ЦЕЛЬ: учащиеся должны самостоятельно защитить творческий проект "Многоярусная клумба на школьном дворе", приступить к работе над второй частью проекта “Озеленение школьного двора декоративными кустарниками".
ЗАДАЧИ:
Познавательные:
1. Учить применять элементы проектной деятельности в ходе защиты проекта.
2. Ознакомить учащихся с элементарными представлениями о декоративных кустарниках и условиях для роста и развития.
Обучающие:
1.Организовать анализ социологического опроса и анкетирования.
2.Учить правилам пользования разметочным инструментом - рулеткой на пришкольной территории.
3. Учить размечать школьный участок для посадки декоративных кустарников.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать измерительный инструмент в ходе совместной деятельности при выполнении проекта.
2. Формировать способность к обобщению, классификации во время защиты проекта.
3. Способствовать формированию у учащихся желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
4. Активизация словаря (рулетка, разметка, дуга).
Здоровьесберегающие:
1. Соблюдение правил личной гигиены при работе, безопасное использование измерительного инструмента.
Воспитательные:
1. Воспитывать организованность, трудолюбие, бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
2. Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе защиты проекта, проектирования дальнейшей деятельности.
3. Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.
Мотивационные:
1. Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, понимание практической значимости выполняемой работы.
2. Фиксирование внимания на положительных результатах.
Использование межпредметных связей: математика, биология, сельскохозяйственный труд
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА:
1. Защита 1части проекта (организация самоконтроля в соответствии с уходом за цветником, защита проекта, оригинальность при защите проекта).
2. Подготовительный этап 2 части проекта (определение проблемы, сбор и анализ информации по проблеме (анкетирование), обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, актуальность и обоснование выбора проекта, конечный результат проекта, выбор способов решения проблемы, исследование проблемы).
3. Конструкторский этап 2 части проекта (составление плана работы, подбор приспособлений).
4. Технологический этап 2 части проекта (выполнение практической части – выбор солнечного места для посадки декоративных кустарников, разметка между кустами 1 метр, установка меток).
5. Критерии оценивания 2 части проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, рефлексия деятельности).
ПРОБЛЕМА: желание учащихся участвовать в озеленении и благоустройстве территории школьного двора при отсутствии соответствующих знаний и умений.
ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ:
- мультимедийный проектор, экран;
- методические разработки по проекту в форме презентаций;
- пооперационная карта в форме презентаций;
- инструмент для разметки почвы;
- анкеты;
- смайлики для проведения рефлексии;
- выставка специальной литературы по теме проекта.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Определение проблемы проекта
- Сбор и анализ информации по проблеме (анкетирование)
- Обсуждение цели проекта
- Обсуждение темы проекта (цветника)
- Выбор места для цветника
- Прополка сорняков на клумбе
- Перекопка клумбы
- Добавление почвы для клумбы
- Исследование проблемы
- Оформление проекта
- Изучение литературы по выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями.
- Конкурс рисунков “Цветочная клумба”.
- Анализ рисунков. Выбор лучшей "Цветочной клумбы".
- Конструирование многоярусной клумбы
- Приобретение семян и выращивание рассады
- Посадка рассады на клумбу, уход за посаженными цветочными культурами в период летней трудовой практики.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:
- индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Е.А. Оргмомент
Дежурный сдаёт рапорт. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Будем вместе отвечать
И пятерки получать.
- На столе у вас лежат смайлики (6). Покажите один из них, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Контроль за посадкой.
ЗАЩИТА 1 ЧАСТИ ПРОЕКТА - Презентация
Н.П. Слайд 1 Заголовок
- Ребята, над каким проектом мы с вами весь прошлый учебный год работали? - Мы работали над проектом "Озеленение школьного двора"
- Что мы сделали в ходе этого проекта?
- Мы вырастили на многоярусной клумбе красивые цветы.
Сегодня мы завершаем работу первой части проекта "Многоярусная клумба".
- Работа наша длилась целый год с сентября 2013 до октября 2014 года, а какой результат получился мы узнаем сегодня на уроке.
Итак, защита проекта "Многоярусная клумба на школьном дворе".
Слайд 2 Какие цели и задачи урока? Читаем.
