Цели урока:
- Образовательная: введение понятия силы тока, формулы расчёта силы тока, единицы измерения силы тока. Знакомство с амперметром и правилами включения амперметра в электрическую цепь.
- Развивающая: развитие навыков практической работы, проведения сравнения; развитие речи, внимания, памяти, логического и креативного мышления, развитие умения самостоятельно формулировать выводы.
- Воспитательная: воспитание уверенности в себе, этики групповой работы; формирование положительного эмоционального отношения и интереса к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование:
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
4 | Плакаты к физическому диктанту (Приложение 1) | 20 |
5 | Музыкальная композиция к физическому диктанту (Приложение 2) | 2 |
6 | Сигнальные карточки красного, жёлтого, зелёного цветов | по 30 |
7 | Распечатка задания на парту (Приложение 3) | 15 |
8 | Комплект лаборатория L-микро “Электричество” | 15 |
9 | Лоток для лабораторного оборудования | 15 |
10 | Электронная физкультминутка для глаз (Приложение 4) | 1 |
11 | Музыкальная композиция к физкультминутке (Приложение 5) | 1 |
12 | Презентация об Ампере (Приложение 6) | 1 |
План урока
№ п/п | Этап урока | Стадия урока | Время, мин |
1 | Постановка цели урока | Вызов | 1 |
2 | Актуализация знаний | Активизация мыслительной деятельности | 10 |
3 | Изучение нового материала | Восприятие | 15 |
4 | Здоровьесберегающая пауза | Расслабление | 2 |
5 | Закрепление знаний | Осмысление | 15 |
6 | Контроль и самопроверка | Повторение | 3 |
7 | Подведение итогов. Рефлексия | Рефлексия | 3 |
8 | Задание на дом | Заключение | 1 |
Ход урока
1 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова).
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Учитель: озвучивает тему, цель урока, эпиграф к уроку. Сегодня мы познакомимся понятием силы тока, формулой расчёта силы тока, единицей измерения силы тока, с амперметром - прибором, измеряющим силу тока и правилами его включения в электрическую цепь, а девизом урока послужат слова Рене Декарта “Я мыслю, следовательно, я существую”!
Учащиеся: записывают в тетрадях тему урока.
2 этап урока: Актуализация знаний (стадия активизации мыслительной деятельности).
Актуализация знаний организуется в форме физического диктанта.
Учитель проводит физический диктант (Приложение 1) с музыкальным сопровождением (Приложение 2) в форме фронтальной письменной работы с целью проверки усвоения следующих вопросов: проводники и диэлектрики, единица измерения электрического заряда, электрический ток, действия электрического тока, направление электрического тока, условное обозначение элементов электрической цепи (рис. 1). Физический диктант включает 10 заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 8 минут (включая взаимопроверку). Задания диктанта предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. Использование физического диктанта позволяет не только осуществить мгновенную обратную связь от ученика к учителю (оперативно провести диагностику и коррекцию), но и способствует развитию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, объема и концентрации внимания учащихся. По окончании диктанта учитель демонстрирует правильные ответы, открыв классную доску с обратной стороны, и предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного (“5”), желтого (“4”) или зеленого (“3”) цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.
Учащиеся выполняют задания физического диктанта. В парах осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки в тетрадях. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку (рис. 2).
Проведение физического диктанта
Рис. 1
Результаты взаимопроверки
Рис. 2
3 этап урока: Изучение нового материала (стадия восприятия).
1) Практическая работа в парах.
Учитель: проводит инструктаж по технике электробезопасности:
- На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.
- После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.
- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.
Учитель:Предлагает учащимся выполнить задание №1, текст которого представлен в распечатке, находящейся на каждой парте (Приложение 3).
Учащиеся в парах выполняют задание №1: по данной схеме собирают цепь, используя лабораторное оборудование, находящееся в лотке на каждой парте (рис. 3).
