Цель: формирование умения дифференцированно употреблять предлоги ( в, из, на, с).
Задачи:
- развивать словарь по теме посуда;
- развивать умение подбирать антонимы;
- развивать умение составлять предложения с опорой на схему;
- развивать координацию движений с речью, пространственную ориентировку;
- вызывать желание помогать сказочным персонажам.
Оборудование: аудиозапись “Звуки леса”, “Звон посуды”; картинки предметов мебели, посуды (стол, блюдо, шкаф, кастрюля, сковорода, кровать, блюдце, миска, чашка, чайник, тарелка глубокая, тарелка мелкая); шарики Су-джок; слова-полоски для схемы предложения; картинки Месяц, Солнце; изображения гномов со схемами предлогов (В, Из, На, С); чашка и блюдце с пиктограммами радости и грусти.
Ход занятия
1. Подвижная игра В гости к гномам.
Звучит аудиозапись звуки леса.
Логопед предлагает отправиться к гномам, которые живут в лесу. Педагог проговаривает движения и показывает их, а дети повторяют:
Сначала пойдем по широкой дороге | Свободно идут по прямой. |
Теперь идем по узкой тропинке. | Приставляют пятку к носочку, удерживая равновесие. |
Справа полетела бабочка. | Поворачиваются направо и изображают руками бабочку. |
Слева прыгают зайчики. | Поворачиваются налево и изображают пальчиками заячьи ушки. |
Идем под деревьями. | Наклоняются. |
Перепрыгиваем через ручеек. | Перепрыгивают. |
Вот мы и пришли. | Останавливаются. |
Перед воспитанниками - избушка.
Дети “заходят” в избушку и видят грустную посуду: чашечку и блюдце (на предметах посуды наклеены “глазки” и “губы”, передающие грустное настроение).
Логопед говорит, что в этом доме, много посуды, но она чем-то недовольна. Даже чайник пыхтит.
2. Дыхательная гимнастика Чайник кипит.
Логопед предлагает по позе и движению отгадать предмет посуды.
- У этой посуды есть носик, ручка и крышка. Что это за посуда?
И.п.: о.с. 1 — слегка выпячивать живот, вдох носом; 2 — на выдохе произнести “Пых! Пых!”. Повторить 3—4 раза.
3. Пальчиковая гимнастика Посуда.
На доске картинки посуды чередуются с картинками мебели. Логопед предлагает повторять движения с шариком (Су-Джок). Предметы посуды дети называют слева направо по очереди (по цепочке).
Я по кругу шар катаю, | Дети катают шар между ладонями по кругу. |
И посуду называю: | |
Блюдо, кастрюля, сковорода, | На каждый предмет посуды удерживают |
шар блюдце, чашка. | большими, затем указательными, средними, безымянными пальцами, мизинцами. |
4. Подвижная игра Живая посуда.
Дети по одному изображают посуду движениями, показывая ее части. Остальные воспитанники называют эту посуду, объясняя отгадку:
- Это кастрюля, потому что у нее есть две ручки и крышка.
- Это чайник, потому что у него есть ручка, носик и крышка.
И т. п.
Логопед говорит о том, что посуды в этой избушке много и она бывает разной.
5. Игра Наоборот.
На доске изображения Солнца и Месяца. Выставляется схематическое изображение слова-признака.
- День сменяет ночь,
Начинается игра наоборот.
Логопед стоит у изображения Солнца, а дети – у Месяца. Логопед называет признак посуды, а воспитанник – противоположный по значению признак.
- Чистая - грязная.
- Хрупкая – прочная.
- Большая – маленькая.
- Высокая – низкая.
- Пустая – полная.
- Тупая – острая.
- Глубокая – мелкая.
6. Сюрпризный момент Гномы.
Раздается звон и стук (аудиозапись). Логопед говорит о том, что посуда снова напоминает о своем грустном настроении. Оказывается, хозяева этой избушки – гномы. Они не смогли разделить посуду между собой и поругались.
7. Сказка о гномах.
В волшебной стране жили маленькие гномики. И имена у них тоже были маленькие: В, Из, На, С.
В (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога) был очень скромный и часто прятался от других глубоко в домике. Он дружил только с гномом Из. Из мог достать любой предмет, например, цветок из корзинки (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога). Из выводил гнома В из дома погулять, поиграть. Они любили есть из глубокой посуды.
Гном На всегда был веселый и у всех на виду. Он готов был поделиться с другими всем, что у него было (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога). Его друг гном С никогда не сидел на месте, всегда куда-то прыгал, бежал. Но всегда делал это тихо: С-с-с (выставляется картинка гнома с символическим изображением предлога). У этих гномов была только мелкая посуда.
- А вы запомнили короткие слова-имена гномов?
Дети произносят слова-предлоги парами: В- Из, На – С.
8. Закрепление схем предлогов.
а) - Раз, два, три
Имена гномов назови.
Воспитанники подбирают фигурки гномов к схемам и называют их имена.
Перед воспитанниками два домика.
б) - Раз, два, три
Имена гномов покажи.
Дети с помощью шарика Су-джока называют и показывают имена гномов (предлоги). На – шарик на ладошке; С – убирают шарик с ладошки; В – шарик в кулачке; Из – вытаскивают шарик из кулачка.
9. Игра Чья посуда.
У каждого воспитанника картинки с глубокой и мелкой посудой. Логопед предлагает разложить глубокую и мелкую посуду (на картинках) гномам: В, Из; На, С (соответственно). Дети проговаривают:
- Кастрюля глубокая. | - Сковорода мелкая. |
- Тарелка глубокая. | - Тарелка мелкая. |
- Чайник глубокий. | - Блюдце мелкое. |
- Чашка глубокая. | - Блюдо мелкое. |
- Миска глубокая. |
10. Упражнение Гномы на кухне.
Педагог говорит воспитанникам, что гномам опять нужны помощники. Дети могут помочь нашим героям правильно разложить продукты. Ведь для этого и необходима посуда! Логопед предлагает подсказать:
- Куда положит гном яйцо?
- Гном положит яйцо в кастрюлю.
- Гном положит яйцо на сковороду.
- Куда положит гном кашу?
- Гном положит кашу на мелкую тарелку.
- Гном положит кашу в глубокую тарелку.
- Откуда возьмет гном ягоду?
- Гном возьмет ягоду с блюда.
- Гном возьмет ягоду из чашки.
- Откуда нальет гном чай?
- Гном нальет чай из чайника.
- Откуда пьет гном чай?
- Гном пьет чай с блюдца.
Дети составляют предложения, ориентируясь на схему предложения, картинку посуды (над словом-полоской) и картинку гнома со схемой предлога (над словом – короткой полоской). Каждый помощник получает шапочку-колпачок от гномика.
11. Итог Прощание с гномами.
Логопед обращает внимание, что пиктограмма на посуде изменилась.
- Как изменилось настроение предметов посуды?
- Посуда улыбается.
- Значит чайник и чашка довольны порядком.
Гномы благодарят воспитанников и дарят детям колпачки.