Цели:
- Познакомить детей с легендами, связанными с Москвой.
- Дать объяснения тому, почему Москву назвали Москвой.
- Познакомить с флагом России, гербом города Москвы, именами создателей города.
- Познакомить детей с достопримечательностями Москвы, активизируя словарь по данной теме.
- Развивать графические навыки.
- Развивать координацию речи с движением.
- Учить детей применять знания по теме “Москва”, отвечая на вопросы викторины.
- Учить детей применять навыки работы с интерактивной доской.
- Объединить работу ребенка и родителя.
Оборудование: интерактивная доска с подготовленной презентацией и играми для занятия, печатные задания, карандаши, магнитофон, музыка для занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: - Уважаемые Москвичи и гости столицы, приглашаем Вас совершить экскурсию по самому большому, яркому и главному городу России, городу Москве.
(дети и родители занимают места).
2. Введение в тему занятия:
Логопед: - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по красавице – Москве, древней и современной, таинственной и известной.
- Вы готовы? Тогда, поехали. По-моему, к нам, кто-то едет.
Дети инсценируют легенду возникновения Москвы (звучит фонограмма)
Ехал как-то Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своей дружиною из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота.
И вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного странного зверя три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившийся исчез, словно растаял в тумане.
Вместе с князем ехал ученый грек – предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий.
Ребенок: - Что знаменует это явление?
Растолковал предсказатель это так
1 ребенок: - Витает поблизости этих мест, град треуголен, и будет вокруг него, царство великое.
2 ребенок: - А пестрая шкура значит, что сойдутся сюда народы разные.
3 ребенок: - И сбудется это явление (звучит фонограмма).
Логопед: - Конечно, это сказка. Но ведь сбылось знамение – вырос великий город.
Задание № 1 “Кто основал город Москву” (задание выполняется двумя детьми на интерактивной доске, остальные выполняют за партами)
Логопед: - Посмотрите внимательно, на фотографиях великие люди, но только один из них, должен оказаться на коне, тот, кто основал город Москву.
Логопед: - Кто же основал город Москву?
Дети: - Юрий Долгорукий.
Задание № 2 “Расшифруй слово” (задание выполняют ребенок с родителем, остальные выполняют за столами)
Первый раз Москва была упомянута в летописях в 1147 году.
Город Москва был основан 12_15_33_9_6_14_ Юрием Долгоруким.
А уже в 1263 году по желанию князя Даниила Александровича наш город стал
9_20_16_13_10_24_6_11_ удельного княжества.
1- А | 9 - З | 10 - И | 12 - К | 13 - Л | 15 - Н |
16 - О | 19 - С | 20 - Т | 24 - Ц | 30 - Ь | 33 - Я |
12_15_33_9_30_ | 19_20_16_13_10_24_1_ |
Кремль всегда был символом Москвы. С самого основания города здесь находилась крепость, которая сначала была из ... (дерева), потом постепенно отстроилась и стала ...(каменной).
Логопед: Сначала, были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса.
- А теперь смотрите внимательно.
Мультик Москва – 3 (в мультике рассказывается о флаге России, о гербе города Москвы).
После просмотра, выполняются задания.
Задание № 3 “Определите флаг России”
(выполняют двое детей, остальные выполняют на местах)
Логопед:
- Если Вы живете в России, как Вас можно назвать?
Дети: - Россияне.
Задание № 4 “На гербе Москвы изображён...” (двое детей выполняют задание, звуковой сигнал определяет правильность выполнения)
Логопед: - Кто изображен на гербе города Москвы?
Дети: Георгий Победоносец.
Мультик Москва-1 (В мультике рассказывается о Москве современной, после просмотра выполняются задания)
Задание № 5 (загадка)
Они, как и положено царям, живут в Кремле.
Она на 150 лет старше его.
Он ни разу никому не звонил.
Она ни разу ни в кого не стреляла (Царь-пушка и Царь-колокол)
На экране появляются отгадки
Игра “Чего много в Москве?”
Дети называют много (улиц, домов, людей, машин)... .
И, конечно, в Москве многокилометровые пробки. Предлагаю Вам пройтись по Москве.
Динамическая пауза видеофизминутка “Ты никогда не бывал (М. Магомаев)”. Дети выполняют движения за движущимися человечками, которые показывают достопримечательности Москвы.
Задание № 6
Логопед: Наша экскурсия продолжается “Блиц-опрос” (после правильного ответа появляется картинка).
Красная площадь (детям)
Назовите, что нарисовано на фотографии? Что означает слово “красная” - красивая.
Храм Христа Спасителя (взрослым)
Какой храм Москвы был построен в честь павших воинов Отечественной войны 1812 года?
Собор Василия Блаженного или Покрова Пресвятой Богородицы (взрослым)
Перед каким Московским храмом стоит памятник Минину и Пожарскому?
Большой театр
Здание, какого театра вы видите?
Останкинская телебашня (дети, взрослые)
Посмотрев на цветок лилии, архитектор придумал это здание.
Арбат
Какая улица Москвы в 80-годах стала первой пешеходной улицей города?
Зоопарк (детям)
Куда ведут эти ворота?
Назовите станцию метро (взрослым)
Новослободская
Вантовый мост
Он возведен в нашем районе его еще называют Живописным мостом?
Москва-сити (взрослым)
Бизнес-квартал международного образца?
Задание № 7 “Дорисуйте Останкинскую телебашню”
Итог занятия: дети исполняют композицию “Московская Кадриль”
Использованная литература.
- А.Пинчук “Моя первая книжка о Москве”
- Москвоведение (энциклопедия для детей)
- Интернет-ресурсы, картинки