Тип урока: развитие речи.
Цели:
Обучающая: выявить у учащихся навыки написания подробного изложения; проверить умение строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, правильно оформлять их на письме.
Развивающая: расширить кругозор учащихся сведениями из истории языка; развивать умения и навыки работы со связным текстом.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели урока.
Сегодня у нас с вами урок развития речи. Нам предстоит написать подробное изложение текста на лингвистическую тему. (Слайд №1). Есть тексты на научные темы, литературоведческие, искусствоведческие тексты.
3. Этап актуализации знаний учащихся по теме.
Что же такое текст на лингвистическую тему? (при нажатии на слово “лингвистическую” - ссылка на слайд №2).
Чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое лингвистика и что она изучает. (Слайд №2).
Посмотрите на слайд, где записаны слова, и ответьте, что у них общего. (Один и тот же корень -лингв- ; это однокоренные слова).
Лингва с латинского переводится как язык.
Производное, главное слово здесь, т.е. то, от которого произошли другие два слова, – это лингвистика. Скажите, что же она изучает? (Лингвистика – это наука о языке. Лингвист – это человек, занимающийся каким-либо разделом науки о языке. Лингвистический – относящийся к науке о языке).
(Слайд №3).
Итак, текст на лингвистическую тему – это текст из истории языка, о языковых явлениях.
Текст нашего изложения – это объяснение происхождения и значения древнегреческого фразеологизма “муки Тантала”. (Слайд №4).
Что такое фразеологизм? (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению) (Слайд №4).
Их функция в языке? (Они придают нашей речи особую меткость и выразительность, заменяют собой пространные объяснения).
Но чтобы верно и к месту употреблять их в своей речи, мы должны знать их происхождение и значение.
Примеры фразеологизмов из древнегреческой мифологии: яблоко раздора, авгиевы конюшни, ахиллесова пята, ящик Пандоры и другие.
4.Этап подготовки к написанию изложения.
Может быть, кто-то знает значение и происхождение фразеологизма “муки Тантала”?
Прослушайте в первый раз текст изложения.
Текст изложения.
Тантал, сын Зевса, владевший несметными богатствами, возгордился и стал считать себя равным самому Зевсу. Будучи частым гостем на Олимпе, он, возвращаясь, брал с собою пищу богов и раздавал ее своим смертным друзьям. Пируя с ними в своем роскошном дворце, Тантал сообщал им тайные решения, принимаемые богами, оскорблял достоинство богов лживыми и бесчестными поступками.
Это переполнило чашу терпения громовержца Зевса, и он низверг его в мрачное царство Аида. Там Тантал стоял мучимый жаждой и голодом в прозрачной воде, доходившей ему до подбородка, над головой его склонялись ветви плодоносных деревьев со спелыми яблоками, гранатами и гроздьями янтарного винограда. Изнуренный жаждой и голодом, Тантал наклонял голову, чтобы утолить нестерпимую жажду, но вода исчезала, и под его ногами оставалась сухая черная земля. Он протягивал руки за прекрасными плодами, но порыв бурного ветра сразу же уносил ветви, на которых они висели. Но не только жажда и голод терзали Тантала. Вечный страх сжимал его сердце, так как над головой его висела огромная скала, грозившая ежеминутно упасть и раздавить его своею тяжестью.
Отсюда выражение “муки Тантала”, употребляющееся как обозначение нестерпимых мучений, вызываемых ощущением близости желанной цели и сознанием невозможности достичь ее когда-либо.
(Слайд №5) Расставьте в нужной последовательности пункты плана изложения и запишите его в тетради. (проверка плана - слайд №5)
Как вы поняли значение фразеологизма? В какой речевой ситуации вы бы его применили?
Давайте обратимся к некоторым словам, которые встретились вам в тексте, для того чтобы не возникло вопросов во время написания изложения. Это слова из греческой мифологии, с ними вы уже знакомились на уроках литературы. (Слайд №6). Давайте их вспомним.
- Кто такой Тантал? (ссылка на слайд№ 7 - кликаем по картинке. Вернуться ко всем изображениям – нажимаем на стрелку).
- Зевс? (ссылка на слайд №8 - кликаем по картинке).
- Олимп? (ссылка на слайд №9 - кликаем по картинке).
- Аид? (ссылка на слайд №10 - кликаем по картинке).
Давайте составим рабочие материалы к изложению. (Слайд №11). Вставьте нужные буквы в данные слова, обозначьте орфограммы. Подумайте, какое слово лишнее в каждом из столбцов. Почему?
(Проверка задания - слайд №12). Сверьте свои записи с записями на слайде.
- В тексте изложения много причастных и деепричастных оборотов. Как правильно их оформлять на письме?
- Постарайтесь изложить текст, используя как можно больше причастных и деепричастных оборотов, обозначьте их графически. (слайд №13)
- Послушайте текст изложения второй раз и можете приступать к его написанию.
5. Написание изложения.