Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада является мощным способом обогащения речевого, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщение его к миру информационной культуры.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в нашем дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. Специфика введения компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду, школе и т.д. Использование компьютера как средства воспитания и развития речевых и творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создать базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Использование средств компьютерных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности дошкольного образования.

Используя ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, основной целью является не учить детей основам информатики, а создать новые, научно обоснованные доступные средства развития, преобразовать предметно-развивающую среду ребёнка, создать условия для эффективного применения компьютерных технологий, расширить возможности познания окружающего мира, индивидуализацию образовательного процесса ДОУ.

Существенным направлением работы логопеда является его деятельность, связанная с установлением деловых контактов с родителями воспитанников детского сада. При работе с детьми в ДОУ возникла необходимость не только в конкретной деятельности по внедрению компьютера в логопедическую работу с детьми, но и в более широком знакомстве родителей с вопросами компьютеризации ДОУ на   уровне дошкольного образования.

Для решения этой задачи проводятся родительские собрания, анкетирование, семинары, консультации, круглые столы, презентации компьютерных игр, изготавливаются памятки и буклеты для родителей воспитанников.

Использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях даёт возможность преобразовать предметно-развивающую среду кабинета и обновить формы и методы работы с детьми, а также позволяет усилить мотивацию к учебной деятельности у воспитанников.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребёнок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

- компьютер очень “терпелив” во взаимоотношениях с ребёнком, никогда не ругает его за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит недочёты, что создаёт в процессе обучения необходимую “ситуацию успеха”.

Применение компьютерной техники делает логопедическое занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

При использовании ИКТ большинство детей становятся более активными, открытыми, у них менее выражена тревожность.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- использование компьютерных программ и игр является одним из дополнительных способов формирования речи дошкольников и коррекции её недостатков.

- правильное использование компьютера позволило осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, привило к повышению мотивации интереса у детей на логопедических занятиях, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Всё это в дальнейшем необходимо дошкольнику для его обучения в школе.

- занятия с применением компьютерных заданий вызвали у детей интерес и стремление достичь поставленной цели.

- благодаря компьютерным игровым упражнениям и заданиям дети усвоили программный материал лучше и качественнее.

- в процессе компьютерной “деятельности” у ребёнка постоянно присутствуют положительные эмоциональные реакции, что благоприятно влияет на развитие и коррекцию психических процессов.

- повысился уровень профессионального мастерства учителя-логопеда ДОУ.

- повысился уровень компетенции родителей по вопросам обучения и развития ребёнка в семье.

Использование ИКТ даёт возможность повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, оказывает значительное воздействие на всестороннее развитие ребёнка.