Бурное развитие информационных технологий и их внедрение в общественную практику наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. В школе, как части общества, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценивать. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютер. Образовательные средства ИКТ на уроках дают возможность выбора наиболее подходящих и доступных средств информационных технологий для организации урока. В связи с чем повышается качество и эффективность обучения, внимание учащихся концентрируется более долгое время. Все это способствуют развитию: сенсорных функций; артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; творческого мышления, коммуникативных способностей учащегося; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
В нашей школе разработаны интегрированные уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию уроков в начальной школе весьма актуальна. Создавая развивающую речевую среду, мы активно используем интегрированные уроки, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала учеников. Интегрированные уроки разрабатываются группой специалистов: учителем, учителем-логопедом, психологом, учителем информатики .
Такой урок представляет собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, музыкально-ритмической, театральной. А использование компьютерной программы “Перволого” даёт возможность каждому ребёнку включиться в выполнение заданий. Дети определяли тему урока, расшифровывая названия сказок. Каждый из героев сказки “Колобок”, которых играют дети, давал задания: собрать слова из слогов, найти слова, которые пишутся с большой буквы и обвести их в кружок, используя на компьютере карандаш. Дети работали над деформированными предложениями и выбирали предложения к заданной схеме. В ходе урока повторили ранее изученные правила.
Театрализация учебного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. А использование ИКТ на таких уроках не только активизируют внимание учащихся, но и приносят разнообразие в учебный процесс. Такие уроки актуальны и современны, нравятся детям, что создаёт дополнительную мотивацию к саморазвитию, повышению коммуникативной и информационной компетентности учащихся.
Цель урока: повторение изученных правил
Образовательные задачи:
- Закрепить умения применять правила на новом материале, используя персональные компьютеры;
- Расширять и совершенствовать грамматический строй речи;
- Знакомить со словами разной слоговой структуры, с опорой на слогообразующую роль гласных;
- Закрепить знания о русских народных сказках;
Развивающие задачи:
- Развивать орфографическую зоркость;
- Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение;
- Формировать коммуникативную и информационную компетентность учащихся;
- Развивать творческую активность детей, используя элементы театрализации;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, дружеские отношения между учениками
Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку с использованием компьютерной программы “Перволого”; раздаточный материал;
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок у нас
На уроке первый класс
Мы за парты сели ровно
И к работе всё готово
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Мы должны им показать
Как умеем мы писать
Думать, мыслить и читать
Из слов звуки выделять
На вопросы отвечать
Не суди очень строго
Ведь учились мы немного
1. Задание на развитие фонематического слуха.
- Прочитай слова по первым звукам названий этих картинок и ты узнаешь какие сказки здесь зашифрованы (Репка, Теремок, Колобок)
Беседа о русских народных сказках.
2. Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке нас ждёт встреча с героями любимой детской сказки “Колобок”. Мы непременно должны будем выполнить их задания, преодолеть все трудности, чтобы спасти главного героя.
3. Повторение и закрепление изученного материала.
Учитель: Герои сказки “Колобок” пришли сегодня на урок
Каждый заданье принёс,
И вам непременно задаст он вопрос
- Встречайте главного героя сказки. (выходит Колобок)
Колобок:
Я – Колобок,сбежал с окошка,
И деда с бабой огорчил
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел…
Учитель: Колобочек наш запел:
Колобок: (песня Колобка )
Заяц:
Хорошо поёшь,дружок!
Если выполнишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу,
И на волю отпущу.
Учитель:
Надо быстро Колобочка спасать
Помочь от Зайчишки ему убежать.
(Дети вспоминают правило, выполняют задание)
Задание: 1. Составить слова из слогов и прохлопать слоговую структуру слов, повторить правило “Сколько в слове гласных, столько и слогов). Найти слова, состящие из 2-х, 3-х и 4-х слогов. Найти слова с изученным правилом. (жи-ши пиши с буквой и)
ПОВ | ШИ | НИК | РАФ | ЖИ | ||
РАН | КА | ДАШ | ШИ | НА | МА | |
ВО | РЕ | ДЕ | РАДЬ | ТЕТ | ||
ЛО | ХО | НИК | ДИЛЬ | ЛЫ | МА | ШИ |
ТЕЛ | ДЯ | ШИБ | О | КА |
Учитель:
Вот навстречу серый волк
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек спеть хотел.
Только Волк наш засопел:
Волк:
С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше мне заданье напиши.
Если выполнишь умело –
Дальше ты покатишь смело.
Учитель:
Ой, ребята, выручайте,
Друга в беде не оставляйте.
Задание на доске на правило: “Заглавная буква”
Обвести только имена людей. Выбрать имя полное. Образовать ласковые имена. Составить предложения с этими именами.
Иван, ученик, Маша, Аня, Тула, школа, Дружок, Таня, Миша, Мурка, Самара.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
Колобок наш утомился,
На пенёчке развалился.
Ну-ка, быстро, не ленись,
На зарядку становись.
Физкультминутка под песню “Солнечный зайчик”
Учитель:
Не попал он волку в лапы
Вдруг навстречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенёк скорей забрался
Только начал песню петь,
А медведь давай реветь:
Медведь:
Ты не пой мне, Колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу,
Да прочитай в придачу.
(Задание на доске: работа над деформированным текстом. Составить предложения из слов и озаглавить текст.)
Зовут, кошку, Мурка, нашу.
Спать, очень, она, в, любит, папином, кресле
Пушистый, сворачивается, там, в, клубок, она.
Уютно, тепло, и, Мурке.
Учитель:
Мы, Колобок, тебе поможем
Ии предложение всё сложим.
Колобок:
Вот, спасибо, помогли,
В беде не оставили
Вы настоящие друзья
Надолго вас запомню я.
Учитель:
Вот и лисонька идёт
И такую речь ведёт:
Лиса:
Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Отыщи мне без сомненья
К этой схеме предложение
Получай ты мой билет,
Да готовь скорей ответ.
Учитель:
Мы, Лиса, тебя проучим,
Колобочка не получишь.
Мы сейчас его спасём,
К бабе с дедом унесём
(Задание на доске: подобрать предложение к заданной схеме, работа над скороговорками)
У Кондрата куртка коротковата.
Купила бабуся бусы Марусе.
Белые бараны били в барабаны.
Наш Полкан попал в капкан
Учитель:
Колобочка мы спасли,
От Лисицы унесли.
Он к бабке с дедкой возвращался,
И уж больше не терялся.
А спасти его от зла
Дружба наша помогла.
4. Подведение итогов урока
Учитель:
Время зря мы не теряли,
Все заданья выполняли
Как вам это удалось?
Что же сделать вам пришлось?
Вы сегодня молодцы!
Отвечали как бойцы!
Всем спасибо за урок!
А теперь звенит звонок!