Урок-инсценизация по мотивам русской народной сказки "Колобок" с использованием ИКТ. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 1


Бурное развитие информационных технологий и их внедрение в общественную практику наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. В школе, как части общества, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценивать. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютер. Образовательные средства ИКТ на уроках дают возможность выбора наиболее подходящих и доступных средств информационных технологий для организации урока. В связи с чем повышается качество и эффективность обучения, внимание учащихся концентрируется более долгое время. Все это способствуют развитию: сенсорных функций; артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; творческого мышления, коммуникативных способностей учащегося; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

В нашей школе разработаны интегрированные уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию уроков в начальной школе весьма актуальна. Создавая развивающую речевую среду, мы активно используем интегрированные уроки, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала учеников. Интегрированные уроки разрабатываются группой специалистов: учителем, учителем-логопедом, психологом, учителем информатики .

Такой урок представляет собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, музыкально-ритмической, театральной. А использование компьютерной программы “Перволого” даёт возможность каждому ребёнку включиться в выполнение заданий. Дети определяли тему урока, расшифровывая названия сказок. Каждый из героев сказки “Колобок”, которых играют дети, давал задания: собрать слова из слогов, найти слова, которые пишутся с большой буквы и обвести их в кружок, используя на компьютере карандаш. Дети работали над деформированными предложениями и выбирали предложения к заданной схеме. В ходе урока повторили ранее изученные правила.

Театрализация учебного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. А использование ИКТ на таких уроках не только активизируют внимание учащихся, но и приносят разнообразие в учебный процесс. Такие уроки актуальны и современны, нравятся детям, что создаёт дополнительную мотивацию к саморазвитию, повышению коммуникативной и информационной компетентности учащихся.

Цель урока: повторение изученных правил

Образовательные задачи:

  • Закрепить умения применять правила на новом материале, используя персональные компьютеры;
  • Расширять и совершенствовать грамматический строй речи;
  • Знакомить со словами разной слоговой структуры, с опорой на слогообразующую роль гласных;
  • Закрепить знания о русских народных сказках;

Развивающие задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение;
  • Формировать коммуникативную и информационную компетентность учащихся;
  • Развивать творческую активность детей, используя элементы театрализации;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, дружеские отношения между учениками

Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку с использованием компьютерной программы “Перволого”; раздаточный материал;

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок у нас
На уроке первый класс
Мы за парты сели ровно
И к работе всё готово
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Мы должны им показать
Как умеем мы писать
Думать, мыслить и читать
Из слов звуки выделять
На вопросы отвечать
Не суди очень строго
Ведь учились мы немного

1. Задание на развитие фонематического слуха.

- Прочитай слова по первым звукам названий этих картинок и ты узнаешь какие сказки здесь зашифрованы (Репка, Теремок, Колобок)

Беседа о русских народных сказках.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке нас ждёт встреча с героями любимой детской сказки “Колобок”. Мы непременно должны будем выполнить их задания, преодолеть все трудности, чтобы спасти главного героя.

3. Повторение и закрепление изученного материала.

Учитель: Герои сказки “Колобок” пришли сегодня на урок

Каждый заданье принёс,
И вам непременно задаст он вопрос

- Встречайте главного героя сказки. (выходит Колобок)

Колобок:

Я – Колобок,сбежал с окошка,
И деда с бабой огорчил
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел…

Учитель: Колобочек наш запел:

Колобок: (песня Колобка )

Заяц:

Хорошо поёшь,дружок!
Если выполнишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу,
И на волю отпущу.

Учитель:

Надо быстро Колобочка спасать
Помочь от Зайчишки ему убежать.

(Дети вспоминают правило, выполняют задание)

Задание: 1. Составить слова из слогов и прохлопать слоговую структуру слов, повторить правило “Сколько в слове гласных, столько и слогов). Найти слова, состящие из 2-х, 3-х и 4-х слогов. Найти слова с изученным правилом. (жи-ши пиши с буквой и)

ПОВ ШИ НИК РАФ ЖИ
РАН КА ДАШ ШИ НА МА
ВО РЕ ДЕ РАДЬ ТЕТ
ЛО ХО НИК ДИЛЬ ЛЫ МА ШИ
ТЕЛ ДЯ ШИБ О КА

Учитель:

Вот навстречу серый волк
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек спеть хотел.
Только Волк наш засопел:

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше мне заданье напиши.
Если выполнишь умело –
Дальше ты покатишь смело.

Учитель:

Ой, ребята, выручайте,
Друга в беде не оставляйте.

Задание на доске на правило: “Заглавная буква”

Обвести только имена людей. Выбрать имя полное. Образовать ласковые имена. Составить предложения с этими именами.

Иван, ученик, Маша, Аня, Тула, школа, Дружок, Таня, Миша, Мурка, Самара.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

Колобок наш утомился,
На пенёчке развалился.
Ну-ка, быстро, не ленись,
На зарядку становись.

Физкультминутка под песню “Солнечный зайчик”

Учитель:

Не попал он волку в лапы
Вдруг навстречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенёк скорей забрался
Только начал песню петь,
А медведь давай реветь:

Медведь:

Ты не пой мне, Колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу,
Да прочитай в придачу.

(Задание на доске: работа над деформированным текстом. Составить предложения из слов и озаглавить текст.)

Зовут, кошку, Мурка, нашу.

Спать, очень, она, в, любит, папином, кресле

Пушистый, сворачивается, там, в, клубок, она.

Уютно, тепло, и, Мурке.

Учитель:

Мы, Колобок, тебе поможем
Ии предложение всё сложим.

Колобок:

Вот, спасибо, помогли,
В беде не оставили
Вы настоящие друзья
Надолго вас запомню я.

Учитель:

Вот и лисонька идёт
И такую речь ведёт:

Лиса:

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Отыщи мне без сомненья
К этой схеме предложение
Получай ты мой билет,
Да готовь скорей ответ.

Учитель:

Мы, Лиса, тебя проучим,
Колобочка не получишь.
Мы сейчас его спасём,
К бабе с дедом унесём

(Задание на доске: подобрать предложение к заданной схеме, работа над скороговорками)

У Кондрата куртка коротковата.
Купила бабуся бусы Марусе.
Белые бараны били в барабаны.
Наш Полкан попал в капкан

Учитель:

Колобочка мы спасли,
От Лисицы унесли.
Он к бабке с дедкой возвращался,
И уж больше не терялся.
А спасти его от зла
Дружба наша помогла.

4. Подведение итогов урока

Учитель:

Время зря мы не теряли,
Все заданья выполняли
Как вам это удалось?
Что же сделать вам пришлось?
Вы сегодня молодцы!
Отвечали как бойцы!
Всем спасибо за урок!
А теперь звенит звонок!