НОД для детей подготовительной к школе группы по речевому развитию на тему "Поможем весне"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Формы организации: решение проблемной ситуации, беседа.

Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • учить детей образовывать родственные слова;
    • учить образовывать качественные прилагательные.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать внимание, логическое мышление;
    • развивать общую и артикуляционную моторику;
    • развивать навыки чтения.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.

Материалы и оборудование:

1. Аудиозапись: звуки весны;
2. Картинки с изображением примет весны;
3. Солнышко с короткими лучиками, занавешенное прозрачной тканью со снежинками;
4. Картинки с изображением сороки, ёжика, зайчихи;
5. Зеркала (на каждого ребёнка);
6. Массажные шарики су-джок;
7. 4 конверта: с капельками, лужами, листочками и солнышками;
8. «План-карта» с потерянными зайчатами;
9. Подставки с карандашами;
10. Картинки-символы: солнышко, тучка, солнце закрыто тучей.

Предварительная работа: Чтение рассказа Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце», чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Дети заходят в группу и становятся у доски полукругом. Логопед предлагает прослушать запись (на ноутбуке: запись звуков весны).

Логопед: Звуки какого времени года вы услышали? (Ответы детей: Мы услышали звуки весны)
– Как вы об этом догадались? (Ответы детей: Мы слышали голоса птиц, капли воды и т.д.)
– А какие ещё приметы весны вы знаете? Начинайте свой ответ со слова: Весной … (Дети называют приметы весны, логопед выставляет картинки с изображением примет весны. Картинка с изображением солнца закрыта прозрачной тканью со снежинками).

Логопед: Какие вы молодцы, сколько много примет вспомнили. Дети, а какая примета весны самая главная? Без этой приметы не наступит весна. Вспомните, пожалуйста, рассказ Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» (Ответы детей)

Логопед: Конечно, дети, без тёплого солнышка не наступит весна. Посмотрите на
нашу доску – зима не хочет уступить место весне и занавесила солнышко снежной шторой. Его лучики маленькие, они не греют. Как же быть? Надо помочь солнышку растопить снежную штору – увеличить лучики, чтобы они стали длинными. А для этого я предлагаю отправиться в лес. Именно там лежат лучики, которые солнышко сложило осенью. А лесные жители нам помогут. Ну что, согласны отправиться в путь? (Ответы детей)

2. Сообщение темы НОД

– Сегодня, во время путешествия мы с вами будем:

  • закреплять приметы весны;
  • развивать внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику;
  • учиться подбирать семейку слов к слову «вода»;
  • учиться подбирать слова, отвечающие на вопрос: Какая?;
  • продолжать учиться читать;
  • продолжать учиться помогать друг другу, работая вместе.

– А теперь: раз, два, три ты налево повернись и в лесу ты очутись.

3.Основная часть НОД

а) Артикуляционная гимнастика.

Появляется картинка – сорока.

Сорока: И я пойду с вами, и я пойду с вами.

Логопед: Подожди, сорока, не трещи. Ребята, для того, чтобы разговаривать также быстро и хорошо как сорока, она предлагает нам вместе с ней выполнить артикуляционную гимнастику.

(Дети подходят к столам, на которых лежат зеркала).

– Наступила весна, и в небе засветило солнышко (Открыть рот, облизать губы 3р. В одну сторону, 3р. в другую). От его тепла звонко закапала капель (щёлкать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шёл не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «ку-ку-ку» – куковала кукушка весело на ели (звукоподражание). «Д-д-д» – стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) (Повернитесь друг к другу и посмотрите, правильно ли выполняет ваш сосед) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть – 5 раз). Язычок поспешил домой, к маме.

Сорока: Молодцы, молодцы! Мне понравилось! Куда вы идёте, куда?

Логопед: (или кто-то из детей) Мы идём выручать солнышко из беды. Ищем его лучики, чтобы они стали длинными и растопили снежную штору.

Сорока: Я знаю, я знаю! Видела я две длинные золотые ленточки. Хотела себе на праздник повязать – да вам они нужнее.

(Сорока отдаёт детям два лучика – прищепки и улетает, два ребёнка прицепляют прищепки к солнышку).

б) Беседа о весне

Логопед: Ребята, сорока так громко трещала, что разбудила маленького, колючего … (дети: ёжика), который спал в норке под ёлкой.

(Появляется картинка ёж)

Ёж: Разбудила меня сорока. А мне просыпаться надо весной. Разве весна наступила?

Логопед: (обращаясь к детям)

1. После какого времени года наступает Весна?
2. Какие весенние месяцы вы знаете?
3. Названия весенних месяцев спрятались в конверты. Посмотрите, дети на первый конверт и скажите, что на нём изображено?

Дети: На конверте изображены капельки.

Логопед: Что вы видите на втором конверте?

Дети: На втором конверте лужи.

Логопед: На третьем конверте?

Дети: На третьем листочки.

Логопед: Ну и на четвёртом?

Дети: А на четвёртом солнышко.

