Цели: познакомить учащихся с новым разделом.
Задачи:
- познакомить учащихся с образом осени через пословицы, поговорки, загадки, научить соотносить загадки и отгадки;
- развивать умение правильно читать произведения, умение логически мыслить, грамотно говорить;
- воспитывать уважительное отношение друг другу.
Оборудование: карточки со стихотворением И. Токмаковой, презентация, мультимедийный проектор.
Литература:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. – В 2-х
частях. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
2. Интернет ресурсы:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-osen.html;
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--
p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C.html;
http://www.razumniki.ru/osen_primeta.html.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
У.: У вас у каждого на столе карточка с произведением Ирины Токмаковой. Прочитайте это произведение по себя.
Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.
У.: О чем вам рассказал автор?
Д.: О конце лета.
У.: Какие слова это подтверждают?
Приведите из текста.
Д.: Кончается лето, солнце не светит,
дождь — первоклассник, в косую линейку (т.е. косой
дождь).
У.: А почему автор назвал дождь-первоклассник?
У.: Давайте прочитаем это стихотворение
в нескольких интонационных вариантах и подумаем,
какой эмоциональный настрой хотел передать
автор и почему. (Чтение с вопросительной
интонацией, с удивлением и восхищением,
повествовательно с грустью, медленно.)
Д.: Данное стихотворение читается
медленно с грустью, потому что наступает пора,
когда все живое готовится к зиме.
У.: Какое время года наступает за летом?
Д.: Осень.
3. Постановка темы и цели урока
У.: Назовите тему нашего урока?
Д.: Осень.
У.: Давайте расшифруем, к какому разделу
будет относиться наша тема?
Слайд 1. ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. (Люблю
природу русскую. Осень.)
У.: Продолжите фразы.
Слайд 2.
У.: Мы познакомимся …
Д.: С произведениями об осени, с
музыкальностью стихотворного текста.
У.: Как вы думаете, какие произведения
войдут в этот раздел?
Д.: Стихи, рассказы, загадки, пословицы.
У.: Мы будем учиться … (наблюдать за
жизнью слов в художественном тексте,
представлять картины осенней природы, которые
создает автор)
Д.: Читать выразительно стихотворения,
соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и
ритмом текста.
У.: Мы научимся …
Д.: Читать стихотворения, передавая с
помощью голоса настроение; различать
стихотворный и прозаический текст.
4. Работа по теме
У.: Чем так привлекательна осень?
Ответы детей.
Слайд 3.
У.: Осень — излюбленное время года для
многих писателей и поэтов. Сколько произведений
посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней
покой и очарование, кто-то — грусть.
В устном народном творчестве (фольклор) много
упоминаний об осени — после сбора урожая у
крестьян появлялось время, которое не грех было
скоротать за сочинительством загадок, потешек,
стихов под неторопливый шум осенних дождей.
Немало об осени примет, большая часть которых
пытается предсказать холодность зимы и
засушливость будущей весны, пословиц и
поговорок. (Появление комаров поздней осенью —
к мягкой зиме. Октябрьский гром — зима
бесснежная.)
Слайд 4. Работа в группе.
У.: Начнем мы нашу работу с задания для
группы «Собери и объясни».
У.: Что же мы будем собирать и
объяснять?
Д.: Пословицы.
Каждая группа получает карточку с
пословицами. Дается время на их сборку
пословиц.
Октябрь плачет Холоденок батюшка-сентябрь, Осенний дождь мелко сеется, Сентябрь пахнет яблоками, Октябрь не колеса, В осеннее ненастье семь погод на дворе: |
да долго тянется. холодными слезами. сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет. да кормить горазд. октябрь — капустой. не полоза не любит. |
Чтение и объяснение пословиц детьми.
5. Физическая минутка
6. Работа по теме
Работа над загадками.
Слайд 5.
У.: Задание «Прочитай и отгадай», но вам
нужно еще будет объяснить, что дало подсказку в
тексте загадки?
У.: Какие яркие признаки осени
отражены в загадках?
Ответы учащихся.
Работа в паре. Слайд 6.
У.: Кроссворд «Деревья». Отгадайте загадки и объясните ход рассуждений. Если все отгадаете правильно, то по вертикали назовете еще одно слово, связанное с осенью.
1. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. ЛИПА |
2. Весной зеленела, Летом загорела, Осенью красные Кораллы надела. РЯБИНА |
3. Что за дерево стоит? Ветра нет, а вся дрожит. ОСИНА |
4. Есть у родственницы елки Не колючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки. ЛИСТВЕННИЦА |
5. У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке. СОСНА |
6. Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили: В ушанке заячьей зимой, А летом с бритой головой. ПЕНЬ |
7. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не человек. БЕРЕЗА |
8. Я из крошки – бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. ДУБ |
У.: Что за ключевое слово у вас
получилось?
Д.: Листопад.
У.: Что вы можете рассказать про это
явление природы?
Ответы учащихся.
У.: Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. Слайд 7.
7. Рефлексия. Подведение итогов
У.: Выберите и продолжите предложения.
- Я познакомился...
- Я научился...
- Мне было интересно...
- Мне было трудно ...
У.: Какой раздел учебника мы начали
изучать? Ответы детей.
У.: Какие произведения в нем мы будем
читать? Ответы детей.
У.: Каковы основные признаки осени?
Ответы детей.
8. Домашнее задание
У.: Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень».