Диагностика сходных состояний: сенсорная алалия и тугоухость

Разделы: Логопедия


Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Алалия (от греч.: "a" – отрицание и "lalio" – говорю, речь; переводится как отсутствие речи)— отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка [1:331]. Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяется моторная алалия (экспрессивная), характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорная алалия (импрессивная), при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Алалия— системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.

У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии (импрессивной) дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно (также и мы не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке), т.е. сохранен элементарный слух и способности к развитию активной речи. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной алалией.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Тугоухость, согласно определению Рау Ф.Ф., Неймана Л.В. и Бельтюкова В.И. – это такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии разговорной речи в обычной обстановке, но речевое общение все же возможно, хотя и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т.д.) [1:486].

Причины возникновения сенсорной алалии:

  1. Поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центра Вернике) и его проводящих путей.
  2. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде.
  3. Раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов.
  4. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.
  5. Внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, болезни раннего детства с осложнением на мозг.
  6. Алалия как следствие соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии.
  7. Рахит, нарушения питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей.
  8. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых дисфункций [1:334-335]

Причины возникновения тугоухости:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз).
  2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР-органов наружного и среднего уха, ОРВИ.
  3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим действием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., некоторые противомалярийные и мочегонные средства).
  4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора.
  5. Токсикозы беременности.
  6. Асфиксия новорожденного.
  7. Внутричерепная родовая травма.
  8. Гемолитическая болезнь новорожденных.
  9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г.)
  10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.
  11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.
  12. Механическая травма, психическая травма.