Задание № 1 а) Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку на 3,5 В. Обратите внимание на яркость горения лампы. б) Включите в эту цепь вместо первой лампочки – вторую лампочку на 6,3 В. Сравните яркости горения первой и второй лампы. Одинаковы ли яркости горения этих ламп? Почему? Задание № 2 I вариант
II вариант
III вариант
Задание № 3 а) Начертите схему электрической цепи, включающей в себя амперметр. б) Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой. в) Измерьте силу тока в первой лампе (на 3,5 В) и запишите результат измерения I1 = ... г) Измерьте силу тока во второй лампе (на 6,3 В) и запишите результат измерения I2 = ... Задание № 4 Решите задачи: 1. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали? 2. Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин? 3. Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А? |
Выполнение экспериментального задания
Рис. 3
Работа с текстом учебника
Рис.4
Учитель: Что мы наблюдаем при замыкании цепи в первом и во втором случае?
Учащиеся: В каждом случае при замыкании цепи обе лампочки загораются, но яркость горения ламп разная.
Учитель: Как вы думаете, почему одна лампочка горит ярче другой? Почему накал лампочек не одинаков?
Учащиеся: В каждом случае через поперечное сечение вольфрамовой спирали лампы переносится разное количество электронов.
Учитель: Какой вывод можно сделать о величине тока в этих лампах?
Учащиеся: В одной лампе ток больше, и она горит ярче и выделяет больше тепла. В другой лампе ток меньше, и она горит тускло и выделяет меньше тепла.
Учитель:Ставит учебную задачу. Чтобы убедиться в правильности ответов, предлагаю выполнить задание №2 самостоятельно изучить этот вопрос по намеченному плану. Комментирует работу вариантов.
2) Индивидуальная работа с текстом учебника.
Учащиеся: Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают с текстом учебника (рис. 4). После чего отвечают на вопросы.
Учитель: Оказывает помощь.
3) Фронтальный опрос по изученному материалу, составление опорного конспекта.
Учитель:После окончания работы приглашает одного представителя из каждой группы для отчёта и составления опорного конспекта на доске (учащиеся, сидящие за партами, составляют опорный конспект в тетрадях).
Схема опорного конспекта на доске
Учащиеся участвуют в беседе по составленным ответам.
Учитель:Что такое сила тока? Как обозначается сила тока? Как найти силу тока?
Учащийся: Сила тока – это физическая величина, которая определяет электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с. Сила тока обозначается буквой I. Формула силы тока I=q/t.
Учитель: Какова основная единица измерения силы тока? Каковы кратные и дольные единицы измерения силы тока?
Учащийся: Сила тока измеряется в Амперах. 1А=1Кл/с. Применяются также дольные и кратные единицы силы тока: миллиампер, микроампер, килоампер.
Учитель: Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается и включается в цепь?
Учащийся: Сила тока измеряется амперметром. В цепь амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемму со знаком + соединяют с проводом, идущим от положительного полюса источника.
Учащиеся работают в парах, обобщают изученный материал.
4 этап урока: Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления).
Учитель предлагает выполнить учащимся комплекс упражнений гимнастики для глаз (электронной физкультминутки) с музыкальным сопровождением (Приложение 4. Приложение 5).
Учащиеся выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз.
5 этап урока: Закрепление знаний (стадия осмысления).
1) Практическая работа в парах.
Учитель: Предлагает выполнить в парах задание №3 научиться использовать амперметр для измерения силы тока в электрической цепи.
Учащиеся:выполняют задание №3. Изображают схему электрической цепи, содержащей амперметр. Сравнивают значения силы тока в каждом случае.
2) Индивидуальный опрос у доски: решение задачи №1 у доски.
Учитель предлагает выполнить задание №4 у доски.
Учащиеся решают задачи на закрепление формулы расчёта силы тока.
Задача №1
Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?
Дано: t = 12 мин = 12·60 с = 720 с q = 3000 Кл |
Решение: I = q/t, Проверим размерность: [I] = [q]/[t] = Кл/с = А Подставим численные значения: I = 3000Кл/720 с 4 А. |
I= ? |
Ответ: I 4 А.
3) Индивидуальный опрос на местах: самостоятельная работа. Решение задач №2 и№3.
Учащиеся самостоятельно решают задачи №2 и №3.
Задача №2
Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?
