Сегодня одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
С 1 сентября 2011-2012 учебного года учителя начальных классов нашей школы включились в процесс внедрения ФГОС. Основным требованием к учителям, реализующим ФГОС, стала их профессиональная готовность. С этой целью все учителя начальных классов нашего лицея прошли курсы повышения квалификации, участвовали в научно-практических конференциях, методических и практических семинарах, делились опытом своей работы по внедрению ФГОС со своими коллегами: были проведены открытые уроки, занятия кружков и мастер-классы в рамках организации внеурочной деятельности. За четыре года работы по ФГОС нами накоплен определенный опыт работы, получены первые результаты и сделаны первые выводы.
Сегодня мы готовы поделиться своими
наработками по теме «Адаптация первоклассников
к процессу обучения в свете требований ФГОС», так
как в настоящее время актуальна проблема
преемственности между ступенями
образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия
выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин
указывал на внутреннюю общность двух «формаций»
эпохи детства — дошкольного и младшего
школьного возрастов. Это давало учёному
основание считать, что дети 3-10 лет должны жить
общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином
культурно-образовательном пространстве.
Следовательно, проблема преемственности в
образовании не нова.
Обучение первоклассников в школе начинается с
адаптационного периода, к организации которого
сегодня также предъявляются новые требования в
соответствии с ФГОС и СанПином.
Значение этого периода вхождения в непривычную
для детей жизненную ситуацию проявляется в том,
что от благополучности его протекания зависит не
только успешность овладения учебной
деятельностью, но и комфортность пребывания в
школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и
учению. В связи с введением новых стандартов
проблема адаптации детей к школьной жизни стала
наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые
определяет такую составляющую, как здоровье
школьников, в качестве одного из важнейших
результатов образования, а сохранение и
укрепление здоровья – в качестве приоритетного
направления деятельности образовательного
учреждения.
В этом учебном году всего принято в 1 класс 102
учащихся, которые обучаются в 4-х классах: 1А– 25, 1Б
– 23, 1В – 25, 1Г – 22. Из них 59 девочек и 43 мальчика.
Почти все посещали детский сад. Не посещали – 15. В
этом учебном году пришли в лицей дети из 16
различных детских садов города, но больше всех из
«Топотушек» (22) и «Ручейка» – (13). Ходили
заниматься в школу «Будущий первоклассник» 60
учащихся, это 59%. Все классы обучаются по
единой программе «Перспективная начальная
школа».
В лицее созданы психолого-педагогические
условия, которые обеспечивают
благоприятное течение приспособления
первоклассников к обучению по следующим
направлениям:
- организация режима школьной жизни первоклассников;
- организация оздоровительно-профилактической работы;
- организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- организация внеурочной деятельности первоклассников;
- изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Все первые классы учатся в первую смену. Для
лучшей адаптации детей в 1-ых классах введён
ступенчатый режим занятий с постепенным
увеличением нагрузки. Продолжительность урока
составляет 35 минут. А со второго полугодия – по 40
минут. Форма проведения уроков чаще игровая.
Физкультурные минутки проводятся двукратно:
через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для
первоклассников установлены дополнительные
каникулы в феврале сроком в течение одной недели.
Продолжительность учебного года в 1 классе 33
недели.
В первые дни периода адаптации в основном
учебные занятия проводятся в игровой форме, в
форме экскурсии, обучающего маршрута и т.д. В
уроке представляем несколько структурных
элементов: оргмомент, актуализация знаний,
постановка темы и цели урока, «открытие новых»
знаний, первичное закрепление, контроль и
самооценка, итог урока. Домашние задания в первом
классе не задаются. Контроль и оценка
результатов обучения в 1-х классе осуществляется
в соответствии с требованиями ФГОС.
Также в оздоровительных целях и для облегчения
процесса адаптации первоклассников в лицее
составлено расписание уроков. С учётом того, что
умственная работоспособность учащихся в разные
дни недели неодинаковая. Во всех кабинетах, где
занимаются первоклассники, выполняются
санитарно-гигиенические требования. Все
первоклассники питаются в столовой, питание
хорошее, витаминизированное, горячее.
Оздоровительно – профилактическая работа
ведётся в тесном сотрудничестве с учителями
физкультуры, психологом, родителями учащихся.
Для родителей разработан цикл мероприятий
(родительские собрания, лектории, беседы,
памятки), направленный на просветительскую
деятельность по предупреждению заболеваний в
адаптационный период, укрепление здоровья детей
и пропаганду здорового образа жизни.
Для учащихся оздоровительно-профилактическая работа проводится по следующим направлениям:
- классные часы по темам: «Здоровое питание», «Режим дня первоклассника», «В здоровом теле здоровый дух» и т.д.;
- проведение физкультминуток на уроках;
- организация подвижных игр и динамических пауз на переменах;
- организация четвертых уроков в форме различных экскурсий, игровых соревнований и т.д.;
- организация Дней здоровья, спортивных праздников.
Кроме уроков по новым стандартам предусмотрена с 1-го класса внеурочная деятельность, которая проходит по пяти направлениям: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. В каждом классе по 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому организации внеурочной деятельности детей уделено большое внимание. С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам. По новым требованиям к учебному процессу, который называется федеральный государственный стандарт, действующий уже 4 года, после уроков предусмотрена внеурочная деятельность. Это посещение учащимися кружков:
- спортивно-оздоровительное (программа «Здоровейка», плавание);
- духовно-нравственное («Юный краевед», «Азбука нравственности», «Земля – наш дом»);
- социальное («Школа мастеров», «Мой мир», «Ступени совершенства»);
- общеинтеллектуальное («Развитие познавательных способностей», «Учимся проектировать» и «Эрудит»);
- общекультурное («Ты и мир вокруг тебя», «Палитра детских голосов», «Развитие речи посредством театра»).
Внеурочные занятия позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, развивают у учащихся мышление, вовлекают младших школьников в активный процесс обучения и воспитания.
С первых школьных дней ребята учатся оценивать свои умения и навыки, приобретенные в детском саду, ставить цели своей учебной деятельности. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений в свете требований ФГОС стал Портфель достижений ученика. В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в школе, так и за ее пределами. В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов, мы включили:
1. Выборки детских работ
2. Результаты диагностик
3. Материалы текущей оценки
4. Результаты и материалы
тематических работ
5. Результаты и материалы итогового
контроля
6. Достижения во внеурочной
деятельности.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком», – писал Л.С. Выготский.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве и развития умственных способностей ребёнка. Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на партнёрских позициях. Давайте же бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЁНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.