ЦЕЛЬ: научить различать звуки [Ч'-Т'] в устной и письменной речи.
ЗАДАЧИ: развитие межполушарных взаимодействий, развитие временно-пространственных представлений; дифференциация звуков в устной речи и письменной; развитие и закрепление навыков звукового анализа и синтеза; развитие словообразования и словоизменения; развитие фонематического восприятия и слуха; закрепление представлений о животных, птицах и их детёнышей.
I. Организационный момент.
“Гимнастика для мозга” [3] (Слайд №2)
Упр. 1 (Слайд №3)
Инструкция: “Сними обувь, сядь на стул. Поставь правую ногу на полу, а левую положи на неё так, чтобы щиколотка лежала на колене. Руки скрести. Положи правую ладонь на щиколотку левой ноги, а левую – на ступню. Ты сидишь в позе восьмёрки. Посиди так одну минуту с закрытыми глазами. А теперь посмотри на рисунок, у тебя всё получилось!
Упр. 2 (Слайд №4) “Ухо-нос”.
Левой рукой берёмся за кончик уха, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопаем в ладоши. Затем положение рук следует поменять “с точностью до наоборот”.
Упр. 3. (Слайд №5)
“Лезгинка” Левую руку ребёнок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.
Развитие временных представлений (Слайд №6)
Логопед: Назовите текущее время года.
Дети: Зима.
Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети называют признаки (холодно, мороз, снег...).
Логопед: Какое время было до зимы?
Дети: Осень.
Логопед: Какое наступит после зимы?
Дети: Весна.
Логопед: Посмотрите на слайд, обобщите эти понятия (Слайд №7)
Дети: Дни недели.
Логопед: Назовите текущий день недели.
Дети называют.
Логопед: Какой был вчера? Какой будет завтра?
II. Ввод в тему занятия [1] (Слайд №8)
Логопед: На доске в два ряда расположены картинки. Назовите. В каком углу расположены очки?
Дети: В левом верхнем углу.
Логопед: Чашка.
Дети: В правом нижнем.
Логопед: Какой предмет расположен в правом верхнем углу?
Дети: Чайник.
Логопед: Какой предмет лишний и почему?
Дети: Бабочка, потому что она живая, все остальные неодушевленные.
Логопед: Какой общий звук есть в названии этих предметов?
Дети: Звук [Ч'].
Логопед: Что это за звук? Дайте ему характеристику.
Дети: согласный, так есть преграда, всегда мягкий и глухой.
Логопед: Давайте проверим (Слайд №9)
Логопед (Слайд №10): А теперь в слове МЯЧ замените последний звук на звук [ Т'], какое слово получится?
Дети: МЯТЬ.
Логопед: Сколько в этом слове букв?
Дети: 4
Логопед: Проверяем. Сколько звуков в этом слове?
Дети: 3
Логопед: Что смягчает согласный Т?
Дети: мягкий знак (Ь).
Логопед: Обозначает мягкий знак какой то звук?
Дети: Нет.
Логопед (Слайд №11, [2]): А сейчас разложите на своем столе цифры от 1 до 9. Мы будем работать с цифровым рядом. Ваша задача, определить какой по счёту звук [Ч'] в том или ином слове.
Дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки, цифру обозначающую звук [ Ч '] выдвигают.
Логопед: Проверяем (Слайд №12). Точно также ищем звук [Т'] (Слайд №13) и проверяем (Слайд №14).
Логопед: Теперь мы с вами отдохнем и разомнемся (Слайд №15).
Логопед произносит слова физминутки, показывая движения.
Тесто туго замесили (движения кистями рук, имитирующие замешивание теста),
Тонко-тонко раскатали (движения вперед-назад руками)
Мясо мелко порубили (ребром ладони постучать по одной руке, потом поменять)
Посолили, поперчили (пальчиками имитировать процесс соления)
На ладошку положили (хлопнуть ладонью об ладонь)
И края все защипали (касаться по очереди каждым пальцем до большого пальца)
И в кастрюльку опустили (показать руками опускание вниз)
Помешали, помешали (круговые движения руками)
Гимнастика для глаз – (Слайд №16)
Логопед (Слайд №17): На доске написаны слоги. Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Составить из слога слова.
Логопед: Правильно, составляем из слогов слова, записываем в тетрадь, деля слова на слоги для переноса. Со словами, содержащими оба звука, составьте предложение.
Логопед: Разделите лист на две колонки, в одной будут слова с буквой Ч, в другой с буквой Т. Вспоминаем названия детёнышей птиц и животных (Слайд №18).
Логопед: На доске дан текст (Слайд №19). Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите текст. Букву Ч подчеркнуть одной чертой, букву Т, обозначающую звук [Т'] двумя чертами.
III. Подведение итогов.
Логопед: Чем сегодня занимались на занятии? Какие задания понравились?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учусь не путать звуки. Альбом
2. Упражнения по коррекции акустической
дисграфии у младших школьников / Е.В.
Мазанова. М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2009. – 32 с.