Урок "Картины родной природы. Край, в котором ты живешь". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цель: продолжать знакомить детей с родным краем, с творчеством татарских деятелей искусства.

Программные задачи:

  • Образовательные:
    • систематизировать и расширять знания детей о крае, в котором они живут через творчество казанского художника Айрата Гайфуллина;
    • обогащать знания о балетном жанре;
    • познакомить с жизнью и творчеством татарского композитора Фарида Яруллина и песенным творчеством местного композитора Семена Бострикова.
  • Развивающие:
    • развивать мышление обучающихся, познавательную и творческую активность;
    • развивать чистоту интонирования, исполнительскую выразительность.
  • Воспитательные:
    • воспитывать в детях чувство гордости за свой край, город, любовь и уважение к творческим людям.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент. Проверка д/з Музыкальное приветствие. Проверка выполнения д/з: найти слова песни «Учитель» и выучить их. Исполнение песни, работа над исполнительским планом
2. Актуализация знаний Приложение 1. Слайд 1: Предлагается корень «РОД». Задание: назовите слова с этим корнем (родня, народ, природа, родина)

Стихотворение московской поэтессы Зинаиды Николаевны Александровой

Слайд 2:

Если скажут слова «родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

– Основные слова в стихотворении и вы с ними согласны?

3. Постановка цели урока – Итак, мы продолжает тему «Отечественные композиторы-классики» и сегодня мы совершим путешествие по произведением выдающихся людей искусства. Как вы думаете, какого края?

– Мы в этом году узнали о жизненном творчестве зарубежных  и отечественных композиторов, а сегодня мне хотелось бы, чтобы вы познакомились  с творчеством выдающихся деятелей искусства нашего края, с целью не просто знакомства, а вызвать у вас чувство интереса и уважения к музыки нашего края.

Слайд 3: И тема нашего урока «Картины родной природы. Край, в котором ты живешь»

4. Первичное восприятие и усвоение нового  материала Слайд 4: Тему урока я хочу начать с просмотра видеоролика, который составлен из картин казанского художника Айрата Исламовича Гайфуллина.
Родился в городе Казани в 1966 году. Окончил Казанское художественное училище в 1986 году. Основные жанры в творчестве художника – реалистический пейзаж и портрет. Участник многочисленных выставок Татарстана и России. Картины находятся в частных коллекциях России и за рубежом. 
– посмотрите ряд, составленный из картин художника. Может вы найдете схожие места, там, где вы побывали
– послушайте внимательно музыку, сопровождавшую картины. Мы о ней  поговорим чуть позже. Охарактеризуйте просмотренное и услышанное. По схеме:
1 ряд дает характеристику просмотренных картин
2 ряд – услышанной музыки
3 ряд – схожесть мест, написанных художником с нашими местами
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Музыку, которая прозвучала на фоне замечательных картин написал татарский композитор  Фарид Загидуллович Яруллин.

Слайды 5-12: Фарид  Яруллин родился под Казанью в семье музыканта  Загидуллы Яруллина. С раннего детства он полюбил музыку, поэтому он целенаправленно стал обучаться этому искусству сначала в Казани, а затем в Московской консерватории. В историю музыкального искусства Ф. Яруллин вошел как автор первого татарского балета. Именно как автор балета «Шурале» он стал известен в нашей стране и зарубежом. Идея создания балета по мотивам сказки  Габдулы Тукая возникла у него в 1939 году.  
Принимаясь за работу, он понимал всю ответственность, которая ложиться на его плечи. Но горячее стремление переложить чудесную поэзию Тукая на язык музыки взяла верх. Балет был поставлен в 1942 году Татарским Государственным театром оперы и балета и сразу же получил признание народа.
Но композитору не удалось увидеть свое творение. Началась Великая Отечественная война и он был призван в ряды Красной Армии. Командир стрелкового взвода, лейтенант Фарид Яруллин пал смертью храбрых в октябре 1943 года. В 1958 году Фарид Загидулович Яруллин был посмертно удостоен Государственной премии им. Г. Тукая

Краткое содержание – либретто балета.

– Что такое либретто?

Слушание: «Пляска огненной ведьмы» 1 действие

– Определить форму построения фрагмента
– Дать характеристику каждой части

Слушание (видео) «Детский танец» 2 действие

– Обратите внимание на содержание сцены, на ее атмосферу, отношение детей и взрослых
– А так же обратите внимание на танцевальные движения.

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) Слайд 13: Музыкальная пауза под фрагмент «Детский танец» из балета «Шурале»

1 часть татарская ковырялочка, движение вперед – пятка-носочек, назад – наоборот
2 часть повороты корпусом, движение руками впереди
3 часть – повторение первой

7. Итог урока Слайд 14: В 1970 году композиторов Геннадием Гладковым и поэтом Юрием Энтином была создана детская песенка «Край в котором ты живешь. Там есть вот такие замечательные слова.
И вместо подведения итога по теме нашего урока я предлагаю вам посмотреть на наш город, самый замечательный в мире.
В стихотворениях и песнях о Лениногорске   передаются самые высокие чувства к нашему городу.
В стихах вы подберете к следующему уроку. А под песню, сочиненную нашим земляков Семёном Бостриковым я предлагаю взглянуть на наш город глазами автора песни. И я думаю вы согласитесь со словами еще одного нашего земляка Александра Володина:

Лениногорск – мой юный город
Гляжу с восторгом на тебя.
Твои окрестности и горы
Волнуют, радуют меня!

Презентация «Край, в котором ты живешь» (С видами Лениногорска)

10. Рефлексия деятельности У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ, свой город. И самое главное – это замечательные люди, которые жили и сейчас живут в нашем крае, которым мы можем безгранично гордиться.

Время не стоит, идут года.
И растёт мой город, хорошеет.
Где бы ни был я, но в душе всегда
Для меня мой город всех милее.

Использованные ресурсы интернета:

http://nsportal.ru
http://get-tune.net
http://www.youtube.com
http://www.youtube.com