Урок геометрии с использованием ЭОР по теме "Площадь трапеции". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Класс: 8 класс

Уровень образования школьников: базовый уровень общего образования

Учебник: Геометрия, 7-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Мнемозина, 2010.

Тип урока: изучение нового материала

Педагогическая технология: проблемно-поисковая технология, технология дифференцированного обучения, ИКТ;

Цель урока: развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путём изучения площади трапеции и применения этих знаний при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Задачи урока Планируемые результаты урока
Образовательные: доказать теорему о площади трапеции, отрабатывать применение данной формулы при решении задач, совершенствовать навыки решения задач, включая задачи практического содержания; Предметные: знание учащимися определения “высота трапеции”, умение строить высоту трапеции;

знание теоремы о площади трапеции, умение записывать формулу площади трапеции, называют этапы вывода формулы;

формирование умения использовать формулу площади трапеции при решении задач вычислительного и конструктивного характера;

Развивающие: развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по её решению, развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую; Метапредметные: учащиеся получат возможность найти и сформулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результат с заданным эталоном с целью внесения необходимых корректив, развивать умение грамотно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера и элементов занимательности, воспитание коммуникативных навыков. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, формирование навыков

навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков сотрудничества с одноклассниками, формирование навыков индивидуальной исследовательской деятельности.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, чертежные принадлежности, презентация, выполненная в редакторе Microsoft Power Point, ноутбуки.

Материал к уроку: раздаточный материал для практической работы (модели трапеции), задания практического модуля для индивидуальной работы, листы с высказываниями для этапа рефлексии,

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная в режиме самоконтроля и взаимоконтроля.

Структура урока

Этапы урока Время
1 Организационный момент 1 мин.
2 Проверка домашнего задания 4 мин.
3 Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы 4 мин
4 Изучение новой темы. Поиск решения проблемы. 13 мин.
5 Проверка усвоения нового материала. 6 мин.
6 Применение знаний и умений. 7 мин.
7 Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин.
8 Домашнее задание 2 мин.

Перечень используемых ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Площадь трапеции. Лекция Информационный модуль; мультимедиа Интерактивная лекция; флеш-ролик http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1da62
-0a01-01b2-00e6-74d6596bd17b/%5BG79_
06-02-053%5D_%5BML_014%5D.swf
2 Вычисление площади трапеции Практический модуль Интерактивная задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
4996b6df-9e71-11dc-8315-0800200c9a66/iz2.swf
3 Вычисление площади трапеции путем перекраивания или разбиения Информационный модуль Интерактивная лекция http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
4996b6d8-9e71-11dc-8315-0800200c9a66/iz2.swf
4 Вычисление площади трапеции Практический модуль Интерактивная задача для домашнего задания http://sdamgia.ru/test?theme=13

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, письменных принадлежностей.

II. Проверка домашнего задания:

№476(б) – 1 уровень

№ 477 – 2 уровень

№479 – 3 уровень

Один ученик читает решение домашней задачи № 476 по своей тетради;

Решение № 477 учащиеся обсуждают с помощью ученика-консультанта

В это время учащиеся, выполнявшие задачу 3 уровня, сравнивают решение с эталоном

III. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

1. Фронтальный опрос.

- Дать определение трапеции.

- Какие виды трапеции Вы знаете?

- Что называют расстоянием между параллельными прямыми?

- Сформулируйте свойства площади для простых фигур.

- По каким формулам вычисляются площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника, треугольника, параллелограмма?

2. Решение задач по готовым чертежам (среди предложенных задач есть задача на нахождение площади трапеции, в чём возникает учебная проблема)

а) Клумба имеет размеры:

На 1 м2 необходимо 20 г семян. Количество клумб в сквере 5. Сколько грамм семян декоративной травы нужно для засева клумбы?

б) Клумба имеет размеры:

Image2540.jpg (77626 bytes)

На 1 м2 необходимо 20 г семян. Количество клумб в сквере 3. Сколько грамм семян декоративной травы нужно для засева клумбы?

Почему последнюю задачу не решили? Учащиеся формулируют учебную проблему и т ему урока.

IV. Изучение новой темы. Поиск решения проблемы.

Ввести понятие высоты трапеции.

Начертите в тетради трапецию ABCD и проведите из вершины В перпендикуляр к основанию АD.

Определение: Перпендикуляр, проведенный из любой точки одного из оснований к прямой, содержащей другое основание, называют высотой трапеции.

Постройте все высоты трапеции, сколько их?

На доске:

2. Практическое задание.

- Вычислить площадь трапеции. 1 способ. (ЭОР № 3)

- Нахождение площади трапеции практическим путём . 2 способ.

Работа с раздаточным материалом. На партах у каждого ученика уже лежат фигурки трапеций (у всех одинаковые) с целочисленными размерами оснований и высоты для упрощения вычислений.

Задание: с помощью карандаша и линейки разбейте трапецию на 2-3 многоугольника, площади которых вы можете вычислить по известным формулам.

Во время этой работы учитель ходит по классу и наблюдает за работой, а потом достраивает на заранее приготовленных на  доске чертежах трапеций разные варианты разбиения.

Задание: измерьте нужные вам данные и найдите площадь данной трапеции.

Разбиение трапеции на части

 

Вывод: Как удалось найти площадь трапеции, не зная её формулы?

План решения задачи по рис. 2

1) провели диагональ и разбили на два треугольника;

2) нашли площадь каждого треугольника

3) сложили площади

3. Формулирование и доказательство теоремы о нахождении площади трапеции (ЭОР №1)

V. Проверка усвоения нового материала.

1. Что нужно знать, чтобы найти площадь трапеции?

Сформулируйте теорему.

Прочитайте формулу несколькими способами.

Минутка релаксации. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

2. Первичное закрепление с проговариванием.

Решение практической задачи.

3. Практический модуль из 3-х заданий.

Самостоятельное решение задач по готовым чертежам. Разноуровневые задания.

Работа с персональными ноутбуками.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Самопроверка ответов с доски.

В случае необходимости внесения корректировки в решение, в работу для пояснений включаются ученики – консультанты.

VI. Применение знаний и умений.

Решение задачи № 482.

Для учащихся с менее высоким уровнем усвоения материала можно предложить № 480 (а)

VII. Итог урока. Рефлексия.

1) Фронтальная беседа:

Длины каких отрезков в трапеции мы должны знать, чтобы по формуле найти ее площадь? (показ ЭОР№ 2).

Дайте словесное описание формулы нахождения площади трапеции.

Запишите формулу для нахождения площади трапеции.

2) Оценка работы учащихся.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Обведите те высказывания, которые для вас являются истинными:

  • Данная тема мне понятна.
  • Я знаю, что такое высота трапеции и могу ее построить.
  • Я знаю, как найти площадь трапеции.
  • Я доволен своей работой на уроке.

VIII. Домашнее задание.

1. п.53, № 480(б) задание 1 уровня

№481 – задание 2 уровня

2. решение задач по выбору В8 по теме “Площадь трапеции”

http://sdamgia.ru/test?theme=13

3. Творческое задание “Площадь трапеции” (другие способы вычисления)

ПРИМЕЧАНИЕ. При выполнении творческого домашнего задания часть учеников начала работу над исследовательским проектом “Площадь трапеции”. Одна из работ заняла призовое место в окружном конкурсе исследовательских работ “Первые шаги в науку”.