Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мелодии стиха божественные тайны"

Разделы: Музыка


Александр Сергеевич Пушкин - это имя знакомо всем. Величайший русский поэт умер в расцвете сил и бесспорно, унес с собой великую тайну. И одна из главных тайн Пушкина заключается в том, что прошло уже более 170 лет после гибели поэта, а интерес к его поэзии не ослабевает.

Звучи божественным глаголом,
В своем величье непреложный.
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной.
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью.
И мир идет к тебе навстречу
Духовной жаждою томим.
(А.Передреев)

Идем навстречу Пушкину и мы. Сегодня обратимся к стихам поэта, зазвучавшим в музыке русских композиторов. Романсы – в них союз слова и музыкальных тонов составляет неразрывное единство, неразрывную связь образов с фантазией музыкантов.

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...

Эти стихи посвящены Анне Петровне Керн. Встреча Пушкина с этой женщиной произошла в Петербурге в 1819 году в доме друзей поэта Олениных (А.Н.Оленин – директор публичной библиотеки, президент Академии искусств). И спустя шесть лет он снова увидел ее в Михайловском. Эта встреча оставила в сердце Пушкина глубокое, яркое чувство: “Каждую ночь я гуляю по саду и повторяю себе: она была здесь, камень о который споткнулась, лежит у меня на столе, я пишу много стихов и думаю о ней...”.

В письме к Анне Керн Пушкин писал: “Лучшее, что я могу сделать в печальной деревенской глуши – это не думать о Вас...”. Но поэт не мог не думать о ней. Последующие письма были наполнены тем же сильным, мучительным чувством. Они оставались друзьями до самой смерти поэта.

Став жемчужиной русской поэзии, стихи легли на музыку. Русский композитор Михаил Иванович Глинка в1838 году знакомится с Екатериной Керн – дочерью Анны Керн. “Она не была хороша, - вспоминал впоследствии композитор, - но ее ясные выразительные глаза, достоинство, разлитое во всей особе все более и более меня привлекали”. Благодаря глубокому чувству композитора к Екатерине Керн появился этот романс:

- слушание романса М.И. Глинки “Я помню чудное мгновение” (переложение для тромбона и фортепиано).

Конечно, у каждого из нас возникает свой собственный образ, тот который нам близок и дорог. Вероятно в этом тоже секрет пушкинской поэзии – дать возможность каждому человеку воспринимать все как личное, принадлежащее только одному человеку. Послушайте еще один романс М.И.Глинки на стихи Пушкина “Признание”. Это одно из лучших лирических стихотворений периода Михайловской ссылки, посвященное Александре Ивановне Осиповой, падчерице хозяйки Тригорского Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф.

- слушание романса.

А вот еще один женский образ – юная ревнивица, воплощенная в музыке Александра Даргомыжского.

- романс “Юноша и дева”.

Романс Николая Андреевича Римского – Корсакова “Редеет облаков летучая гряда” - это воспоминания о пребывании в Крыму, в Гурзуфе с семьей Раевских. В стихах возникает образ природы, в последних строках говорится о Екатерине Раевской – дочери генерала Раевского, в которую поэт был влюблен. В одном письме к приятелю Пушкин писал о ней: “Признаюсь, одной мыслью этой женщины дорожу я более чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики...”

- мелодекламация романса.

- “Мери” - малоизвестный романс, посвященный юной девушке.

- слушание.

- “Я вас любил” - в стихотворении выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Поэт не хочет печалить любимую женщину своим признанием. Желает, чтобы любовь ее избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

- слушание романса “Я вас любил” в исполнении К.Готта (грамзапись)

Осенью 1830 года находясь далеко от Царского села, Пушкин посвятил проникновенные, полные грусти строки фонтану “Девушка с кувшином”. На гранитном камне, поджав колени, сидит девушка, держа разбитый черепок. Описание статуи выражает мысль Пушкина о чуде, которое творит художник. Сейчас прозвучит романс Цезаря Кюи “Царско-сельская статуя” из вокального цикла “25 стихотворений Пушкина”.

- слушание романса.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца печали?
Когда поля в час утренний молчали
Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

Стихотворение “Певец” - элегически печальное, и в тоже время в нем слышится призыв: “Услышьте!”.

Сестры Татьяна и Ольга в опере Петра Ильича Чайковского “Евгений Онегин” мечтают о будущем, исполняя дуэт “Слыхали ль вы?”

- слушание дуэта

Романс лицейского друга Пушкина Михаила Яковлева “Зимняя дорога” написан на стихи, которые поэт написал в Михайловском в ссылке.

Это очень трудное для поэта время. Вся семья уехала в Петербург, оставив Александра Сергеевича на попечении няни Арины Родионовны. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой бури – все передает настроение томительной тоски.

- исполнение романса.

В 1881 году под впечатлением смерти русского композитора Модеста Петровича Мусоргского возникает единственная в своем роде вот всей русской вокальной литературе печальная элегия Александра Порфирьевича Бородина “Для берегов отчизны дальной”. У Пушкина со стихами связана трагическая история любви. Поэт вспоминает трагическое расставание с возлюбленной Амалией Ризнич. Ее муж - богатый сербский купец, увозит из Одессы на родину в Италию, где она умирает от чахотки.

При строгой мысли о смерти, чувство поэта помнит об обещанном поцелуе свиданья. Это нежное чувство устояло перед скорбной торжественностью минуты. Сердце человека не отреклось от своих прав перед зияющей бездной смерти.

- мелодекламация романса “Для берегов отчизны дальной”.

По шутливому признанию поэта эта женщина была 113 любовью. Но те увлечения не захватывали Пушкина с той силой как теперь. По свидетельству современников она была одарена божественной красотой, как прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Наталья Гончарова – с именем этой женщины связана жизнь и гибель величайшего гения России.

Как девочка, тонка, бледна
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?

- мелодекламация стихотворенья “Мадонна” (музыка - П.И.Чайковский “Сладкая греза”).

Все пушкинское шло не только в вокальную музыку, рожденную его произведениями, но и проникало в музыкальную мысль других жанров. Ведь музыка – это отзыв души на прекрасное.

- Георгий Свиридов “Романс” из музыки к драме “Метель” (переложение для скрипки и фортепиано).