Цель: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи.
- формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела;
- дать представление о микробах;
- уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия;
- познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- развивать речь, обогатить словарь детей: микроскоп, лупа, микроб;
- воспитывать доброе отношение к окружающим;
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование: модель солнца, ёмкости с водой, трубочки и стаканчики по количеству детей, лупы, кусочки яблока на тарелочках, кукла Катя.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, эксперимент, просмотр мультфильма, беседа, физкультминутка, игра, подведение итога.
Ход занятия:
В. Ребята, у нас сегодня гости!
Поздоровайтесь с нашими гостями.
– Здравствуйте!
Стук в дверь, входит Катя Заболейкина:
Здравствуйте, я Катя Заболейкина!"
– Здравствуйте, дети!
В. Здравствуй, Катя!
Катя, ты очень хорошая, вежливая девочка, а ты
знаешь, что слово "здравствуйте", это не
только вежливое слово – приветствие. Наши ребята
знают, что "здравствуйте", это и слово-пожелание.
Это значит, подскажите, дети.
Д. "Здравствуй!" – здоровья желаю.
В. Значит, мы с вами не просто
поздоровались, но и подарили друг другу частичку
здоровья.
– Катя, а вот фамилия у тебя какая-то странная
За-бо-лей-ки-на.
– А мне нравится моя фамилия, потому что мне
нравится все время болеть. Я сегодня к вам пришла,
а завтра заболею и буду сидеть дома. Потом на
денек приду и снова заболею.
В. Ну, Катя, что-то непонятное с тобой творится. Неужели тебе нравится сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята узнают много нового и интересного.
К. Да, я люблю болеть.
В. Ребята, а вы любите болеть? А болеть это хорошо или плохо?
Д. отвечают.
В. Да, Катенька, детям не нравится
болеть, они хотят быть здоровыми и заботятся о
своем здоровье. Оставайся с нами, и ты узнаешь
много интересного о здоровье и не захочешь
больше болеть.
Ребята, я вас приглашаю на нашу волшебную
дорожку. (Дети снимают обувь, встают на массажные
коврики и двигаются по кругу. Катя двигается
вместе с детьми).
Мы здоровье укрепляем
Свое тело закаляем.
Дорожка есть чудесная,
И нам на ней не тесно.
Мы весело шагаем,
Здоровье укрепляем.
К. Мне так понравилось ходить по чудесной дорожке. Я знаю, эта дорожка сделана из массажных ковриков. Ребята, а кто вам сделал такие коврики?
Д. Мамы!
К. Я тоже скажу своей маме, и она сделает мне такие же коврики. Как здорово! Я чувствую, как у меня здоровья прибавилось.
Дети садятся за столы.
В. Как вы думаете, так что же такое здоровье? (Ответы детей).
В. Я открою вам маленький
секрет! Наше здоровье спрятано в каждом из
нас. Здоровье можно сравнить с солнышком, у
которого много лучиков, эти лучики живут в каждой
клеточке нашего организма.
Сейчас мы с вами ходили по массажным коврикам. А
массаж, это один из вариантов закаливания нашего
организма. Значит, мы сейчас закалялись.
И первый лучик здоровья мы назовем –
закаливание.
А как мы еще закаляемся в детском саду? (Ответы
детей: после сна умываемся и моем шею и руки
прохладной водой).
(Воспитатель закрепляет первый лучик солнышка).
В. Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего солнышка-здоровья, мы проведем опыт. Загляните внутрь этой трубочки. Что вы там видите?
Д. Ничего нет.
В. Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из трубочки беги. (Опускаем трубочку в воду и подуем в нее, из трубочки бегут пузырьки).
В. Что за невидимка сидел в трубочке?
Д. Это воздух.
В. Правильно, дети. А для чего нужен воздух?
1 ребенок.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
В. Давайте, дети, проверим, так ли это. Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками. (Дети выполняют задание воспитателя).
В. Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха? (Суждение детей).
В. Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем». Вдыхание свежего воздуха придаёт бодрость, улучшает здоровье.
2 ребенок.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши!
Только помни, при уходе:
Одевайся по погоде!
В. Так как же называется второй лучик здоровья?
Д. Свежий воздух.
(Воспитатель закрепляет второй лучик солнышка).
В. А теперь послушайте стихотворение.