Дано: t = 2 мин = 2*60 с = 120 с I = 500 мА = 500*0,001 А = = 0,5 А |
Решение: I = q/t q = I·t, Проверим размерность: [q] = [I]*[t] = А*с = (Кл/с)*с = Кл. Подставим численные значения: q = 0,5 А*120 с 60 Кл. |
q = ? |
Ответ: q = 60 Кл.
Задача №3
Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?
Дано: q = 7,7 Кл I= 0,5 А |
Решение: I = q/t t = q/I, Проверим размерность: [t] = [q]/[I] = Кл/А= Кл/(Кл*с) = с. Подставим численные значения: t = 7,7Кл / 0,5А = 15,4 с. |
t = ? |
Ответ: t =- 15,4 с.
4) Индивидуальный опрос. Сообщение об Андре Ампере.
Учащийся выступает с сообщением об Андре Ампере (Презентация).
Текст сообщения
Слайд 1. Заставка.
Слайд 2. Андре-Мари Ампер - французский физик, математик и химик. Он родился в Лионе в семье коммерсанта. В прекрасной библиотеке его отца были произведения известных философов, ученых и писателей. Юный Андре мог целыми днями просиживать там с книгой, благодаря чему он, никогда не посещавший школу, сумел приобрести обширные и глубокие знания.
Слайд 3. В 11 лет он уже принялся за чтение знаменитой 20-томной "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера и за три года проштудировал её всю. Юношу интересовала изящная словесность, и он даже писал стихи, но физико-математические науки оказались гораздо привлекательнее.
Слайд 4. Когда книг отца стало недостаточно, Андре Ампер начал посещать библиотеку Лионского колледжа. Однако многие труды великих ученых были написаны на латинском языке, которого он не знал. В течение несколько месяцев Андре самостоятельно изучил латынь, и произведения классиков науки XVII-XVIII вв. стали ему доступны.
Слайд 5. И вот результат упорных занятий: к 12 годам Ампер самостоятельно разобрался в основах высшей математики - дифференциальном исчислении, научился интегрировать, а в возрасте 13 лет уже представил свои первые работы по математике в Лионскую академию.
Слайд 6. В 1793 г. в Лионе вспыхнул мятеж, который был жестоко подавлен. За сочувствие бунтовщикам был казнен и отец Андре Ампера. Имущество семьи было конфисковано, и юноша стал зарабатывать на жизнь частными уроками математики. Чтобы продолжать научные занятия, ему приходилось работать, начиная с четырех часов утра.
Слайд 7. В 1802 г. Андре Амперу исполнилось 27 лет. Он начинает преподавать физику и химию - сначала в Лионе, а через два года - в знаменитой Политехнической школе (Эколь политехник) в Париже. Еще через 10 лет Ампер избирается в Парижскую академию наук, а с 1824 г. он - профессор Нормальной школы (Эколь нормаль) - главного высшего учебного заведения Парижа.
Слайд 8. С 1820 года Ампер изучает электродинамику, открывает магнитное взаимодействие токов и устанавливает закон этого взаимодействия.Согласно гипотезе Ампера, любой магнит содержит внутри себя множество круговых электрических токов, действием которых и объясняются магнитные силы. Ампер ввёл кнауку термины "электростатика", "электродинамика", "электродвижущая сила", "напряжение", "гальванометр", "электрический ток” и предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается "положительное электричество". Ампер внес огромный вклад в науку об электричестве. Вот почему Ампера впоследствии стали называть "Ньютоном электричества".
Слайд 9. Ампер умер от воспаления легких в возрасте 61 года. На его надгробном памятнике высечены слова: "Он был так же добр и так же прост, как и велик". Единица силы электрического тока, введенная в 1881 г., названа ампер (А) в честь Андре-Мари Ампера.
6 этап урока: Контроль и самопроверка (стадия повторения).
Учащиеся под руководством учителя осуществляют самопроверку самостоятельной работы.
7 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии).
Вопросы учителя к учащимся:
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.
Учитель объявляет отметки за работу учащихся на уроке, выставляет отметки в журнал.
8 этап урока: Задание на дом (заключительная стадия).
Учитель: даёт задание на дом, делает краткие пояснения. параграфы 37, 38, вопросы (учебник А.В. Пёрышкин); упр.14; упр. 15.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.