Урок математики по теме "Шар". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать возможности
сделать его немного занимательнее.
Б.Паскаль

Цель урока: расширить представления учащихся о шаре и сфере, их сходствах и различиях, их элементах.

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить геометрические фигуры шар и сферу, их основные характеристики, отработать навыки по решению текстовых задач.
  • Развивающие: формирование способности анализировать, обобщать; развитие навыков работы с тестами; развитие навыков применения различных технологий при изучении математики.
  • Воспитательные: воспитать культуру общения, развивать умения самостоятельно мыслить, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

“Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым” А.П. Конфорович

2. Практическая деятельность учащихся.

Теоретическая разминка:

1) Каким свойством обладают точки окружности?

2) Что такое радиус (диаметр) окружности?

3) Записать формулу для вычисления длины окружности.

4) Что такое круг?

5) Приведите примеры круга.

7) Чему равно отношение длины окружности к длине её диаметра?

8) А чему равно число ?? Как запомнить?

Нужно только постараться
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Устный счёт:

а) вычислите диаметр окружности, если радиус 2 см; 0,2 см.

б) найти длину окружности, если диаметр равен 1 см;10 см.

в) найти длину окружности, если радиус равен 0,5 дм; 50 см.

г) вычислите площадь круга, если радиус 1 см.

д) вычислите площадь круга, если диаметр 2 см.

Игра “Молчанка”

Задаётся вопрос учащиеся, согласны с ответом, то надо поднять обе руки над головой и хлопнуть в ладоши, а если не согласен, то руки развести в стороны. ( Ответы записаны на карточках, которые демонстрируются учащимся)

1) По этой формуле можно вычислить длину окружности ? (да)

2) Диаметром окружности называется отрезок, соединяющий две точки окружности (нет)

3) Этой буквой обозначают площадь С? (нет)

4) По этой формуле можно вычислить площадь (да)

5) Кругом называется часть плоскости ограниченная окружностью. (Да)

6) Число (да)

7) По этой формуле можно вычислить длину окружности ? (нет)

3. Осуществление контроля знаний учащихся. Тестирование.

Фамилия, имя_____________________________

Тест по теме “Длина окружности. Площадь круга”.

1.Вычислите длину окружности , радиус которой равен 12 см.

А) 75,36см; Б) 57,96 см; В) 75,36м2; Г) 63,57 см2.

2.Вычислите площадь круга , радиус которого равен 20 дм.

А) 1256дм; Б)12,56см2; В)1256дм2; Г)125,6 дм2.

3.Диаметр колеса велосипеда 70 см. Найдите длину обода колеса.

А)219,8см; Б)2198см ; В)129,8см; Г)1,298см.

4.Диаметр основания юрты равен 8 м. Найдите площадь основания юрты.

А)502,4м2; Б)50,24 м2; В)16 м2; Г)5,024 м2.

5. Что такое сфера?

А) окружность; Б) поверхность шара; В) круг;

Г) отрезок, соединяющий две точки окружности.

4. Физкультминутка

Ребята, давайте сделаем разминку. Можно встать.

Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

Молодцы! Приступаем к работе!

5. Объяснение нового материала.

Для формулировки темы урока учащимся предлагается разгадать ребус.

Далее идет изложение материала в ходе беседы с учащимися.

- Рассмотрите предметы. Что это? (Глобус, теннисный мячик, надувной шарик, мяч, бусинки, горошины) Посмотрите, чем все эти предметы отличаются друг от друга?

- Что их объединяет, чем похожи? (Если “круглые”, то показать круг. Круг — круглый, а эти предметы?)

- Это — шары. Что является их общим свойством? (Форма)

- Что ещё? (Сравнить нарисованный мячик и мяч). (Мяч можно обхватить руками, посмотреть на него со всех сторон, то есть предметы, имеющие форму шара — объёмные, их можно “обнять”). (Объём)

- Что ещё общего у этих предметов? Посмотрите, они не хотят лежать на столе. Они все катаются. Мяч катается? Значит, он шар. Горошина катается? Это тоже шар. (Показать цилиндр и конус.) Катаются? Значит, тоже шары? Попробуйте, покатайте. Как катаются эти фигуры, и как катается шар? (Шар катится во все стороны.)

- Сделать вывод. Что общего у всех этих предметов? (Шарообразная форма, объёмность, способность кататься в разных направлениях.)

- Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Шар).

- Какую фигуру мы увидим, если “разрежем” шар пополам?

- Посмотрите вокруг. Вспомните, где вы видели предметы шарообразной формы дома, на улице, в классе? (Ёлочные украшения в форме шара, плафоны, ягоды клубки и т.д.)

6. Усвоение новых знаний и способов действий.

№ 1.Можно ли поместить в куб с ребром 7 см шар радиусом 4 см ?

7 см.

№2. Можно ли поместить в куб с ребром 9 см шар радиусом 4 см?

9 см.

 №3.Найти площадь поверхности шара и его объем, если его радиус равен 1 м.

№4. Найти площадь поверхности сферы, если ее диаметр равен 4 м.

№5. Найти площадь поверхности и объем шара, если его радиус равен 10 см.

7. Рефлексия учебной деятельности и оценивание учащихся.

Предлагается продолжить следующую фразу:

  • сегодня я узнал...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • я понял, что...
  • теперь я могу...
  • я приобрел...

8. Домашнее задание: индивидуальные карточки