3 ребенок.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Физкультурой мы с тобой
Будем заниматься.
В. Какой же третий лучик нашего здоровья?
Д. Физкультура.
(Воспитатель закрепляет третий лучик).
В. Я вас приглашаю на физкультминутку.
(Дети садятся на свои места. На столах лежат лупы, кусочек грязного яблока.)
В. От игры или работы руки становятся грязными. И ничего тут нет страшного. На то они и руки. Страшно, когда дети привыкают к грязным рукам и не моют их вовсе.
– Зачем нужно мыть руки? (Ответы детей.)
В. Учёные изобрели замечательный прибор. Называется он микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть, то, что мы никогда не видим. Направишь такое стекло на грязные руки и, о, ужас. Что это? Самые незаметные существа, о которых вы даже не подозревали, собрались на грязных ладонях.
Просмотр мультфильма о микробах.
Под лупой рассмотреть кусочки грязного яблока.
В. Если микроб пробрался в организм, он поселяется в человеке и раскрывает свой чемоданчик с ядом. Теперь твой организм заражён. И тут организм начинает реагировать. Кружится или болит голова, поднимается температура. Если с вами всё это происходит, значит это проделки коварных микробов.
– Что же нам делать, чтобы противные микробы не попали к нам в организм?
Д. Мыть руки, умываться.
В. «Здесь поможет нам всегда только чистая... вода»
Пальчиковая гимнастика «Умывалочка»
Надо, надо нам помыться. (Хлопают в ладоши).
Где тут чистая водица? (Показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной).
Кран откроем ш-ш-ш, (Делают вращающиеся движения кистями).
Руки моем ш-ш-ш. (Растирают ладони друг о друга).
Щёчки, шейку мы потрём (Энергично поглаживают щёки и шею).
И водичкой обольём. (Мягко поглаживают ладонями лицо ото лба к подбородку).
Воспитатель: Как часто надо мыть руки?
– Можно ли есть не мытые овощи и фрукты?
В. Какой четвертый лучик нашего солнышка.
Д. Чистота.
(Воспитатель закрепляет четвертый луч).
В. Послушайте пословицу: «Хочешь,
не хочешь, а есть надо».
– Почему так пословица говорит? Зачем
человеку еда? Как вы считаете? (Ответы детей).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться.
Правильное питание укрепляет здоровье. Необходимо употреблять в пищу полезные продукты, богатые витаминами. Очень много витаминов в овощах, фруктах, ягодах.
В. Дети, а давайте поиграем с вами в игру, и я узнаю, что вы знаете о полезной еде. Я рассказываю вам о продуктах. Если они полезные, то вы хлопаете в ладоши. Если для здоровья вредные, вы топаете ногами.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный
вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен
и высок. (Хлопают).
2. Если хочешь стройным быть, надо чипсы
полюбить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как
кипарис. (Топают).
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните
совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и
виноград. (Хлопают).
4. Вместо супа тарелку конфет предпочитаю съесть
на обед. (Топают).
5. Пейте дети молоко, будете здоровы. (Хлопают).
6. Очень важно спозаранку, есть за завтраком
овсянку. (Хлопают).
В. Молодцы, ребята, я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезную еду. Итак, как же называется пятый лучик здоровья?
Д. Полезная еда!
(Крепится пятый лучик).
В. Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лучики здоровья на солнце. Как?
Д. ярко, бодро…
В. Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, а это – …
Д.:
– закаляться;
– выполнять физкультурные упражнения;
– дышать свежим воздухом;
– мыть руки и соблюдать другие правила
гигиены;
– есть полезную еду.
В. То будете такими, как солнце –
яркими, светлыми, веселыми, задорными, т.е.
здоровыми.
Здоровье – это награда, которую получает человек
за усердие. Нужно помнить всегда главное: «Чтобы
стать здоровым, надо научиться быть здоровым».
Мы желаем вам, друзья,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться:
Прежде, чем за стол садиться,
Руки мойте мылом и водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите –
Он вам силы даст, друзья!
На прощанье я хочу пожелать всем здоровья!
Использованная литература:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. “Конспекты занятий в старшей группе”.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье” (методическое пособие).
- Алешина Н.В. “Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью”.
- Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет”.
- Ресурсы Интернета.