Участники: дети 5-6 лет
Кол-во детей: 6
Длительность НОД: 25-30 мин.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: расширение и конкретизация представления о перелетных птицах.
- Коррекционно-образовательные задачи:
- расширение и конкретизация представления о перелётных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов.
- Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
- Коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Демонстрационный материал: картинки с птицами (аист, скворец, грач, ласточка, кукушка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Организационный момент
Игра «Повтори – не ошибись»: аист – ласточка – грач; скворец – кукушка – журавль; лебедь – аист – кукушка; лебедь – аист – журавль.
– Ребята нам пришло звуковое письмо (слушаем пение птиц). От кого письмо? От птиц . Они нас попросили, чтобы вы их узнали.
Дефектолог загадывает загадки:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Всех прилетных черней,
Чистит пашню от червей.
Прыг да скок по полю вскачь. (Грач)
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… (скворец)
Не ворона, не синица,–
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)
Дефектолог беседует с детьми: Кто это? (Птицы) Почему? (Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост). Мы знаем , что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы? Почему? Что делают птицы? (Птицы вьют гнезда). Для чего птицы вьют и строят гнезда? (Птицы вьют и строят гнезда для того, чтобы выводить птенцов).
Пальчиковая гимнастика:
Птички
прилетели, (пальцами обеих рук производим
движения вверх, вниз)
Крыльями помахали
Сели,
посидели
(сжимаем и разжимаем пальцы)
И дальше полетели (машут
руками, словно крыльями)
Игра «Назови птенца (птенцов)»
Кукушка – кукушонок – кукушата; грач – грачонок – грачата; аист – аистенок – аистята; скворец – скворченок – скворчата; лебедь – лебеденок – лебедята.
Динамическая пауза
Учитель-дефектолог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Птицы — звери».
— Когда назову птицу, машем руками, как птица крыльями. Когда назову зверя, приседаем.
Работа по образцу дефектолога:
Сделай птичку из геометрических фигур по
образцу и назови части тела птицы.
Раскрась птичку и опиши ее.
Итог занятия: Вы молодцы. Вы узнали всех перелетных птиц и рассказали о них.