Цель: продолжать знакомить детей с родным краем, с творчеством татарских деятелей искусства.
Программные задачи:
- Образовательные:
- систематизировать и расширять знания детей о крае, в котором они живут через творчество казанского художника Айрата Гайфуллина;
- обогащать знания о балетном жанре;
- познакомить с жизнью и творчеством татарского композитора Фарида Яруллина и песенным творчеством местного композитора Семена Бострикова.
- Развивающие:
- развивать мышление обучающихся, познавательную и творческую активность;
- развивать чистоту интонирования, исполнительскую выразительность.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство гордости за свой край, город, любовь и уважение к творческим людям.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент. Проверка д/з | Музыкальное приветствие. Проверка выполнения д/з: найти слова песни «Учитель» и выучить их. Исполнение песни, работа над исполнительским планом |
2. Актуализация знаний | Приложение 1.
Слайд 1: Предлагается корень «РОД». Задание:
назовите слова с этим корнем (родня, народ,
природа, родина) Стихотворение московской поэтессы Зинаиды Николаевны Александровой Слайд 2:
– Основные слова в стихотворении и вы с ними согласны? |
3. Постановка цели урока | – Итак, мы продолжает тему
«Отечественные композиторы-классики» и сегодня
мы совершим путешествие по произведением
выдающихся людей искусства. Как вы думаете,
какого края? – Мы в этом году узнали о жизненном творчестве зарубежных и отечественных композиторов, а сегодня мне хотелось бы, чтобы вы познакомились с творчеством выдающихся деятелей искусства нашего края, с целью не просто знакомства, а вызвать у вас чувство интереса и уважения к музыки нашего края. Слайд 3: И тема нашего урока «Картины родной природы. Край, в котором ты живешь» |
4. Первичное восприятие и усвоение нового материала | Слайд 4: Тему урока я хочу начать с
просмотра видеоролика, который составлен из
картин казанского художника Айрата Исламовича
Гайфуллина. Родился в городе Казани в 1966 году. Окончил Казанское художественное училище в 1986 году. Основные жанры в творчестве художника – реалистический пейзаж и портрет. Участник многочисленных выставок Татарстана и России. Картины находятся в частных коллекциях России и за рубежом. – посмотрите ряд, составленный из картин художника. Может вы найдете схожие места, там, где вы побывали – послушайте внимательно музыку, сопровождавшую картины. Мы о ней поговорим чуть позже. Охарактеризуйте просмотренное и услышанное. По схеме: 1 ряд дает характеристику просмотренных картин 2 ряд – услышанной музыки 3 ряд – схожесть мест, написанных художником с нашими местами |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Музыку, которая прозвучала на фоне
замечательных картин написал татарский
композитор Фарид Загидуллович Яруллин. Слайды
5-12: Фарид Яруллин родился под Казанью в
семье музыканта Загидуллы Яруллина. С раннего
детства он полюбил музыку, поэтому он
целенаправленно стал обучаться этому искусству
сначала в Казани, а затем в Московской
консерватории. В историю музыкального искусства
Ф. Яруллин вошел как автор первого татарского
балета. Именно как автор балета «Шурале» он стал
известен в нашей стране и зарубежом. Идея
создания балета по мотивам сказки Габдулы
Тукая возникла у него в 1939 году. Краткое содержание – либретто балета. – Что такое либретто? Слушание: «Пляска огненной ведьмы» 1 действие – Определить форму построения фрагмента Слушание (видео) «Детский танец» 2 действие – Обратите внимание на содержание сцены, на ее
атмосферу, отношение детей и взрослых |
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Слайд 13: Музыкальная пауза под
фрагмент «Детский танец» из балета «Шурале» 1
часть татарская ковырялочка, движение вперед –
пятка-носочек, назад – наоборот |
7. Итог урока | Слайд 14: В 1970 году композиторов
Геннадием Гладковым и поэтом Юрием Энтином была
создана детская песенка «Край в котором ты
живешь. Там есть вот такие замечательные слова. И вместо подведения итога по теме нашего урока я предлагаю вам посмотреть на наш город, самый замечательный в мире. В стихотворениях и песнях о Лениногорске передаются самые высокие чувства к нашему городу. В стихах вы подберете к следующему уроку. А под песню, сочиненную нашим земляков Семёном Бостриковым я предлагаю взглянуть на наш город глазами автора песни. И я думаю вы согласитесь со словами еще одного нашего земляка Александра Володина:
Презентация «Край, в котором ты живешь» (С видами Лениногорска) |
10. Рефлексия деятельности | У каждого человека есть Родина, и каждый
любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит
родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою
весну и свою осень. Человек любит людей, с
которыми живет, любит свой народ, свой город. И
самое главное – это замечательные люди, которые
жили и сейчас живут в нашем крае, которым мы можем
безгранично гордиться.
|
Использованные ресурсы интернета:
http://nsportal.ru
http://get-tune.net
http://www.youtube.com
http://www.youtube.com