Коррекционно-развивающее занятие "Дифференциация звуков [Ч'-Т′] в слогах, словах, предложениях"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


ЦЕЛЬ: научить различать звуки [Ч'-Т'] в устной и письменной речи.

ЗАДАЧИ: развитие межполушарных взаимодействий, развитие временно-пространственных представлений; дифференциация звуков в устной речи и письменной; развитие и закрепление навыков звукового анализа и синтеза; развитие словообразования и словоизменения; развитие фонематического восприятия и слуха; закрепление представлений о животных, птицах и их детёнышей.

I. Организационный момент.

“Гимнастика для мозга” [3] (Слайд №2)

Упр. 1 (Слайд №3)

Инструкция: “Сними обувь, сядь на стул. Поставь правую ногу на полу, а левую положи на неё так, чтобы щиколотка лежала на колене. Руки скрести. Положи правую ладонь на щиколотку левой ноги, а левую – на ступню. Ты сидишь в позе восьмёрки. Посиди так одну минуту с закрытыми глазами. А теперь посмотри на рисунок, у тебя всё получилось!

Упр. 2 (Слайд №4) “Ухо-нос”.

Левой рукой берёмся за кончик уха, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопаем в ладоши. Затем положение рук следует поменять “с точностью до наоборот”.

Упр. 3. (Слайд №5)

“Лезгинка” Левую руку ребёнок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.

Развитие временных представлений (Слайд №6)

Логопед: Назовите текущее время года.

Дети: Зима.

Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?

Дети называют признаки (холодно, мороз, снег...).

Логопед: Какое время было до зимы?

Дети: Осень.

Логопед: Какое наступит после зимы?

Дети: Весна.

Логопед: Посмотрите на слайд, обобщите эти понятия (Слайд №7)

Дети: Дни недели.

Логопед: Назовите текущий день недели.

Дети называют.

Логопед: Какой был вчера? Какой будет завтра?

II. Ввод в тему занятия [1] (Слайд №8)

Логопед: На доске в два ряда расположены картинки. Назовите. В каком углу расположены очки?

Дети: В левом верхнем углу.

Логопед: Чашка.

Дети: В правом нижнем.

Логопед: Какой предмет расположен в правом верхнем углу?

Дети: Чайник.

Логопед: Какой предмет лишний и почему?

Дети: Бабочка, потому что она живая, все остальные неодушевленные.

Логопед: Какой общий звук есть в названии этих предметов?

Дети: Звук [Ч'].

Логопед: Что это за звук? Дайте ему характеристику.

Дети: согласный, так есть преграда, всегда мягкий и глухой.

Логопед: Давайте проверим (Слайд №9)

Логопед (Слайд №10): А теперь в слове МЯЧ замените последний звук на звук [ Т'], какое слово получится?

Дети: МЯТЬ.

Логопед: Сколько в этом слове букв?

Дети: 4

Логопед: Проверяем. Сколько звуков в этом слове?

Дети: 3

Логопед: Что смягчает согласный Т?

Дети: мягкий знак (Ь).

Логопед: Обозначает мягкий знак какой то звук?

Дети: Нет.

Логопед (Слайд №11, [2]): А сейчас разложите на своем столе цифры от 1 до 9. Мы будем работать с цифровым рядом. Ваша задача, определить какой по счёту звук [Ч'] в том или ином слове.

Дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки, цифру обозначающую звук [ Ч '] выдвигают.

Логопед: Проверяем (Слайд №12). Точно также ищем звук [Т'] (Слайд №13) и проверяем (Слайд №14).

Логопед: Теперь мы с вами отдохнем и разомнемся (Слайд №15).

Логопед произносит слова физминутки, показывая движения.

Тесто туго замесили (движения кистями рук, имитирующие замешивание теста),
Тонко-тонко раскатали (движения вперед-назад руками)
Мясо мелко порубили (ребром ладони постучать по одной руке, потом поменять)
Посолили, поперчили (пальчиками имитировать процесс соления)
На ладошку положили (хлопнуть ладонью об ладонь)
И края все защипали (касаться по очереди каждым пальцем до большого пальца)
И в кастрюльку опустили (показать руками опускание вниз)
Помешали, помешали (круговые движения руками)

Гимнастика для глаз(Слайд №16)

Логопед (Слайд №17): На доске написаны слоги. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Составить из слога слова.

Логопед: Правильно, составляем из слогов слова, записываем в тетрадь, деля слова на слоги для переноса. Со словами, содержащими оба звука, составьте предложение.

Логопед: Разделите лист на две колонки, в одной будут слова с буквой Ч, в другой с буквой Т. Вспоминаем названия детёнышей птиц и животных (Слайд №18).

Логопед: На доске дан текст (Слайд №19). Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите текст. Букву Ч подчеркнуть одной чертой, букву Т, обозначающую звук [Т'] двумя чертами.

III. Подведение итогов.

Логопед: Чем сегодня занимались на занятии? Какие задания понравились?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2009. – 32 с.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. Для учителя. – М.: “Просвещение”, 1983. – 111 с.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ “СФЕРА”, 2002. – 48 с.