ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Это медвежонок Винни-Пух. У него возникли проблемы с некоторыми словами. Давайте поможем ему разобраться.
Загадочный шум
Опять ничего не могу я понять.
Опилки мои – в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки.
Возьмём это самое слово "опять".
Зачем мы его произносим,
Когда мы свободно могли бы сказать
"Ошесть", и "осемь",
и "овосемь"?
Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не добьёшься ответа,
Зачем это хта – обязательно та,
А жерка, как правило, эта!
"Собака кусается"... Что ж, не беда.
Загадочно то, что собака,
Хотя и кусается, но никогда
Себя не кусает, однако...
О, если бы мог я всё это понять.
Опилки пришли бы в порядок!
А то мне – загадочно! – хочется спать
От всех этих Трудных Загадок!
– Действительно, голова пойдет кругом. Но давайте по порядку. Итак, все звуки делятся… на гласные и согласные. Их и послушаем.
Мы гласные, Мы – гласные, Стоглазые и властные. Мы – в вашем первом крике. На фронте. И на рынке. В “ура!” И в “помогите!” На сцене, На могиле. В страдании И в злобе… |
Мы – как фундамент в слове. Кричите, если страшно, Кричите, если больно… Мы – в лихости футбольной, Когда – удар и – мимо. Когда орут: “На мы-ы-ы-ло-о!” Мы рвемся из гортани, И вы нас не глотайте. Мы не хотим обратно. Мы – гласные. Мы – правда. |
– Звуки надо произносить четко, правильно ставить ударение и ни к коем случае не глотать. А то произойдет что-нибудь такое…
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
не "коридор", а "колидор".
"Дилектор входит в кабинет"...
"Закрыт магазин на обед"...
"Хозяйка моет стаканы"...
"Секёт свеклу"...
Пекёт блины..." И до меня дошёл черёд,
меня он портфелем зовёт.
Но мне не зря "Родную речь"
судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несётся со двора, –
тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя,
ведь ты большой, а он дитя!
"Петя"обижен на ребят:
– Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ю.Тимянский
– Давайте поиграем.. Много ли в русском языке гласных? А кто мне назовет слово, где 40 гласных? (сорока) А 100 согласных? (стол, стон, стог). Видите, заменили одну букву и получили другое слово. Можно и запутаться.
Вот бутон,
А вот – батон.
Вот бидон,
А вот – питон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ни и где – бетон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлице вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон.
– Нет, не так!
Нет, не так!
– Ну тогда вот так:
В печке выпечен
Бидон,
А в петлице вдет
Питон,
По траве ползет
Бетон,
Молоко течет в
Батон,
А на стройке есть
Бутон.
– Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну и где – батон.
– А есть в нашем языке и особые буквы. Вот какой диалог они вели между собой.
Сказала Й сестре родной:
— Вот ты, сестра-соседка, бываешь часто
прописной, а я ужасно редко.
— Ну, редко — это не беда! Иные буквы —
никогда!
— А много их?
— Да целых три: сестра и с ней два брата. Зовут их
так...
— Не говори! Скажите вы, ребята!
- Так случилось потому, что в прошлом некоторые буквы выполняли другую роль, а многие буквы вообще ушли из языка. Да и школа раньше была другой.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
– Пороть розгами или стоять в углу на горохе
приходилось в старину нерадивым ученикам. Но
наказание может быть не только телесным. Можно
поставить 2 в дневник, а можно, как во Франции в 19
веке, наградить нерадивого ученика ослиными
ушами и обязать его ходить так, пока не
исправится. Может быть, и нам перенять этот
способ?
Ну а если серьезно, то к родному языку надо
относится трепетно. Язык человека – хрупкий
организм. Берегите его.
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины! –
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
Обереги меня! –
Это значит:
Берегами меня окружи! –
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
– Защити меня!–
Это значит:
– Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
(С.Островой)
– А теперь поиграем в словесные игры. Шарады. Ребусы и задачки. (Приложение 1)