Логопед: Нужно достать из каждого конверта предметы, которые там изображены и выложить их от большого к маленькому. Если вы выложите правильно, то вы прочитаете слово, которое спряталось в конверт.

(Дети работают в парах: 1 – я пара выкладывает из капелек слово: март;
2 – я пара из луж слово: апрель;
3 – я пара из листочков слово: май;
4 – я пара из солнышек слово: весна).

Логопед: Дети, прочитайте слова, которые у вас получились. Какое слово лишнее и почему? (Ответы детей)

Оценка: Как быстро справились с заданием Стёпа и Слава, Даниил и Андрей первыми прочитали слово.

Ёж: А куда вы идёте?

Дети: Идём выручать из беды солнышко. Ищем лучики.

Ёж: Помню я, как осенью солнышко складывало лучики. Пойду, поищу. (Ёж выносит корзинку с шариками су-джок. На дне корзинки – лучики. Два ребёнка прикрепляют лучики к солнцу).

в) Пальчиковая гимнастика с шариком су-джок.

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик.

(Показать шарик в открытой ладони)

Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком)

Однажды ранним весенним утром захотел ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

(Катать шарик по ладони вперёд – назад)

Долго бежал Ёж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвёртый, пятый – и перебрался на другой берег!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)

А там поляна – большая, круглая, красивая!

(Круговые движения шариком по ладони)

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать – и – мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)

Ёжику очень понравилась поляна, он её обошёл, ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвёртый. Пятый … и он на другом берегу!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)

Быстро побежал Ёж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

(Катать шарик по ладони вперёд – назад)

А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном!

(Зажать шарик в ладошке. Шарики положить в подставки с карандашами)

г) Физкультминутка.

Логопед: Чтобы ёжик почувствовал весну, давайте выйдем и поиграем в хороводную игру «Весеннее солнце»

«Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи Дети взявшись за руки, отходят от центра круга.
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз.
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи.
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель.
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»).
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч.
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками.
Солнце, солнце, землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.
Пусть весна придёт быстрей! «Зовут» весну (руками).

д) Образование качественных прилагательных и родственных слов.

Появляется картинка – Зайчиха.

Логопед: Посмотрите, дети, кто это?

Дети: Это зайчиха.

Логопед: Но почему она плачет? Что случилось? Дети, как вы думаете? (Ответы детей: У неё болит лапка, потерялись детки, испугал волк и т. д.)

Логопед: У мамы-зайчихи потерялись детки. Маленькие зайчата. Мама плачет, потому что с ними может случиться беда? Как вы думаете, что с ними может случиться? (Ответы детей: они будут голодные, их съест волк, они заболеют и т.д.). Давайте поможем маме – зайчихе отыскать зайчат. Подойдите к столам и посмотрите, у вас у каждого лежит карта леса, на которой мама – зайчиха и её детки. Сколько зайчат вы будете искать? (Ответы детей) Возьмите в руки красный карандаш и помогите зайчатам вернуться к маме – проведите их по нужной дорожке.

(Дети выполняют задание)

Логопед: А теперь поменяйтесь картами со своим соседом и проверьте, правильно ли они показали зайчатам дорогу домой, к маме.

(Дети обмениваются листами и проверяют своих соседей)

Логопед: Дети, зайчата ещё маленькие, они появились совсем недавно и не знают, какая бывает весна. Давайте им расскажем. Подберите к слову «весна» слова, которые отвечают на вопрос: какая?

Дети: Ранняя, поздняя, солнечная, долгожданная, тёплая, и т.д.

Логопед: Когда мама-зайчиха обняла своих зайчат, то увидела, что у них мокрые лапки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Придумайте к слову «вода» семейку слов: Водичка, водица, водяной, наводнение, водолаз, водохранилище, наводнение и т.д. Какие вы молодцы, а Андрей и Слава придумали больше всех слов. Зайчата когда бегали по лесу играли в прятки и под большой ёлкой они нашли … (четыре лучика). Сколько лучиков нашёл каждый зайчонок?

(Зайчата отдают лучики – прищепки детям и четыре ребёнка прицепляют их к солнышку).

4. Итог НОД

Логопед: Посмотрите дети, мы помогли солнышку растопить снежную штору зимы?

Дети: Да.

Логопед: Во время нашего путешествия мы справились со всеми заданиями? Что мы делали?

  • закрепляли приметы весны;
  • развивали внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику;
  • учились подбирать семейку слов к слову «вода»,
  • учились подбирать слова, отвечающие на вопрос: какая?;
  • продолжали учиться читать;
  • продолжали учиться помогать друг другу, работая вместе.

- А теперь: раз, два, три ты направо повернись и в детском саду ты очутись.

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат картинки. Положите их перед собой.
Теперь подумайте и оцените себя. А затем покажите мне. Если вы сегодня выполнили все задания правильно и без ошибок то поднимите картинку – солнышко, если с чем-то вы не справились,
затруднились, то покажите солнышко, которое немного закрыла тучка, ну, а если совсем ни с каким заданием не справились – тучку.

(Дети поднимают символы и объясняют свой выбор).