
Личностные УУД: принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять доброжелательность, интерес к учению; считаться с мнением товарищей.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Включение в учебную деятельность

– Кто к нам пришел? Отгадайте.

Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется … ЧЕБУРАШКА

рис.1

– Почему с большой буквы? Какая буква в начале клички нашего зверюшки? Какой звук у буквы Ч? Дайте характеристику звука.

рис.2

– Что же привело к нам Чебурашку? Мы сейчас откроем его секрет – мечту. Смотрим! (Фрагмент из мультфильма «Крокодил Гена»).

рис.3

– Что же мы узнали? Что не умеет наш герой? Какая мечта у Чебурашки?

III. Задачи урока, их реализация

– Мы на уроке будем читать тексты, работать над картинками, озаглавливать тексты, и Чебурашка будет с нами учиться. И на уроке с нами будет еще и наша буква Ч.

1. Развитие речевого аппарата

Упражнение «Свеча».
Упражнения для глаз.

2. Актуализация знаний

– Прочитайте текст на с.5 Азбуки. (О часах).

рис.4

рис.5

рис.6

рис.7

– Пофантазируйте, как будут выглядеть часы в будущем?
(Чтение текста «Ручки»).
– О чем он? Какие значения может иметь слово «ручка»?
– Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (Многозначные слова)

рис.8

рис.9

3. Чтение текста. «Мы учимся» на с.7.

– Пересказать то, о чем мы прочитали.
– Что учимся делать на уроках чтения? Для чего нам нужны прописи?
– Чему хотел научиться Чебурашка?
– Прочитаем пословицы на с.7.
– Для чего человек должен думать о том, что он прочитал?
– Как нужно относиться к другим людям?
– Чему нас учат пословицы, которые мы с вами прочитали?
– Чтение Е.Благининой на с.8 и озаглавить его.
– В какое время года птицам бывает голодно? С чем это связано?
– Чем мы можем помочь птицам, зимующим в наших краях?

рис.10

Физминутка

Если услышите слова с сочетанием ча, то руки вперед и присели. Если услышали слова с сочетанием чу, то руки на пояс и присели.

(Чаша, чайник, чудо, чучело, часто, удача, задача, учу, чудовище).

IV. Работа над правилами

– Чебурашка подготовил для нас слова на определенные правила.

Чтение правила и выделение в словах ЧА, ЧУ, ЧК.

рис.11

рис.12

Ученики приглашаются к доске и дописывают в слова сочетания чу или ча, получают слова.

(Работа с интерактивной доской).

рис.13

V. Работа в прописях. Слова с чу и ча. Повторение правила.

VI. Работа с тренажером. Вывод. Составить слова с ЧУ, ЧА.

VII. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Озаглавить рассказ

(Работа с тренажером).

VIII. Рефлексия

– Чем мы сегодня на уроке занимались?
– Все ли получилось?
– Какие правила узнали?
– Кто был в гостях?
– Какая буква присутствовала в словах?
– Все ли удалось? Получилось?
– У кого сегодня все получилось? Молодцы!