УМК: «Школа России». Учебник: М.И.Моро и др. Математика. 4 класс. «Просвещение» 2013г.
Цели урока:
- Образовательные: опираясь на жизненный опыт обучающихся познакомиться с единицами массы «тонна» и «центнер», установить их соотношение, научиться использовать новые единицы массы при решении учебно-познавательных заданий.
- Развивающие (познавательные УУД): умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме.
- Воспитательные (личностные УУД): самоопределение – формирование позиции хорошего ученика; смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы обучения:групповая, фронтальная.
Методы обучения: поисковый, деятельностный.
Используемые технологии:технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая.
Оборудование:учебник «Математика» М.И.Моро и др., компьютер, экран, презентация «Масса. Единицы массы», тесты на каждого обучающегося, карточки с вариантами ответов, карточки с единицами массы.
Структура урока (этапы):
1. Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из
затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог
урока).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности – Ребята, сегодня я проведу у вас урок математики. Зовут меня – Светлана Валерьевна. – Учебник на столе у вас? – Ребята, как вы понимаете слова: серьёзно всё изучать? (Материал в 4 классе сложный, поэтому надо быть внимательными, наблюдательными…) |
Дети слушают и анализируют содержание сказанных слов, отвечают на вопрос. |
Личностные УУД |
2. Актуализация и пробное учебное
действие – Начнём урок с заданий в форме теста. – К каждому заданию даны варианты ответов. (А, Б, В) Ваша задача – выбрать правильный ответ и показать вариант при помощи карточки. 1. Закончи предложение: 1 килограмм – это …
2. Какое число пропущено: 4 кг 30 г = … г
3. Какие единицы массы пропущены: 300 … < 350 г
4. Какие единицы массы пропущены: 300 … > 350 г
5. Укажите величину, которая подходит для высказывания: «Масса дыни равна …».
6. Укажите единицу массы, которая подходит для высказывания: «Масса пакета с печеньями 500 …».
|
Обучающиеся выполняют задания теста, выбирая карточку с получившимся ответом, объясняют свой выбор. | Регулятивные УУД (формировать
способность принимать, сохранять цель и
следовать ей в учебной деятельности). Познавательные УУД (развивать мыслительные операции анализа, сравнения, формировать умение формулировать речевое высказывание в устной форме). |
3. Выявление места и причины
затруднения – Ребята, догадайтесь,
почему сегодня к уроку я подобрала эти задания.
Какая величина используется во всех этих
заданиях. (В этих заданиях используется величина
«масса») |
Дети анализируют математические записи, делят их на группы, отвечают на поставленные проблемные вопросы, формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | Познавательные УУД (формирование
умений делать выводы, строить речевое
высказывание в устной форме,
устанавливать причинно-следственные связи,
анализировать объекты). Коммуникативные УУД (формирование умения слушать собеседника) |
4. Целеполагание и построение
проекта выхода из затруднения – Какие цели мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться?
– Из каких источников мы можем получить
информацию о новых единицах массы? Откуда мы
можем взять информацию? – Из предложенных вами вариантов решения проблемы, сейчас на уроке какими мы можем воспользоваться? (Посмотреть в учебнике, спросить у того, кто знает) |
Обучающиеся ставят перед собой цель урока, формулируют способы «добычи» информации, которые необходимы для реализации поставленной цели. | Познавательные УУД (самостоятельная постановка познавательной цели, формирование умения строить речевое высказывание в устной форме). Личностные УУД (смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации) |
5. Реализация построенного проекта – Я предлагаю вам самостоятельно, работая в парах и используя учебник, найти ответ на вопрос: «Какие ещё единицы массы используют для измерения». Та пара, которая выполнит задание, покажет нам знак «согласия». (Работа с учебником с.45) – Какие существуют единицы массы? (Центнер и
тонна) |
Обучающиеся самостоятельно, работая в парах и используя учебник, находят ответы на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, записывают их в тетрадь. | Познавательные УУД (развитие
мыслительных операций: анализа объектов,
синтеза, установления причинно-следственных
связей; формирование умения делать выводы,
формулировать речевое высказывание в устной
форме ). Регулятивные УУД (развитие способности принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности). Коммуникативные УУД (формировать умение работать в парах: слушать собеседника, договариваться, убеждать его) |
6. Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи – Какую
цель мы ещё не выполнили? (Не выполняли
задания с использованием новых единиц массы) |
Обучающиеся выполняют устно задания из учебника, с комментированием во внешней речи. | Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей) |
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону – Вставьте пропущенные числа в равенства:
– Проверьте свои работы. Сравните с образцом:
– Поднимите карточку с буквой «А», кто выполнил задание верно, без ошибок; карточку с буквой «Б», кто допустил одну ошибку; карточку с буквой «В», кто совершил две и более ошибки. Физкультминутка
– Встанем, ребята. Представим, что мы попали в яблоневый сад.
– Ребята яблоко ваше тяжёлое или лёгкое?
|
Обучающиеся выполняют предложенные задания, соблюдают культуру учебного диалога: учатся общаться друг с другом, слушать собеседника, убеждать его. | Познавательные УУД (анализ объектов,
синтез, установление причинно-следственных
связей, структурирование знаний). Регулятивные УУД (способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности). Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника, договариваться, убеждать его; умение организовать общение обучающихся между собой; культура поведения в учебном диалоге; управление поведением партнёра) |
8. Включение в систему знаний и
повторение – Решим задачу из учебника № 202 Масса автомобиля – ? кг Решение: – Решим задачу в рабочей тетради с. 41 №86 Масса грузовика – 810 кг Решение: – У вас на столах тесты. Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке. Тест: 1. Выбери правильное утверждение.
2. Выберите меньшую величину:
3. Сколько центнеров в 500 килограммах?
4. Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?
5. Гиппопотам весит 3т, а вес барсука в 100 раз меньше. Найдите вес барсука.
– Покажите, какой рисунок получился в
головоломке. (5) Головоломка: |
Обучающиеся решают задачу. Дети работают самостоятельно, выполняя тест. |
Познавательные УУД (структурирование знаний) |
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог урока) – С какими новыми
единицами массы вы сегодня познакомились?
(Тонна, центнер) |
Обучающиеся отвечают на вопросы, ставят самооценку своим знаниям на уроке при помощи карточек. | Личностные УУД (Формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения, объективная оценка результатов деятельности, рефлексия). |