Сенсорная алалия

Тугоухость

Симптоматика и механизмы

Отсутствие или нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора (возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария). Физический слух может быть незначительно снижен, но не столь серьёзно, чтобы быть тормозом в развитии понимания речи [1:368]. При отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь. Выраженное снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи. Неполноценность речеслухового анализатора, который неспособен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Степень и характер задержки речевого развития зависят не только от степени снижения слуха, но и от времени возникновения слухового дефекта.
Весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния ЦНС. Одной из отличительных черт тугоухости является тесная связь её с возникновением речевых расстройств, поскольку слух и речь представляют собой единый процесс в речевом общении людей.
Проверка слуха не дает полноты картины и очень трудна. Реакция на звук не зависит от его интенсивности (громкости). Аудиограмма более убедительна когда её проводят неоднократно ( 8-10 исследований) и только после того, как ребенок свыкнется с ситуацией и правильно будет понимать задания. Отличительной особенностью слуховой функции при сенсорной алалии является лёгкость появления запредельного торможения вследствие высокой функциональной истощаемости. Возникает особое состояние слухового анализатора: непостоянное восприятие звуков, доступных физическому слуху детей. Увеличение громкости резко ухудшает понимание (сверхсильный раздражитель вызывает запредельное торможение в коре головного мозга). Использование слуховых аппаратов резко ухудшает восприятие.
При сенсорной алалии часто наблюдается гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание бумаги, звук капающей воды; громкие крики, громкие разговоры раздражают). На эти звуки дети дают болезненную реакцию: плач, беспокойство, жалобы на боль в ушах, голове, на другие неприятные ощущения. Тишина успокаивает. Это свидетельствует о сохранности слуха и показателем того, что непривычные звучания иногда становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры мозга. Все это отличает сенсорных алаликов от слабослышащих детей.
Увеличение громкости улучшает восприятие звука.
Увеличение громкости улучшает понимание.
Использование слухового аппарата резко улучшает понимание речи.
Данные сигналы не воспринимают.
Отсутствие четкого порога восприятия. Стабильный устойчивый порог восприятия звуков.
Неспособность локализовать звук в пространстве, индефферентность к звуковым раздражителям. Характерно: нарушение слухового внимания, быстрая его истощаемость. Нарушение произвольнго слухового внимания: не умеют вслушиваться, пониженная способность вычленять звучание фонем из окружающей речи, быстро теряют интерес к звучанию, отвлекаются, с большим трудом заучивают отдельные слова и удерживают их в памяти. Звуки, которые выше порога восприятия (слышимые) локализуются в пространстве, дифференцируются.
Слуховое внимание длительное время удерживается, интересна звуковая действительность (хотят слышать).
Новые слова запоминают легче, быстрее.
Возможность восприятия речи зависит в том числе и от темпа поступления звуковых раздражителей, ритма (наличия интервалов между ними), качества звуков, предъявляемых для восприятия. Чистые сигналы воспринимают обычно хуже. Воспринимают лучше.
Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.
В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля за своей собственной речью.
Недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью: резко выражены затруднения слуховой дифференциации многих звуков речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, замена одних слов другими (бедность словаря), недостаточное понимание грамматических значений слов. Грубые искажения звуко-слоговой структуры, ошибки в согласовании слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов и другие ошибки.
Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора – происходит "чтение с лица". Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога, и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.
Пользуются для общения жестами, мимикой.
Особенностями речевого поведения тугоухих являются повышенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собеседника или учителя в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего, а также замена речи или сопровождение ее обильной жестикуляцией и мимическими движениями. На­блюдаются ограниченное понимание речи окружающих и читаемых текстов, бедность собственного словарного запаса, широкое использование обиходных выражений и житейских штампов.
Ребенок малоконтактен, выбор собеседника не связан с речью (невербальный) Охотно вступает в контакт.
В словах – многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Ошибки в письме и при чтении повторяют ошибки устной речи: смешение глухих и звонких звуков, замены зву­ков на звук «т», недописывание безударных окончаний. При осложнении тугоухости нарушениями фонематического слуха могут иметь место ошибки на различение близких по звуча­нию фонем: б — п (гриб–грипп), т-д (том -ом) и пр.
Наблюдаются бессвязные спонтанные повторения всех известных ребенку слов (логоррея), повторы слов, словосочетаний (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются. Связь между словом и обозначаемым им предметом (действием) не формируется или формируется очень медленно. Пассивный словарь неустойчив, заметно отстает от активного. Логопеду постепенно удается выработать у них связь между словом и смыслом, который оно имеет. После многолетней коррекционной работы специалистам удается сформировать речь настолько, что ребенок может пользоваться ею в общении и неплохо понимает окружающих. Спонтанное повторение отдельных слоговых звукосочетаний и коротких фраз отсутствует.
Самостоятельно почерпнуть слова и фразы из окружающего мира не могут.
В результате специального обучения связь между словом и предметом устанавливается гораздо быстрее и эта связь устойчивая.
Многие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов.
Голос нормальный, звуки и слова продуцируются с нормальными модуляциями и интонациями. Высказывания не точны по содержанию и ошибочны по форме, часто бывает трудно понять, о чем так горячо и интонировано он говорит. Весьма характерно своеобразие голоса и интонаций: приглушенность, хриплость, неестественные модуляции. Голос лишен звучности, звонкости. Речь недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности.
Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, издающиеся неживыми предметами, животными, слушают музыку, но речь представляет для них бессмысленный шум. Ребенок, не получивший коррекционной помощи, внешне весьма походит на глухонемого: он не реагирует на речь окружающих и не пользуется речью сам. Звуки ниже порога восприятия не дифференцируются.
При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции, ищет адекватные кинестезии: слон – «сон», «вылон», «сылон», «салон» и т.д. Диффузное недифферен-цированное восприятие звуков приводит к недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок: «Нет, я не так сказал». Недоразвитие фонетической стороны речи: смазанность произношения, смешение звонких и глухих звуков (нож – ноз, часы – сисы и т.п.); нечёткость произношения и опускание безударных окончаний и начала слов.
Многочисленные ошибки ударения, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены носят не фиксированный характер, при каждом новом воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих. Состояние слуховой дифференциации звуков таково, что оно не может обеспечить усвоения детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем – и письма.
Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности.
Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности.
Помимо речевых нарушений, в формировании интеллек­туальной недостаточности при тугоухости имеют значе­ние особенности абстрактно-познавательной деятельности.
Наблюдается недостаточность тех видов интеллектуальной деятельности, которые тесно связаны с речью. Одновременно – достаточно большая способность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий (создание моделей конструктора по образцам, рисование, лепка…).
Наблюдается за­держка развития словесно-логического мышления при сохран­ности конкретных форм мышления. У детей с нарушениями слуха обнаруживается диссоциация между развити­ем наглядно-действенного и словесно-логического мышления с недостаточностью последнего: им трудно осознать свои действия и выразить ход их выполнения в речи. Наличие эмо­ционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и со­циальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации. Недостаточная само­стоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с повышенной тормозимостью, малой общительностью, склонностью к реакциям отказа, протеста создают дополни­тельные трудности при обучении этих детей.

Литература

  1. Логопедия /Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М., 1999.
  2. Темкин Я.С. Глухота и тугоухость. – М., 1957.
  3. Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. – М., 1981.
  4. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.