Е.А. - Представляется слово участнику проекта. Слайд 3
- Мы много времени находимся в школе и на школьном дворе. Ребята сельскохозяйственного труда стараются украсить школьный двор рабатками, альпийской горкой и клумбами. Наш класс тоже не захотел оставаться в стороне от такой работы. Мы решили создать проект “Озеленение школьного двора”. Но, прежде чем начать работу по проекту, мы провели анкетирование среди учеников, учителей и администрации школы и выяснили, что многие хотят видеть многоярусную клумбу с их любимыми цветами.
Прошлой осенью привезли почву для нашей клумбы, а весной сконструировали трёх ярусную клумбу, на которую высадили рассаду цветов:
георгины, настурции, флоксы, клеому.
- А почему вы выбрали трех ярусную клумбу? Слайд 4
Мы выбрали трех ярусную клумбу неслучайно, так как много лет можно создавать на этой клумбе любые цветочные композиции и она будет выглядеть как новая.
- Расскажи, как вы оформляли цветочную клумбу, что она выглядит так красиво?
Мы соблюдали правила посадки цветов:
- во-первых, подбирали растения, которые цветут долго;
- выбирая цветы, планировали дизайн клумбы так, чтобы она не была чересчур пестрой.
- на каждом ярусе высаживали цветы одного размера. На нижнем ярусе посадили растения с самыми крупными цветками, на следующем – поменьше , а на третьем высокие, но об этом подробно расскажут мои одноклассники.
- Спасибо.
Н. П. Чтобы выросли хорошие цветы на клумбе, необходимы определённые условия, давайте вспомним о них.
Предлагаю вам отгадать загадки, которые загадают вам Феи. Слайды 5-8
Подумайте, все ли условия получали наши цветы? - Да.
Какую клумбу мы вырастили?
- Красивую, наша клумба цвела всё лето и цветёт до сих пор.
- А сейчас девочки расскажут нам, что они узнали о цветах в ходе проекта.
- Кто расскажет о нижнем ярусе клумбы? Пожалуйста, Маша. Слайд 9
Я буду говорить о нижнем ярусе клумбы, на котором мы вырастили георгины.
Слайд 10. Георгины были выбраны нами потому, что это очень красивые цветы, разноцветные, которые цветут с начала лета до поздней осени.
На нижний ярус можно было посадить цинию или бархатцы, которые тоже долго цветут, но окраска их менее привлекательная. - Спасибо, Маша.
- Кто расскажет о среднем ярусе клумбы? Пожалуйста, Ева. Слайд 11
Я буду говорить о среднем ярусе клумбы, где мы вырастили настурцию.
Слайд 12 Настурции были выбраны нами потому, что они имеют красивые, крупные листья, из-под которых выглядывают яркие огоньки цветов и цветут с начала лета до поздней осени. На средний ярус можно было посадить анютины глазки или незабудки, которые тоже красивые, но цветут только весной и летом. - Спасибо, Ева.
- Кто расскажет о верхнем ярусе клумбы? Пожалуйста, Юля. Слайд 13
Я буду говорить о верхнем ярусе клумбы, на котором мы вырастили флоксы и клеому. Слайд 14 Флоксы и клеома были выбраны нами потому, что они имеют высокие стебли и крупные соцветия из мелких цветов. Эти красивые растения цветут всё лето до поздней осени. На верхний ярус клумбы можно было посадить гвоздику или астру, но гвоздика цветёт только летом, а астры ближе к осени. - Спасибо, Юля.
Е.А. - Представляется слово участнику проекта Алеше. Слайд 15
- Сейчас на территории школьного двора есть очень красивая цветущая клумба, но она такой стала благодаря тому ,что мы с весны до осени ухаживали за цветами: пололи, поливали и рыхлили их. Слайд 16
Работая над клумбой мы узнали много о цветах, о почве, об условиях выращивания и ухода за растениями, о проектировании клумб, а самое главное эта клумба не потребовала больших денежных затрат. Так как мы вырастили рассаду цветов из школьных семян сами, Слайд 17 сконструировали клумбу с помощью старшеклассников, изучающих сельскохозяйственный труд, высадили рассаду и ухаживали за ней сами. И вот результат нашей работы.
Слайд 18 - Красивая цветущая клумба, которая радует своим цветением, поднимает настроение не только у нас, но и у всех учеников, учителей и работников нашей школы Слайд 18 (аплодисменты)
Н.П. Физминутка на зрение Слайд 19
Е.А. Слайд 20 Учащиеся подводят итог по вопросам учителя:
- Чему вы научились в ходе проекта?
- Мы научились выращивать рассаду цветов, готовить клумбу к посадке и ухаживать за цветами.
