НОД по познавательно-речевому направлению (КРО)

Разделы: Коррекционная педагогика


Участники: дети 5-6 лет

Кол-во детей: 6

Длительность НОД: 25-30 мин.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: расширение и конкретизация представления о перелетных птицах.

  • Коррекционно-образовательные задачи:
    • расширение и конкретизация представления о перелётных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
    • совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов.
  • Коррекционно-развивающие задачи:
    • развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
  • Коррекционно-воспитательные задачи:
    • формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Демонстрационный материал: картинки с птицами (аист, скворец, грач, ласточка, кукушка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Организационный момент

Игра «Повтори – не ошибись»: аист – ласточка – грач; скворец – кукушка – журавль; лебедь – аист – кукушка; лебедь – аист – журавль.

– Ребята нам  пришло звуковое письмо (слушаем пение птиц). От кого письмо? От птиц . Они нас попросили, чтобы вы их узнали.

Дефектолог загадывает загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на  охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Всех прилетных черней,
Чистит пашню от червей.
Прыг да скок по полю вскачь. (Грач)

На шесте дворец,
Во дворце –  певец.
А зовут его… (скворец)

Не ворона, не синица,–
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)

Дефектолог беседует с детьми: Кто это? (Птицы)  Почему? (Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у  них клюв, две лапы, есть хвост). Мы знаем , что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы? Почему? Что делают птицы?  (Птицы вьют гнезда). Для чего птицы вьют и строят гнезда? (Птицы вьют и строят гнезда для того, чтобы выводить птенцов).

Пальчиковая гимнастика:

Птички прилетели, (пальцами обеих рук производим движения вверх, вниз)
Крыльями помахали
Сели, посидели                (сжимаем и разжимаем пальцы)
И дальше полетели         (машут руками, словно крыльями)

Игра «Назови птенца (птенцов)» 

Кукушка – кукушонок – кукушата; грач – грачонок – грачата; аист – аистенок – аистята; скворец –  скворченок – скворчата; лебедь – лебеденок – лебедята.

Динамическая пауза

Учитель-дефектолог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Птицы — звери».

— Когда назову птицу, машем  руками, как птица крыльями. Когда назову зверя, приседаем.

Работа по образцу дефектолога:

Сделай птичку из геометрических  фигур по образцу и назови части тела птицы.
Раскрась птичку и опиши ее.

Итог занятия: Вы молодцы. Вы узнали всех перелетных птиц и рассказали  о них.