Урок по изобразительному искусству, 5 класс
Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России – Пермогорская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с Пермогорской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
- Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
- Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.
Оборудование: Альбом, гуашевые краски, кисточки, непроливашка с водой, линейка, чёрный фломастер, простой карандаш. резинка.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Вступление
3. Обозначение темы урока, роспись туеса- последовательность выполнения задания с помощью презентации.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов работы, выставка учащихся
6. Домашнее задание
Ход урока:
Урок начинаю с проверки готовности класса к работе. Доброе утро! Все ли готовы поработать в творческой мастерской?! Если да, то начинаем наш урок, занимайте свои рабочие места.
Край Русского Севера, который питает маленькие и большие притоки Северной Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми, но и своими умельцами – народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать замечательные изделия из дерева – ковши, чаши, блюда, люльки, санки, хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками, причём в каждой местности делали это по-своему, но везде одинаково хорошо. Искусствоведы потом описали разные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгская, пучугская, ракуловская, бороковская, но самой первой стоит Пермогорская роспись, которая на первом этапе считалась синонимом северодвинской росписи.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приёмы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой. <слайд № 3, 4>
Традиционная технология была трудоёмкой и предполагала грунтование дерева при помощи мела и клея с последующим покрытием поверхности белой краской. Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался чёрный рисунок, а уже потом контур заполнялся цветом. Только в последнее десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники Пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшими на смену яичным, которые с давних времён применялись в русских художественных промыслах.
Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась, и как и прежде, в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне, поэтому роспись часто называют – “белофонной”, подчёркивая тем самым значение этого цвета. Жёлтый и зелёный цвета применяют как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет рисунок с тонким чётким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность бытового предмета.
Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой - либо сцены с изображением деревенских посиделок, застолий, катаний на лошадях или крестьянского труда. <слайд № 5,6,7> Специалистам по народному искусству часто задают вопрос: стремиться ли художник данной сценой передать обычную деревенскую обстановку или же он умышленно приукрашает действительность, желая тем самым подчеркнуть торжественность момента? Вот как пишет в своей книге “Русская народная живопись” С.К. Жегалова: “Вспомним свадебные песни: в них деревенские жених и невеста величаются “князем” и “княгинею”, а обычные сани именуются “каретою”. Такой подчёркнутой праздничностью обстановки, яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой, радостной жизни скрасить тяжёлую повседневность”. Можно сказать, что главная тема росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
Назовите тему нашего урока?! Пермогорская роспись, правильно.< слайд № 8>
А знаете ли вы, из каких узоров состоит данная роспись?! В течение урока мы познакомимся с элементами и научимся их изображать на бытовых предметах. Основными образами пермогорской росписи являются птицы, кони, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии. Характерная особенность росписи – наличие полос или ярусов Ярусы-миры разделяются горизонтальными полосами, заполненными в центральной части – сюжетной композицией, в верхнем ярусе растительным узором, узорами в круге, райскими птицами, в нижнем геометрическими узорами. Возьмём к примеру Туес.< слайд № 9 >
Первый элемент с которым мы познакомимся называется “Геометрические узоры” У каждого из вас на парте лежит конверт, в нём находятся карточки для работы. Достаньте карточку №1 и положите перед собой < слайд № 10 >данным элементом росписи “Геометрические узоры” мы украсим основание туеса. (У доски работает один из учеников, выполняет оформление основания туеса – карточка№1, формат А3) Справились с поставленной задачей, молодцы. Переходим к следующему этапу работы.
Мы работаем над центральным ярусом “Сюжетные сцены” < слайд № 11 >.посмотрите на образец и создайте своё видение сюжетной сцены из жизни крестьянина. (у доски продолжает работу второй учащийся, выполняет сюжетную сцену из жизни крестьянина – карточка№1, формат А3) У всех ли получилось?! Можем ли мы приступить к следующему заключительному этапу росписи туеса?!
Заключительная работа – это роспись верхний яруса туеса < слайд № 12 >. (у доски продолжает работу третий учащийся) нам необходимо выполнить “Растительный узор” заполняя им верхний ярус, посмотрите какое разнообразие растительных элементов из которых можно создать замечательную композицию для туеса. Работаем аккуратно, соблюдая цветовую гамму пермогорской росписи.
Вот и подошла к завершению работа над туесом, расписали его вы как пермогорские мастера. Свои работы вы можете разместить на доске – “Выставка Пермогорского туеса”
Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами посмотрите на экран < Слайд 13, 14>. Вы видите, что посуда разнообразна по форме и назначению: декоративные доски, утицы и т.д. Декоративно оформляются все части предмета, каждый элемент росписи имеет своё название, постарайтесь их запомнить и зарисовать.
Возьмите из конверта карточку № 2 (1 вариант - Утица, 2 вариант - разделочная доска) Используя буклет с образцами пермогорской росписи распишите данные бытовые предметы, время ограничено. Настало время показать, как вы владеете техникой пермогорской росписи.
И с этим заданием вы справились, молодцы! Разместите свои работы на выставке “Узоры Северной Двины”.
Мы с вами познакомились с техникой росписи, орнаментами, узорами, а так же усвоили основные элементы пермогорской росписи.
Заключение: Таким образом, пермогорская роспись – это традиционное искусство Русского Севера, имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с данной росписью перебрасывает ещё один мостик между днём сегодняшним и днём вчерашним и несомненно, доставил радость от получившегося расписанного бытового предмета пермогорской росписью.
Давайте подведем итог урока.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1) С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Как называется роспись и почему у неё такое название?
2) Из каких элементов состоит данная роспись?
3) Как называются изделия?
Рефлексия
- Что понравилось в узоре данной росписи?
- Трудно ли было работать над росписью бытового предмета?
- Какие похожие росписи вам понравились?
Домашнее задание < Слайд 14 > выполнить роспись бытового предмета – прялка пермогорской росписью, используя карточки – подсказки выполненные вами на уроке изобразительного искусства. Раздаточный материал для домашнего задания раздадут дежурные по классу.
Урок закончен, до свидания.
Литература, используемая для разработки урока
- Учебно-наглядное пособие для детей “Детям о народном искусстве”, Грибовская А.А., Москва “Просвещение”, 2002 год
- Учебник изобразительное искусство “Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс”, Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва “Просвещение”, 2008 год
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства “Узоры Северной Двины”, руководитель проекта Дорожин Ю.Г., художник Ольга Знатных, Москва- 2006 год, Мозаика-Синтез.
- www.msbook.ru
- info@msbook.ru