- Что нового вы узнали?
- Мы узнали особенности цветочных растений и ухода за цветниками.
- Ребята, мы увидели, какая красивая ухоженная многоярусная клумба у нас получилась.
- Пригодятся ли вам эти умения в вашей будущей жизни? - Да.
- Где пригодятся полученные знания?
- Мы сможем развести цветы у себя в саду или во дворе дома, чтобы всегда было хорошее настроение. Красота цветов приносит людям здоровье, чувство гордости за своё умение и труд.
Н.П. - Понравилось ли вам заниматься проектом?
Согласитесь, что это были не обычные уроки, а творческие. Работа у нас была коллективная и значимая для школы. Все очень старались и заслуженно получаете "5", кроме тех ребят, которые не прошли летнюю практику и не ухаживали за клумбой, поэтому им снижена оценка на 1 балл и они получают за проект "4".
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 2 ЧАСТИ ПРОЕКТА
Е.А. Слайд 21 - Ребята, нам понравилось заниматься проектом, и мы решили продолжить начатую работу, так как проблема озеленения школьного двора ещё осталась.
Нами в середине сентября проведено анкетирование в школе, чтобы выяснить, как и чем можно озеленить школьный двор.
- Вспомните, к кому мы подходили с анкетами?
- С анкетами подходили к ученикам, учителям и к администрации школы.
Слайд 22 пустой Выключить проектор - работа с анкетами
Мы собрали все анкеты и сейчас с ними поработаем, разделимся на 2 группы. 1 группа работает с анкетами учащихся нашей школы, 2 группа с анкетами учителей и администрации школы и заполним таблицу:
1 вопрос Считаете ли вы проблему озеленения территории нашей школы важной? |
2 вопрос Как вы считаете, достаточно ли озеленена школьная прогулочная площадка? |
3 вопрос Хотели бы вы принять участие в благоустройстве прогулочной площадки? |
4 вопрос Ваши предложения и советы: - какие цветущие кустарники вы любите, и какие бы из них вы хотели видеть на школьном дворе; - нравятся ли вам плодово-ягодные кустарники, и какие лучше посадить в школьном саду. |
|
|
|
|
Н.П. - Что мы выяснили, работая с анкетами?
- на первый вопрос 100% опрошенных ответили: “Да – проблема важна и актуальна”;
- на второй вопрос 100% опрошенных согласились с утверждением, что на школьном дворе не хватает цветущих кустарников;
- на третий вопрос 85% опрошенных ответили, что хотели бы принять участие в озеленении школьного двора;
- на предложение и советы по вопросам (какие цветущие кустарники вы любите, и какие бы из них вы хотели видеть на школьном дворе; нравятся ли вам плодово-ягодные кустарники, и какие лучше посадить в школьном саду) 70% опрошенных хотели бы видеть цветущие кустарники: розы, гортензия, жасмин, сирень, калина, можжевельник, черёмуха.
Сделаем вывод: Большинство опрошенных ребят и учителей считают проблему озеленения школьного двора актуальной и важной и выяснили, что многие хотят видеть цветущие кустарники, так как на школьном дворе их очень мало, поэтому работу над проектом мы продолжим. Урок окончен.
2 урок
Е.А. Слайд 23 с заголовком - Ребята, у нас и клумба была цветущая и кустарники все хотят видеть цветущими, поэтому вторую часть нашего проекта предлагаю назвать "Наш цветущий школьный двор".
Слайд 24 - Давайте рассмотрим на слайде цветущие кустарники, которые предложили нам в ходе анкетирования и выберем из них несколько видов для посадки на школьном двор: сирень, можжевельник, жасмин, розы, гортензия.
Что бы вы выбрали сами? Обоснуйте свой выбор.
Илья - сирень. Она красиво цветёт и пахнет.
- Но у нас уже есть сирень.
Маша - можжевельник. У него очень красивые листочки в виде иголочек.
- Но хотелось бы видеть цветущие кустарники.
Юля - жасмин. Он красиво цветёт белыми цветами и имеет нежный аромат.
- Юля, ты сделала хороший выбор.
Артём - а мне понравились розы.
- Розы, ребята, очень капризны и могут замёрзнуть зимой.
Люба - а мне понравилась гортензия. Это небольшой кустарник с красивыми белыми цветами.
- Люба, я согласна с тобой.
