Цели урока:
- Научиться расставлять знаки препинания при цитатах
- Повторить орфограмму И –Ы после приставок на согласный, т. е. отработать задание А 15.
- Работать над развитием мышления и памяти
- Готовиться к ЕГЭ по русскому языку
1). Орг. момент, целеполагание, актуальность темы
2) Работа над заданием А15 (сб. ЕГЭ)
- По слайду ИА доски восстановить правило И –Ы после приставок на согласный;
- Знакомство с алгоритмом
Правописание Ы-И после приставок на согласный.
- Укажите, от какого слова образовано данное слово.
- Если от слова, которое начинается с И, то
- Посмотрите, оканчивается приставка на согласный.
- Если приставка оканчивается на согласный, проверьте,
- Относится ли эта приставка к исключениям:
А). в словах с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
Б). В словах с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
6. Если нет, то после приставки на согласный, пишем Ы.
Исключение слово ВЗИМАТЬ.
Например: подытожить. Слово образовано от слова итог, т. е. начинается с И. Приставка ПОД оканчивается на согласный. Эта приставка не относится к иноязычным и к русским исключениям. Значит, после приставки пишем Ы.
- На слайде найти слова, в которых пишется И после приставки на согласный
- Выполнение заданий А 15 в КИМах (вариант7,8,9,10,13,14)
- 4 ученика – индивидуально
- 1 ученица – проверка
- вывод!
Гимнастика для глаз. Тренажёр “Улитка”
3). Сообщение предварительно подготовленного ученика по теме урока (Параграф. 104,пособие И.П. Цыбулько).)
- Презентация с примерами подготовлена ученицей, цитаты по теме “Роль искусства в жизни человека” (Слайды 2-7)
4). Закрепление.
А). Практикум.
- Процитируй различными способами:
Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П.А. Павленко) (Слайд 8)
- Проверка. (Слайд 9)
Б). Упр. 484. Составление схем. Вывод!
Разминка
5). Домашнее задание (дифференцированное) (Слайд 10)
- 1 группа - упр. 485 (работа с литер. – критич. статьёй)
- 2 группа – 483 (1-3 предложения)
- 3 группа – подобрать материал с различными способами цитирования.
6). Выполнение тестовой работы (дифференцированное)
Тестовая работа
1 группа
1). Укажите номер цитаты, которая подходит к аргументам (пособие И.П. Цыбулько, стр.112-114).
- №16 -
- №7 –
- №11 -
- №10 –
2). Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Приложения!!!
1. Вся жизнь человечества писал А.И. Герцен русский писатель последовательно оседала в книгах.
2. Мир книги — это мир настоящего чуда говорил JI.M. Леонов.
3. М. Горький считал Хорошая книга — просто праздник
4. С.Г. Кара-Мурза философ и публицист неоднократно повторял, что прочитать “Тараса Бульбу” или томик пословиц, послушать русские романсы — это сегодня не удовольствие, а лечение.
3). Покажите различные способы включения цитат в контекст, расставьте знаки препинания
5.Следует читать много, но не многое (Тацит, римский историк).
________________________________________________________
________________________________________________________
6.Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро, французский философ-энциклопедист).
_________________________________________________________
_________________________________________________________
7. Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник (П.А. Павленко, русский писатель).
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В.А. Сухомлинский, педагог).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Тестовая работа
2 группа
1). Вместо многоточия вставьте нужные глаголы,
расставьте знаки препинания, составьте схемы. Приложения!!!
2). Покажите различные способы включения цитат в контекст, расставьте знаки препинания
1. За какое б ни взялся дело — не подёнщиком будь, а творцом (Н.И. Рыленков, русский поэт).
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2. Нет более опасного оружия против чёрта, чем чернила и книгопечатание: они когда-нибудь окончательно сживут его со света (Г.Х. Андерсен, датский писатель-сказочник).
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца (И.А. Гончаров, русский писатель).
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7). Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайды 11-12)
1. Что такое цитата?
2. Как в тексте оформляются цитаты?
3. Правила оформления эпиграфа