- Мне кажется, что жасмин и гортензия будут хорошо смотреться на школьном дворе, поэтому сегодня нам нужно выбрать место для посадки цветущих кустарников весной.
Слайд 25 Тема урока “Проектирование участка для посадки цветущих кустарников”. Открывайте тетради и запишите тему урока.
Н.П. Слайд 26 - Давайте рассуждать, где нам лучше посадить жасмин и гортензию. Рассмотрим варианты.
Ученик. 1 фото (лавочки около футбольного поля).
- Плохо то, что там стоит близко забор, и он будет затенять наши кустарники.
Ученик. 2 фото (около штукатурно-малярной мастерской).
- Здесь стоит здание, которое тоже затенит наш кустарник.
Ученик. 3 фото (перед окном мастерской ПМОП).
- Здесь уже посажены деревья и кустарники.
Ученик. 4 фото (около слесарной мастерской).
- Из всех 4-х представленных мест для посадки - это самое лучшее для кустарников, так как солнце будет светить почти весь день.
Слайд 27 - Итак, кустарники определили? Место для их посадки выбрали? - Ребята, правильно выбранное и подготовленное место для посадки цветущих кустарников - залог успеха нашего проекта!
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП
Е.А. - Давайте составим план работы на школьном участке, чтобы посадить жасмин и гортензию. Так как жасмин большой, его посадим в центре. Гортензия поменьше, её посадим вокруг жасмина.
Составим план работы: Слайд с планом 28
1. Взять рулетку, отмерить от здания.....(2 метра)
2. Взять рулетку, отмерить от забора.....(5 метров)
3. На пересечении линий поставить метку 1 кустарника (жасмин)
4. Взять рулетку, отмерить от первой метки .....(2 метра) начертить дугу
5. Взять рулетку, на линии дуги отметить через 1 метр 3 метки для гортензии
Для работы нам потребуется разметочный инвентарь: 2 рулетки, верёвка с 2-мя колышками.
Техника безопасной работы с рулеткой
Критерии практической работы Слайд 29
1. Разметка выполнена точно от здания и от забора.
2. Разметка выполнена точно по линии дуги.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП на улице
План работы:
1. Взять рулетку, отмерить от здания 2 метра - девочки.
2. Взять рулетку, отмерить от забора 5 метров - мальчики.
3. На пересечении линий поставить метку для 1 кустарника (жасмин) - мальчики.
4. Взять рулетку, отмерить от первой метки 2 метра, начертить дугу - девочки.
5. Взять рулетку, на линии дуги отметить через 1 метр 5 меток для гортензии - мальчики.
Н.П. ОЦЕНКА РАБОТЫ - А сейчас посмотрите на выполненную работу и ответьте:
1. Разметка выполнена точно от здания и от забора? - Да.
2. Разметка выполнена точно по линии дуги? - Да.
Спроектировали мы место для посадки кустарников весной? - Да.
Мы свою задачу выполнили. Пройдём в мастерскую и подведём итоги.
Е.А. - Ребята, у нас возникла проблема. До весны нам нужно найти посадочный материал жасмина и гортензии. Где мы можем его взять?
Ученик - Купить.
- Но это дорого. Если бы у вас были кустарники, вы бы пожалели для школы?
Нет. Мы бы обязательно их принесли, но у нас нет.
- Может спросить у других ребят?
- Только попросить нужно правильно, используя вежливые слова.
- А какие слова можно использовать при обращении с просьбой?
Ответы (пожалуйста, будьте добры, спасибо.....).
А у кого ещё можно спросить?
Ученик - Можно спросить у родных
- Согласна.
Ученик - Спросить у знакомых, есть ли у них такие кустарники.
- Да, это будет очень хорошо.
Ученик - Можно спросить у учителей в школе
- Я знаю, что в школе есть садоводы-любители, которые выращивают красивые цветы и кустарники.
- До весны нам нужно изучить и найти саженцы жасмина и гортензии, а в мае, когда будет тепло, посадить их.
Н.П. Слайд 30 - Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что мы сделали сегодня?
Мы сегодня:
- определили виды кустарников, которые посадим на школьном участке;
- выбрали место посадки;
- спроектировали участок, где посадим кустарники;
- запланировали работу на весь год.
Е.А. Слайд 31 - Давайте оценим нашу работу по проекту.
- Сегодня хорошо работали - перечислить, получают оценку "5";
- Были небольшие недочёты в работе - назвать, получают оценку "4".
Рефлексия. Урок окончен. Спасибо за урок.